1,5 млн тонн перевезенных грузов за прошлый год и модернизация судов: чем живет сегодня речное пароходство страны
07.05.2021 00:15:30
В стране стартовал сезон навигации: с апреля теплоходы и баржи бороздят воды Сожа, Березины, Муховца, Пины, Припяти и Днепра. По водной глади они перевозят песок, щебень и отвес. В прошлом году суда РТУП «Белорусское речное пароходство» перевезли 1,5 миллиона тонн грузов. Как сегодня живет отрасль, с какими проблемами сталкивается и какие планы строит на будущее?
Отправляюсь в речной порт Бобруйск. Он первым включился в сезон навигации. Расположен на 174-м километре реки Березина и предназначен для переработки навалочных грузов. Длина причальной линии — 560 метров. В распоряжении порта — два буксирных теплохода, две земмашины и 12 единиц несамоходного флота. Это все, что я пока знаю об этом комплексе сооружений.
— Основная деятельность порта — добыча речного песка, — сразу вводит в курс дела начальник грузового участка Евгений Мартус. — За год порт добывает его в среднем 150 тысяч тонн.
На территории обращаю внимание на погрузчик, который ковшом забрасывает песок в кузов самосвала. Это покупатель приехал за товаром. Товар, к слову, из новой партии — с начала навигации здесь добыли уже 15 тысяч тонн песка. Берут его преимущественно крупные строительные организации, такие как ПМК, домостроительный комбинат и завод крупнопанельного домостроения. Основные клиенты местные — предприятия Бобруйска и ближайших районов. Охотно приобретают песок и обычные люди. Правда, закупаются в более скромных объемах.
Сезон навигации в этом году начался по плану.
Пока разговариваем с начальником грузового участка, команда буксирного теплохода готовится к очередному рейсу. Каждый год речники разрабатывают новые места добычи песка — после согласования с комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этом году специалисты порта будут работать на месте, в Бобруйске. Раньше несколько сезонов они добывали песок за 130 километров от порта, недалеко от Светлогорска, для местных потребителей. Тогда трудились вахтовым методом.
Ковш крана за раз хватает 3,5 тонны песка.
Вахтенная смена начинается в 8:00. Буксирный теплоход отчаливает от берега. На его борту — команда из пяти человек — капитана, механика и мотористов. На теплоходе есть условия для питания и проживания. Но они сегодня не понадобятся ввиду похода на небольшое расстояние. К носу теплохода прикреплен рудовоз, широкая платформа которого вмещает 1100 тонн песка.
Первый в этом году речной песок.
Через час мы на земснаряде. Эта плавучая машина обычно очищает водоемы и углубляет реки. Под нее подвели рудовоз. Земснаряд насосом накачивает со дна реки пульпу, пульпа поступает в трубу, а из нее — на рудовоз. Рыхлая смесь остается на рудовозе, лишняя влага уходит через технологические люки. Всем технологическим процессом из рубки управляет первый помощник командира земснаряда ЗСБ-16 Анатолий Чайкин. На все — примерно полтора часа. Груженый рудовоз возвращается в порт.
Технологическим процессом добычи управляет первый помощник командира земснаряда.
Вахтенная смена начинается с 8:00.
Теплоход пришвартовался к причальной стене. За дело берется машинист портального крана. Ковш этой гигантской машины за раз хватает 3,5 тонны песка и выстраивает из него горы на берегу. Позже этот сыпучий товар разберут покупатели.
Буксирный теплоход толкает рудовоз, платформа которого вмещает 1100 тонн.
КОМПЕТЕНТНО
РТУП «Белорусское речное пароходство» на прошлой неделе посетил министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Цель поездки — обсуждение организации эффективной работы пароходства. Например, речь шла о реорганизации предприятия с учетом разделения перевозочной и портовой деятельности.
— Рассматривались различные варианты комплексных изменений подходов к деятельности Белорусского речного пароходства. В кратчайшие сроки необходимо проработать каждый из них и разработать соответствующий бизнес-план, а также финансово-экономические обоснования предстоящих изменений, — уточнил министр. — Это касается текущего состояния, организационной структуры и планов по развитию на дальнейшую перспективу.
Примерно через полтора часа рудовоз будет загружен.
КОММЕНТАРИЙ
Анна Куриленок, пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций:
— В рамках мероприятий, реализуемых в соответствии с Госпрограммой развития транспортного комплекса Беларуси на 2016—2020 годы, в межнавигационный период прошедшей пятилетки осуществлена модернизация двух несамоходных барж и одного буксирного теплохода. Межнавигационные ремонтные работы выполнялись организациями в соответствии с локальными планами, которые формировались на основе объективной потребности. В навигационный период 2021 года и на период до 2025-го работа министерства планируется в рамках мероприятий принятой Госпрограммы «Транспортный комплекс» на предстоящую пятилетку.
ЭТО ФАКТ
Дату начала действия навигационного обслуживания водных путей, исходя из погодных условий, ежегодно устанавливает Министерство транспорта и коммуникаций.
На внутренних водных путях страны суда речного пароходства в прошлом году перевезли примерно 1,5 миллиона тонн грузов и чуть больше 28 тысяч пассажиров. Востребованы ли сегодня грузоперевозки водным транспортом, нужно ли модернизировать речной флот и какие планы на будущее у РТУП «Белорусское речное пароходство»? Об этом мы говорим с генеральным директором предприятия Андреем Касьянюком.
— Андрей Сергеевич, Белорусское речное пароходство — основная организация, которая перевозит груз водным транспортом внутри страны. О каком грузе идет речь?
— Основной вид деятельности всего флота, сосредоточенного в восьми портах, — перевозка строительного песка, щебня и отсева. Предприятие также имеет большой опыт в организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов из стран дальнего зарубежья через Херсонский морской торговый порт. В сентябре 2019 года перевезли верхнюю часть реактора R-2001 установки каталитического крекинга в сборе с райзером и пересыпными трубами для ОАО «Мозырский НПЗ» из Херсона до причала завода. Несколько лет назад предприятие доставило по реке Сож из Кричева в Славгород две металлические пролетные конструкции для строительства моста. Перевозимые конструкции довольно габаритны: вес каждой из них — 235 тонн. Это была уникальная перевозка. К сожалению, перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов бывает редко. Предприятия перемещают их не так часто, как нам хотелось бы.
Всего за навигацию 2020-го судами пароходства перевезено 1,5 миллиона тонн грузов, величина грузооборота составила 19,1 миллиона тонн на километр. Наибольшее количество перевезено речным портом Гомель — 566 тысяч тонн.
— Перевозка грузов выполняется весь навигационный период?
— Уже несколько лет у нас неблагоприятные гидрологические условия. Из-за недостаточных глубин перевозку между портами мы осуществляем не весь навигационный период.
— Реки мелеют. В таком случае есть ли необходимость модернизировать флот?
— Есть. Нужно строить новые баржи или модернизировать старые, например, из двух сделать одну — более широкую и длинную. Так увеличиваются площадь и грузоподъемность, а осадка судна уменьшается. Суда мы модернизируем сами по проектам конструкторского бюро по проектированию речных судов и других объектов водного транспорта ОАО «Белсудопроект».
— В речном пароходстве большой флот?
— На балансе предприятия — более 200 единиц. Такого количества хватает для эффективной работы. Это буксирные теплоходы, баржи-площадки, средства плавмеханизации и пассажирские теплоходы. Ведь мы занимаемся не только грузоперевозками. Основные виды деятельности предприятия — транспортная обработка грузов, экспедирование, судостроение и судоремонт, изготовление металлоконструкций, а также пассажирские перевозки, которые организуются в нерегулярном сообщении и, как правило, по заявкам организаций. Так, в 2020-м услугами воспользовались чуть больше 28 тысяч пассажиров.
— Какие планы у Белорусского речного пароходства на этот год?
— Мы продолжим перевозить грузы внутри страны. Также в ближайшее время предполагаем начать перевозки белорусских грузов в речные и морские порты Украины, а оттуда товары будут расходиться по всему миру.
misnik@sb.by
Отправляюсь в речной порт Бобруйск. Он первым включился в сезон навигации. Расположен на 174-м километре реки Березина и предназначен для переработки навалочных грузов. Длина причальной линии — 560 метров. В распоряжении порта — два буксирных теплохода, две земмашины и 12 единиц несамоходного флота. Это все, что я пока знаю об этом комплексе сооружений.
— Основная деятельность порта — добыча речного песка, — сразу вводит в курс дела начальник грузового участка Евгений Мартус. — За год порт добывает его в среднем 150 тысяч тонн.
На территории обращаю внимание на погрузчик, который ковшом забрасывает песок в кузов самосвала. Это покупатель приехал за товаром. Товар, к слову, из новой партии — с начала навигации здесь добыли уже 15 тысяч тонн песка. Берут его преимущественно крупные строительные организации, такие как ПМК, домостроительный комбинат и завод крупнопанельного домостроения. Основные клиенты местные — предприятия Бобруйска и ближайших районов. Охотно приобретают песок и обычные люди. Правда, закупаются в более скромных объемах.
Сезон навигации в этом году начался по плану.
Пока разговариваем с начальником грузового участка, команда буксирного теплохода готовится к очередному рейсу. Каждый год речники разрабатывают новые места добычи песка — после согласования с комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этом году специалисты порта будут работать на месте, в Бобруйске. Раньше несколько сезонов они добывали песок за 130 километров от порта, недалеко от Светлогорска, для местных потребителей. Тогда трудились вахтовым методом.
Ковш крана за раз хватает 3,5 тонны песка.
Вахтенная смена начинается в 8:00. Буксирный теплоход отчаливает от берега. На его борту — команда из пяти человек — капитана, механика и мотористов. На теплоходе есть условия для питания и проживания. Но они сегодня не понадобятся ввиду похода на небольшое расстояние. К носу теплохода прикреплен рудовоз, широкая платформа которого вмещает 1100 тонн песка.
Первый в этом году речной песок.
Через час мы на земснаряде. Эта плавучая машина обычно очищает водоемы и углубляет реки. Под нее подвели рудовоз. Земснаряд насосом накачивает со дна реки пульпу, пульпа поступает в трубу, а из нее — на рудовоз. Рыхлая смесь остается на рудовозе, лишняя влага уходит через технологические люки. Всем технологическим процессом из рубки управляет первый помощник командира земснаряда ЗСБ-16 Анатолий Чайкин. На все — примерно полтора часа. Груженый рудовоз возвращается в порт.
Технологическим процессом добычи управляет первый помощник командира земснаряда.
Вахтенная смена начинается с 8:00.
Теплоход пришвартовался к причальной стене. За дело берется машинист портального крана. Ковш этой гигантской машины за раз хватает 3,5 тонны песка и выстраивает из него горы на берегу. Позже этот сыпучий товар разберут покупатели.
Буксирный теплоход толкает рудовоз, платформа которого вмещает 1100 тонн.
КОМПЕТЕНТНО
РТУП «Белорусское речное пароходство» на прошлой неделе посетил министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Цель поездки — обсуждение организации эффективной работы пароходства. Например, речь шла о реорганизации предприятия с учетом разделения перевозочной и портовой деятельности.
— Рассматривались различные варианты комплексных изменений подходов к деятельности Белорусского речного пароходства. В кратчайшие сроки необходимо проработать каждый из них и разработать соответствующий бизнес-план, а также финансово-экономические обоснования предстоящих изменений, — уточнил министр. — Это касается текущего состояния, организационной структуры и планов по развитию на дальнейшую перспективу.
Примерно через полтора часа рудовоз будет загружен.
КОММЕНТАРИЙ
Анна Куриленок, пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций:
— В рамках мероприятий, реализуемых в соответствии с Госпрограммой развития транспортного комплекса Беларуси на 2016—2020 годы, в межнавигационный период прошедшей пятилетки осуществлена модернизация двух несамоходных барж и одного буксирного теплохода. Межнавигационные ремонтные работы выполнялись организациями в соответствии с локальными планами, которые формировались на основе объективной потребности. В навигационный период 2021 года и на период до 2025-го работа министерства планируется в рамках мероприятий принятой Госпрограммы «Транспортный комплекс» на предстоящую пятилетку.
ЭТО ФАКТ
Дату начала действия навигационного обслуживания водных путей, исходя из погодных условий, ежегодно устанавливает Министерство транспорта и коммуникаций.
Изгибы речного пути
Гендиректор Белорусского речного пароходства — о планах предприятия на этот годНа внутренних водных путях страны суда речного пароходства в прошлом году перевезли примерно 1,5 миллиона тонн грузов и чуть больше 28 тысяч пассажиров. Востребованы ли сегодня грузоперевозки водным транспортом, нужно ли модернизировать речной флот и какие планы на будущее у РТУП «Белорусское речное пароходство»? Об этом мы говорим с генеральным директором предприятия Андреем Касьянюком.
— Андрей Сергеевич, Белорусское речное пароходство — основная организация, которая перевозит груз водным транспортом внутри страны. О каком грузе идет речь?
— Основной вид деятельности всего флота, сосредоточенного в восьми портах, — перевозка строительного песка, щебня и отсева. Предприятие также имеет большой опыт в организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов из стран дальнего зарубежья через Херсонский морской торговый порт. В сентябре 2019 года перевезли верхнюю часть реактора R-2001 установки каталитического крекинга в сборе с райзером и пересыпными трубами для ОАО «Мозырский НПЗ» из Херсона до причала завода. Несколько лет назад предприятие доставило по реке Сож из Кричева в Славгород две металлические пролетные конструкции для строительства моста. Перевозимые конструкции довольно габаритны: вес каждой из них — 235 тонн. Это была уникальная перевозка. К сожалению, перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов бывает редко. Предприятия перемещают их не так часто, как нам хотелось бы.
Всего за навигацию 2020-го судами пароходства перевезено 1,5 миллиона тонн грузов, величина грузооборота составила 19,1 миллиона тонн на километр. Наибольшее количество перевезено речным портом Гомель — 566 тысяч тонн.
— Перевозка грузов выполняется весь навигационный период?
— Уже несколько лет у нас неблагоприятные гидрологические условия. Из-за недостаточных глубин перевозку между портами мы осуществляем не весь навигационный период.
— Реки мелеют. В таком случае есть ли необходимость модернизировать флот?
— Есть. Нужно строить новые баржи или модернизировать старые, например, из двух сделать одну — более широкую и длинную. Так увеличиваются площадь и грузоподъемность, а осадка судна уменьшается. Суда мы модернизируем сами по проектам конструкторского бюро по проектированию речных судов и других объектов водного транспорта ОАО «Белсудопроект».
— В речном пароходстве большой флот?
— На балансе предприятия — более 200 единиц. Такого количества хватает для эффективной работы. Это буксирные теплоходы, баржи-площадки, средства плавмеханизации и пассажирские теплоходы. Ведь мы занимаемся не только грузоперевозками. Основные виды деятельности предприятия — транспортная обработка грузов, экспедирование, судостроение и судоремонт, изготовление металлоконструкций, а также пассажирские перевозки, которые организуются в нерегулярном сообщении и, как правило, по заявкам организаций. Так, в 2020-м услугами воспользовались чуть больше 28 тысяч пассажиров.
— Какие планы у Белорусского речного пароходства на этот год?
— Мы продолжим перевозить грузы внутри страны. Также в ближайшее время предполагаем начать перевозки белорусских грузов в речные и морские порты Украины, а оттуда товары будут расходиться по всему миру.
misnik@sb.by