Готовы ли наши предприятия по производству экоупаковки и посуды удовлетворить потребности внутреннего рынка
15.01.2022 00:24:58
В нашей стране реализуется план по поэтапному снижению использования полимерной упаковки. Соответствующее решение Совмин принял еще в начале 2020 года. Среди предусмотренных документом мер — увеличение мощностей по производству сырья для биоупаковки, развитие переработки вторичных ресурсов, внедрение депозитно-залоговой системы обращения тары и другое. Летом МАРТ сократил перечень одноразовой посуды, запрещенной к продаже и использованию в общепите. В его работу опять вернулись лотки, контейнеры, ланч-боксы, коррексы, банки и бутылки, некоторые стаканы, трубочки для напитков. Предполагалось также увеличить переходный период по замене отдельных видов одноразовой пластиковой посуды на альтернативную упаковку, ведь пока в нашей стране недостаточно отдельных ее видов. По оценкам МАРТ, в 2020 году сектору общественного питания нужно было около 200 миллионов единиц одноразовой посуды.
«Р» изучила, насколько наши производители готовы обеспечить экоупаковкой внутренний рынок страны и сколько поставляют за рубеж.
В месяц с конвейера сходит 80—100 миллионов единиц бумажной упаковки, из них более 85 процентов идет на экспорт.
На предприятии, работающем в СЭЗ «Минск», помнят практически все тенденции на рынке экоупаковки (ее здесь производят более 20 лет). Сегодня компания входит в концерн «Беллесбумпром», последовательно реализующий политику безотходной переработки древесного сырья по полному циклу: от заготовки до производства и переработки.
Постепенно уход от массового использования пластика становился все более очевидным, и ассортимент производства значительно расширился. Сейчас предприятие — это 14 000 квадратных метров современного производства, которое предлагает около 30 видов разновидности бумаги и более 300 размеров бумажной упаковки. В том числе мучной пакет, для овощей и фруктов, для рыбы и мяса, с ручками и без, уголок-конверт…
Сейчас предприятие предлагает около 30 видов разновидности бумаги и более 300 размеров бумажной упаковки.
— В качестве сырья мы используем белорусскую беленую целлюлозу, а также коричневую, ранее переработанную. Кроме того, определенное количество этого сырья поступает из-за рубежа. В основном коричневая целлюлоза: продукты переработки не используют для изготовления упаковки, имеющей прямой контакт с продуктами питания, — поясняет некоторые производственные нюансы коммерческий директор компании Юрий Труханов.
В качестве сырья используется белорусская беленая целлюлоза, а также коричневая, ранее переработанная.
Заметно выросли объемы производства экоупаковки в 2015—2019 годах, но корректировки внесла пандемия:
— Когда обострилась ситуация с коронавирусом, розничная торговля стала паковать выпечку в полиэтиленовые пакеты или стрейч-пленку. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, бытовало мнение, что на полиэтилене бактерии живут меньше, чем на бумаге. Хотя есть исследования, доказывающие обратное, — отмечает Юрий Труханов. — Тогда многие торговые сети поставили на паузу закупку бумажных пакетов. Суммарно с приходом пандемии объемы реализации этой упаковки в нашей стране снизились практически вдвое.
Сейчас в месяц предприятие производит 80—100 миллионов единиц бумажной упаковки, из них более 85 процентов идет на экспорт: в Россию, Литву, Латвию, Казахстан, Эстонию, Францию, Германию, Скандинавию… Восточные соседи заказывают упаковку для хлебобулочных изделий, муки, соли. Если говорить о странах Евросоюза, то заказы поступают в основном на пакеты для хлеба и хлебобулочных изделий, а также в розницу — для фасовки фруктов и овощей. В нашей стране самые востребованные хлебный и сахарный пакеты с ручками.
— Сейчас мы наращиваем объемы поставок в Евросоюз, хотя наших мощностей было бы достаточно если не полностью заменить полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку в стране, то сделать так, чтобы бумага была представлена как альтернатива, в равной доле с ними, — поясняет Юрий Труханов. — На сегодня наша загрузка пока 30 процентов, и мы бы хотели нарастить объемы поставок на белорусский рынок. Как это видим? Прежде всего, ретейлы должны располагать бумажные пакеты в том же месте, что и полиэтиленовые, чтобы у покупателей был выбор. Важно это сделать и у держателей с фасовочными пакетами у овощей или фруктов: есть возможность упаковать их в экологичные материалы, в которых, кстати, свежая продукция хранится дольше. Однако не последнее значение имеет ценовой вопрос. Во-первых, пластиковые фасовочные пакеты выдаются покупателям бесплатно, за бумажную же упаковку приходится доплачивать. Во-вторых, мы выпускаем пакеты с ручками по цене 17 копеек, в сети же видим тот же пакет по полтора рубля за штуку… Кстати, цена за пакет зависит от объемов производства — если они увеличатся, то и себестоимость снизится. Я посчитал: если в месяц магазин будет заказывать у нас 5—6 миллионов пакетов для овощей-фруктов, то каждый из них будет стоить 25 копеек — дешевле, чем биоразлагаемый из кукурузного крахмала, и столько же, что и обычный полиэтиленовый.
Влияние пандемии чувствуется и на мировом рынке: цены на некоторое сырье стали заметно повышаться. Интересно, что за счет изменения конъюнктуры стоимость полиэтиленового пакета плавно движется к уровню бумажного. Полиэтиленовая гранула подорожала практически вдвое, бумага же — приблизительно на 30—60 процентов в зависимости от сырья.
— Почему полиэтиленовый пакет всегда был дешевле бумажного? При одинаковом размере первый весит один грамм, второй — десять граммов, следовательно, отличаются объемы сырья, затраченного на изготовление, и цена получившегося продукта, — подчеркнул Юрий Труханов.
Кстати, не всю бумажную упаковку можно относить к эко. Зачастую производители выставляют требование сделать пластиковое окно в хлебном пакете, чтобы продемонстрировать покупателю, как выглядит продукция. Тем не менее, обратил внимание Юрий Труханов, в последние несколько лет доля подобной упаковки уменьшилась в разы.
Постепенный уход от массового использования пластика позволил значительно расширить ассортимент производства.
— Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что, несмотря на то что основная часть экопосуды импортируется, данная ниша в стране достаточно насыщенная, — делится начальник отдела продаж компании Виктор Свентицкий. — Сегодня 20—30 процентов от общего объема продукции, выпускаемой предприятием, идет на экспорт.
— Запуск линии был рискованным: на тот момент эта продукция была в новинку для белорусского рынка, но и перспективы выглядели достаточно хорошо, — рассказывает нюансы запуска нового направления заместитель директора Денис Дедковский. — На экспорт шла небольшая доля продукции собственного производства — не более 10 процентов в Россию. Основное количество товара реализовывали на внутреннем рынке. С развитием кофейного бизнеса и рынка общепита росли объемы продаж бумажных стаканов, одноразовой упаковки и посуды. Был период, когда мы работали исключительно на внутренний рынок. Сейчас пришли новые производства одноразовой посуды, в большом количестве поступает недорогой товар из России, Украины, Польши, Турции, Китая — заниматься производством стало не так выгодно, как раньше. Поэтому мы переформатировались: на данный момент на линии бумажных стаканов делают их с фирменным брендом клиента. На импорт идут без печати и с нейтральным рисунком. Что касается стоимости, то этот товар собственного производства с брендом клиента значительно дешевле, чем импортный.
Чтобы удержать позиции на рынке, компания расширила ассортимент наименованиями зарубежного производства — новинками в области эко- и биоупаковки.
— Сейчас позиционируем себя как поставщика не только бумажных стаканов, картонной упаковки, но и посуды, упаковки из композита на основе древесных опилок и крахмала, тростника и прессованной целлюлозной массы, PLA, — замечает Денис Дедковский. — Самая популярная позиция из ассортимента — бумажные стаканы. С введением запрета на использование пластиковых приборов повысились продажи столовых приборов из крахмала, а также картонной упаковки, в том числе для фастфуда. Кроме того, с введением запрета на использование пластиковых контейнеров были планы открыть линию по производству картонной упаковки, но пока этот вопрос на паузе.
С 2014 года для торговли действует правило: товары передаются покупателю в упакованном виде. В МАРТ разъяснили:
— Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 года № 703, не упакованные изготовителем товары, которые по своему характеру требуют ее наличия, передаются покупателю в упакованном виде без взимания платы. Исключение — продажа напитков в розлив. Стоимость предоставляемой бесплатной упаковки — это расходы на реализацию субъектов торговли. Тип бесплатной упаковки определяет сам продавец: будет это бумажная, полимерная или иная. Главное — продукт должен оставаться качественным и не терять своих потребительских свойств. Цены на бумажные пакеты и упаковку в розничной торговле не регулируются. Внесение изменений в законодательство о торговле в части установления требования к обязательному использованию только бумажной или иной упаковки в качестве бесплатной в настоящее время не планируется. Пересмотр перечня одноразовой пластиковой посуды, запрещенной к продаже и использованию в общепите, возможен после расширения производственных мощностей по выпуску более широкого ассортимента одноразовой посуды и экоупаковки белорусского производства. Пока полностью отказаться от одноразовой пластиковой посуды невозможно. По мнению ретейла, в стране недостаточно отдельных видов альтернативной упаковки из экоматериалов, в том числе белорусского производства, позволяющей обеспечить должные условия хранения и реализации продукции.
Что в итоге? Производители экоупаковки и посуды могут и готовы поставлять на внутренний рынок необходимый объем альтернативной пластику продукции, но ретейл заказывать ее пока не торопится: получается дороже. Словом, предложение есть, а спрос в стадии формирования. Как повысить заинтересованность торговых сетей? Вопрос, похоже, требует детальной проработки заинтересованными сторонами.
Светлана БЕЛАЯ.
«Р» изучила, насколько наши производители готовы обеспечить экоупаковкой внутренний рынок страны и сколько поставляют за рубеж.
В месяц с конвейера сходит 80—100 миллионов единиц бумажной упаковки, из них более 85 процентов идет на экспорт.
Мощности бумажного пакета
На 2020 — начало 2021 года в стране производили из натуральных и комбинированных материалов только стаканы, упаковки для пиццы, палочки для размешивания, лотки для печенья и подобных кондитерских изделий, креманки для мороженого. Также в прошлом году наладили выпуск вилок, ложек, ножей, трубочек для напитков. Мощности наших предприятий покрывали потребность сектора общепита в стаканах на 32 процента, в упаковках для пиццы — на 430, в палочках для размешивания — на 281 процент, в лотках — почти на 36.На предприятии, работающем в СЭЗ «Минск», помнят практически все тенденции на рынке экоупаковки (ее здесь производят более 20 лет). Сегодня компания входит в концерн «Беллесбумпром», последовательно реализующий политику безотходной переработки древесного сырья по полному циклу: от заготовки до производства и переработки.
Постепенно уход от массового использования пластика становился все более очевидным, и ассортимент производства значительно расширился. Сейчас предприятие — это 14 000 квадратных метров современного производства, которое предлагает около 30 видов разновидности бумаги и более 300 размеров бумажной упаковки. В том числе мучной пакет, для овощей и фруктов, для рыбы и мяса, с ручками и без, уголок-конверт…
Сейчас предприятие предлагает около 30 видов разновидности бумаги и более 300 размеров бумажной упаковки.
— В качестве сырья мы используем белорусскую беленую целлюлозу, а также коричневую, ранее переработанную. Кроме того, определенное количество этого сырья поступает из-за рубежа. В основном коричневая целлюлоза: продукты переработки не используют для изготовления упаковки, имеющей прямой контакт с продуктами питания, — поясняет некоторые производственные нюансы коммерческий директор компании Юрий Труханов.
В качестве сырья используется белорусская беленая целлюлоза, а также коричневая, ранее переработанная.
Заметно выросли объемы производства экоупаковки в 2015—2019 годах, но корректировки внесла пандемия:
— Когда обострилась ситуация с коронавирусом, розничная торговля стала паковать выпечку в полиэтиленовые пакеты или стрейч-пленку. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, бытовало мнение, что на полиэтилене бактерии живут меньше, чем на бумаге. Хотя есть исследования, доказывающие обратное, — отмечает Юрий Труханов. — Тогда многие торговые сети поставили на паузу закупку бумажных пакетов. Суммарно с приходом пандемии объемы реализации этой упаковки в нашей стране снизились практически вдвое.
Сейчас в месяц предприятие производит 80—100 миллионов единиц бумажной упаковки, из них более 85 процентов идет на экспорт: в Россию, Литву, Латвию, Казахстан, Эстонию, Францию, Германию, Скандинавию… Восточные соседи заказывают упаковку для хлебобулочных изделий, муки, соли. Если говорить о странах Евросоюза, то заказы поступают в основном на пакеты для хлеба и хлебобулочных изделий, а также в розницу — для фасовки фруктов и овощей. В нашей стране самые востребованные хлебный и сахарный пакеты с ручками.
— Сейчас мы наращиваем объемы поставок в Евросоюз, хотя наших мощностей было бы достаточно если не полностью заменить полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку в стране, то сделать так, чтобы бумага была представлена как альтернатива, в равной доле с ними, — поясняет Юрий Труханов. — На сегодня наша загрузка пока 30 процентов, и мы бы хотели нарастить объемы поставок на белорусский рынок. Как это видим? Прежде всего, ретейлы должны располагать бумажные пакеты в том же месте, что и полиэтиленовые, чтобы у покупателей был выбор. Важно это сделать и у держателей с фасовочными пакетами у овощей или фруктов: есть возможность упаковать их в экологичные материалы, в которых, кстати, свежая продукция хранится дольше. Однако не последнее значение имеет ценовой вопрос. Во-первых, пластиковые фасовочные пакеты выдаются покупателям бесплатно, за бумажную же упаковку приходится доплачивать. Во-вторых, мы выпускаем пакеты с ручками по цене 17 копеек, в сети же видим тот же пакет по полтора рубля за штуку… Кстати, цена за пакет зависит от объемов производства — если они увеличатся, то и себестоимость снизится. Я посчитал: если в месяц магазин будет заказывать у нас 5—6 миллионов пакетов для овощей-фруктов, то каждый из них будет стоить 25 копеек — дешевле, чем биоразлагаемый из кукурузного крахмала, и столько же, что и обычный полиэтиленовый.
Влияние пандемии чувствуется и на мировом рынке: цены на некоторое сырье стали заметно повышаться. Интересно, что за счет изменения конъюнктуры стоимость полиэтиленового пакета плавно движется к уровню бумажного. Полиэтиленовая гранула подорожала практически вдвое, бумага же — приблизительно на 30—60 процентов в зависимости от сырья.
— Почему полиэтиленовый пакет всегда был дешевле бумажного? При одинаковом размере первый весит один грамм, второй — десять граммов, следовательно, отличаются объемы сырья, затраченного на изготовление, и цена получившегося продукта, — подчеркнул Юрий Труханов.
Кстати, не всю бумажную упаковку можно относить к эко. Зачастую производители выставляют требование сделать пластиковое окно в хлебном пакете, чтобы продемонстрировать покупателю, как выглядит продукция. Тем не менее, обратил внимание Юрий Труханов, в последние несколько лет доля подобной упаковки уменьшилась в разы.
Постепенный уход от массового использования пластика позволил значительно расширить ассортимент производства.
Основа — внутренний рынок
Гродненское предприятие предлагает как ассортимент продукции собственного производства — бумажные пакеты, ручки и шпагаты для них, бумажные трубочки, так и импортные бумажные стаканы. В качестве сырья выбирают, как правило, российскую или финскую бумагу или картон. К слову, местного производителя тоже не обходят стороной — закупили для изготовления упаковки и посуды белорусский картон.— Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что, несмотря на то что основная часть экопосуды импортируется, данная ниша в стране достаточно насыщенная, — делится начальник отдела продаж компании Виктор Свентицкий. — Сегодня 20—30 процентов от общего объема продукции, выпускаемой предприятием, идет на экспорт.
«Выгоднее быть поставщиком»
Пришедшая на рынок в 2007 году столичная компания изначально занималась исключительно импортом упаковки из Украины и продажей ее на территории нашей страны. Десять лет назад в поисках нового направления закупили оборудование по производству одноразовых бумажных стаканов с общей производительностью до пяти миллионов штук в месяц. При этом выпускаемые бумажные стаканы нельзя однозначно отнести к экоупаковке — картон покрывается тонким слоем полиэтилена, чтобы не впитывать в себя жидкость. Как отмечают в компании, мировые разработки влагостойкого картона без покрытия полиэтилена несовершенные, дорогие, и поэтому пока массово не применяются.— Запуск линии был рискованным: на тот момент эта продукция была в новинку для белорусского рынка, но и перспективы выглядели достаточно хорошо, — рассказывает нюансы запуска нового направления заместитель директора Денис Дедковский. — На экспорт шла небольшая доля продукции собственного производства — не более 10 процентов в Россию. Основное количество товара реализовывали на внутреннем рынке. С развитием кофейного бизнеса и рынка общепита росли объемы продаж бумажных стаканов, одноразовой упаковки и посуды. Был период, когда мы работали исключительно на внутренний рынок. Сейчас пришли новые производства одноразовой посуды, в большом количестве поступает недорогой товар из России, Украины, Польши, Турции, Китая — заниматься производством стало не так выгодно, как раньше. Поэтому мы переформатировались: на данный момент на линии бумажных стаканов делают их с фирменным брендом клиента. На импорт идут без печати и с нейтральным рисунком. Что касается стоимости, то этот товар собственного производства с брендом клиента значительно дешевле, чем импортный.
Чтобы удержать позиции на рынке, компания расширила ассортимент наименованиями зарубежного производства — новинками в области эко- и биоупаковки.
— Сейчас позиционируем себя как поставщика не только бумажных стаканов, картонной упаковки, но и посуды, упаковки из композита на основе древесных опилок и крахмала, тростника и прессованной целлюлозной массы, PLA, — замечает Денис Дедковский. — Самая популярная позиция из ассортимента — бумажные стаканы. С введением запрета на использование пластиковых приборов повысились продажи столовых приборов из крахмала, а также картонной упаковки, в том числе для фастфуда. Кроме того, с введением запрета на использование пластиковых контейнеров были планы открыть линию по производству картонной упаковки, но пока этот вопрос на паузе.
Бесплатная экоупаковка
К бесплатным фасовочным полиэтиленовым пакетам в магазинах мы давно привыкли и зачастую не обращаем внимания на альтернативную упаковку, например бумажную. Сладкое слово «бесплатно» манит покупателя — это не секрет. Но может ли быть бесплатной и экоупаковка?С 2014 года для торговли действует правило: товары передаются покупателю в упакованном виде. В МАРТ разъяснили:
— Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 года № 703, не упакованные изготовителем товары, которые по своему характеру требуют ее наличия, передаются покупателю в упакованном виде без взимания платы. Исключение — продажа напитков в розлив. Стоимость предоставляемой бесплатной упаковки — это расходы на реализацию субъектов торговли. Тип бесплатной упаковки определяет сам продавец: будет это бумажная, полимерная или иная. Главное — продукт должен оставаться качественным и не терять своих потребительских свойств. Цены на бумажные пакеты и упаковку в розничной торговле не регулируются. Внесение изменений в законодательство о торговле в части установления требования к обязательному использованию только бумажной или иной упаковки в качестве бесплатной в настоящее время не планируется. Пересмотр перечня одноразовой пластиковой посуды, запрещенной к продаже и использованию в общепите, возможен после расширения производственных мощностей по выпуску более широкого ассортимента одноразовой посуды и экоупаковки белорусского производства. Пока полностью отказаться от одноразовой пластиковой посуды невозможно. По мнению ретейла, в стране недостаточно отдельных видов альтернативной упаковки из экоматериалов, в том числе белорусского производства, позволяющей обеспечить должные условия хранения и реализации продукции.
Что в итоге? Производители экоупаковки и посуды могут и готовы поставлять на внутренний рынок необходимый объем альтернативной пластику продукции, но ретейл заказывать ее пока не торопится: получается дороже. Словом, предложение есть, а спрос в стадии формирования. Как повысить заинтересованность торговых сетей? Вопрос, похоже, требует детальной проработки заинтересованными сторонами.
Светлана БЕЛАЯ.