40 лет фильму «Любовь и голуби»
05.09.2024 09:27:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
Владимир Меньшов снял не много кинолент, но все они так или иначе остались в памяти зрителей, а некоторые перешли в разряд культовых фильмов. Произошло это и с веселой, мелодраматической историей из деревенской жизни — фильмом «Любовь и голуби», в этом году отмечающим свое 40‑летие.
Пьесу из сельской жизни, что называется, по живому написал актер и драматург Владимир Гуркин. Живя в маленьком городке Черемхово в Иркутской области, наблюдал провинциальную драму, разыгравшуюся у соседей Кузякиных: отца семейства, большого любителя голубей, уводили из семьи, однако же тот вернулся под родную крышу. Так появилось и название «Любовь и голуби», и имена-фамилии главных героев, которые автор то ли по забывчивости, то ли из каких-то иных соображений не удосужился изменить, чем здорово обидел прототипов.
Актер и режиссер Владимир Меньшов спектакль по пьесе Гуркина увидел в театре «Современник», где темпераментная Нина Дорошина играла роль Надежды Кузякиной. Восхитился и материалом, и игрой актрисы — идея фильма была найдена, как и претендентка на главную роль. Впрочем, худсовет затребовал и другие кандидатуры — нужно было иметь выбор, так что пробы отсняли с другими актрисами, в частности с Любовью Полищук. Дорошина не нравилась: она была старше своей экранной героини на добрых 10 лет. Однако никто так и не сумел приблизиться к ее точнейшей трактовке образа Нади Кузякиной. Со скрипом, но кандидатуру утвердили.
На роль Василия пробовались и Виктор Борцов, и Сергей Юрский, мечтал об этой роли Александр Фатюшин, но Меньшов хотел снимать только Александра Михайлова. Причем жизнь сибирской деревни была артисту не в новинку: он вырос в Забайкалье. «Но нужно было еще придумать, как лучше играть Кузякина, — вспоминал он много позже их совместные с Меньшовым творческие поиски. — В конце концов Володя сформулировал: это человек искренний, теплый, незащищенный, во все верит».
Дорошина рядом с Михайловым начинала вдвое сильнее стесняться своего возраста — он был сильно моложе. В итоге гримеры добавили артисту седины и морщин, и тандем сложился прекрасный. Сам Михайлов вспоминал: «Я был счастлив с ней играть. Дорошина ведь органичная, как кошка. Говорят, нельзя в кино переиграть детей и животных. Так вот, Нину переиграть невозможно!»
Вообще с возрастом артистов в этой картине полный сыр-бор, скорее привычный театру, но не кинематографу. Сергею Юрскому режиссер предложил вместо Василия сыграть дядю Митю — выпивающего старичка-соседа, который постоянно ругается со своей женой. «На площадке он не был мэтром, он был хулиганистым и смешным», — вспоминал Владимир Меньшов.
К слову, супругу дяди Мити — бабу Шуру, гоняющуюся за ним с лопатой, воплотила Наталья Тенякова, жена Юрского. Два коренных ленинградца, считавшихся едва ли не самой интеллигентной парой советского кино, удивительно вжились в образы жителей сибирской деревни. Что характерно, Теняковой, играющей старушку, было всего 38 лет, Юрскому — 47.
Сыграть разлучницу Раису Захаровну было предложено Татьяне Дорониной, у которой эта роль не вызвала интереса, и Ольге Яковлевой. Отсняли пробы и с Натальей Кустинской, но ее сильно не любили киночиновники и в итоге не утвердили. Тогда Меньшов пригласил Людмилу Гурченко — и вот тут проходная и незначительная роль превратилась в яркую и незабываемую. «Люся была как оголенный нерв, — вспоминал Александр Михайлов. — С ней было потрясающе работать».
Сцены на курорте снимались осенью в Батуми и Кобулети, а основные съемки Меньшов перенес в Карелию, в городок Медвежьегорск. Причем дом на берегу речки Кумсы хозяева сдали для съемок при одном условии — им не придется выезжать. И все время, пока кинематографисты заполняли пространство шумом и суетой, хозяева пытались вести обычную жизнь, обихаживая грядки. Кроме того, режиссер распорядился соорудить во дворе голубятню и летнюю кухню — все это хозяйство осталось владельцам усадьбы.
Янина Лисовская, сыгравшая Людку, и Игорь Лях (Ленька) связали свою жизнь с искусством, однако повторить собственный первый успех так и не смогли. А вот Лада Сизоненко, которую выбрали на роль младшей дочери Оли, брала происходящее на площадке так близко к сердцу, что после особо тяжелых сцен по несколько дней не могла успокоиться. На озвучке фильма девочка также плакала в голос. И от всех последующих предложений сниматься отказывалась наотрез.
Работа шла в атмосфере театрального капустника, все хохотали, придумывали своим персонажам смешные реплики, которых не было в изначальном сценарии. Но в Госкино посчитали, что фильм показывает деревню как притон алкоголиков — в 1980‑е как раз была в разгаре антиалкогольная кампания. Картину положили на полку, а потом дали другому режиссеру ее перемонтировать, вырезав все сцены со спиртным, в том числе с дядей Митей и бабой Шурой. И… результат оказался ужасен настолько, что худсовет пришел в оторопь. В итоге Меньшов отстоял право закончить картину самому, правда ему пришлось вырезать несколько смешных сцен, сократив картину с двух серий до одной, о чем еще много лет спустя сожалели занятые в съемках артисты.
Пьесу из сельской жизни, что называется, по живому написал актер и драматург Владимир Гуркин. Живя в маленьком городке Черемхово в Иркутской области, наблюдал провинциальную драму, разыгравшуюся у соседей Кузякиных: отца семейства, большого любителя голубей, уводили из семьи, однако же тот вернулся под родную крышу. Так появилось и название «Любовь и голуби», и имена-фамилии главных героев, которые автор то ли по забывчивости, то ли из каких-то иных соображений не удосужился изменить, чем здорово обидел прототипов.
Актер и режиссер Владимир Меньшов спектакль по пьесе Гуркина увидел в театре «Современник», где темпераментная Нина Дорошина играла роль Надежды Кузякиной. Восхитился и материалом, и игрой актрисы — идея фильма была найдена, как и претендентка на главную роль. Впрочем, худсовет затребовал и другие кандидатуры — нужно было иметь выбор, так что пробы отсняли с другими актрисами, в частности с Любовью Полищук. Дорошина не нравилась: она была старше своей экранной героини на добрых 10 лет. Однако никто так и не сумел приблизиться к ее точнейшей трактовке образа Нади Кузякиной. Со скрипом, но кандидатуру утвердили.
На роль Василия пробовались и Виктор Борцов, и Сергей Юрский, мечтал об этой роли Александр Фатюшин, но Меньшов хотел снимать только Александра Михайлова. Причем жизнь сибирской деревни была артисту не в новинку: он вырос в Забайкалье. «Но нужно было еще придумать, как лучше играть Кузякина, — вспоминал он много позже их совместные с Меньшовым творческие поиски. — В конце концов Володя сформулировал: это человек искренний, теплый, незащищенный, во все верит».
Дорошина рядом с Михайловым начинала вдвое сильнее стесняться своего возраста — он был сильно моложе. В итоге гримеры добавили артисту седины и морщин, и тандем сложился прекрасный. Сам Михайлов вспоминал: «Я был счастлив с ней играть. Дорошина ведь органичная, как кошка. Говорят, нельзя в кино переиграть детей и животных. Так вот, Нину переиграть невозможно!»
Вообще с возрастом артистов в этой картине полный сыр-бор, скорее привычный театру, но не кинематографу. Сергею Юрскому режиссер предложил вместо Василия сыграть дядю Митю — выпивающего старичка-соседа, который постоянно ругается со своей женой. «На площадке он не был мэтром, он был хулиганистым и смешным», — вспоминал Владимир Меньшов.
К слову, супругу дяди Мити — бабу Шуру, гоняющуюся за ним с лопатой, воплотила Наталья Тенякова, жена Юрского. Два коренных ленинградца, считавшихся едва ли не самой интеллигентной парой советского кино, удивительно вжились в образы жителей сибирской деревни. Что характерно, Теняковой, играющей старушку, было всего 38 лет, Юрскому — 47.
Кстати, сцена с «похоронами» бабы Шуры взята из жизни: в дом к драматургу Гуркину с подобными вестями о жене однажды зашел крепко выпивающий знакомый…
Сыграть разлучницу Раису Захаровну было предложено Татьяне Дорониной, у которой эта роль не вызвала интереса, и Ольге Яковлевой. Отсняли пробы и с Натальей Кустинской, но ее сильно не любили киночиновники и в итоге не утвердили. Тогда Меньшов пригласил Людмилу Гурченко — и вот тут проходная и незначительная роль превратилась в яркую и незабываемую. «Люся была как оголенный нерв, — вспоминал Александр Михайлов. — С ней было потрясающе работать».
Гурченко засыпала и просыпалась со сценарием, постоянно придумывая для своей героини какие-то забавные реплики и черты.Красный берет, украшающий Раису Захаровну во время визита в дом Кузякиных, на площадку тоже принесла сама Гурченко, она же придумала заставить квартиру своего персонажа кактусами и безропотно плавала в море при температуре 14 градусов, хотя не переносила холодной воды. А кроме того, Гурченко одолжила Меньшову свой парик! Режиссер сыграл в собственном фильме крохотную эпизодическую роль ведущего кадрили. Буйные кудри, выбивающиеся у него из-под картуза, — это и есть парик Раисы Захаровны, только надетый задом наперед.
Сцены на курорте снимались осенью в Батуми и Кобулети, а основные съемки Меньшов перенес в Карелию, в городок Медвежьегорск. Причем дом на берегу речки Кумсы хозяева сдали для съемок при одном условии — им не придется выезжать. И все время, пока кинематографисты заполняли пространство шумом и суетой, хозяева пытались вести обычную жизнь, обихаживая грядки. Кроме того, режиссер распорядился соорудить во дворе голубятню и летнюю кухню — все это хозяйство осталось владельцам усадьбы.
Янина Лисовская, сыгравшая Людку, и Игорь Лях (Ленька) связали свою жизнь с искусством, однако повторить собственный первый успех так и не смогли. А вот Лада Сизоненко, которую выбрали на роль младшей дочери Оли, брала происходящее на площадке так близко к сердцу, что после особо тяжелых сцен по несколько дней не могла успокоиться. На озвучке фильма девочка также плакала в голос. И от всех последующих предложений сниматься отказывалась наотрез.
Работа шла в атмосфере театрального капустника, все хохотали, придумывали своим персонажам смешные реплики, которых не было в изначальном сценарии. Но в Госкино посчитали, что фильм показывает деревню как притон алкоголиков — в 1980‑е как раз была в разгаре антиалкогольная кампания. Картину положили на полку, а потом дали другому режиссеру ее перемонтировать, вырезав все сцены со спиртным, в том числе с дядей Митей и бабой Шурой. И… результат оказался ужасен настолько, что худсовет пришел в оторопь. В итоге Меньшов отстоял право закончить картину самому, правда ему пришлось вырезать несколько смешных сцен, сократив картину с двух серий до одной, о чем еще много лет спустя сожалели занятые в съемках артисты.
Фильм имел успех у зрителей, в 1985‑м картине Меньшова досталась премия «Золотая ладья» на Международном кинофестивале комедий в испанском Торремолиносе. И на всю жизнь — искренняя народная любовь.ovsepyan@sb.by