Эх, в яблочко
07.10.2010
Александр Петрович фигура в белорусской стрельбе знаковая. Он семикратный чемпион мира и серебряный призер Олимпийских игр–1976, рекордсмен мира в упражнении «бегущий кабан», неоднократно выигрывал первенства Европы и СССР, а потом долгие годы руководил белорусской сборной в самые успешные ее, заметим, годы.
Правда, с большой сцены Кедяров сошел. Как–то тихо и незаметно. Теперь больше времени проводит не в тире, а на даче — баню построил. Говорит, что пар — лучшее лекарство, зарядка для всего тела. Похоже, не врет, выглядит наш стрелок по–прежнему прекрасно.
Кедяров считает, что грамотных специалистов у нас в стране хватает в любой области, а вся проблема в том, что слушать их особо не хотят. Тренер со своим мнением не очень удобен для чиновника, им труднее манипулировать.
— Я любил учиться, — вспоминает он. — И всегда анализировал свое состояние, самосовершенствовался. Вывел собственную теорию распределения нагрузок до и после соревнований, объемы, интенсивность. Читал и читаю специальную литературу. В практике подготовки стрелков в сборной СССР снимали стрельбу спортсменов на видео и потом просматривали вместе с тренерами. Там все погрешности как на ладони, все видно. А если знаешь, в чем твоя ошибка, то, значит, и исправить ее есть возможность. Так или нет?
Со стен спортивного кафе, в котором Кедяров стреляет в меня своими ответами, на нас смотрят гламурные футболисты: Криштиану Роналду, Месси... Футбол Александр Петрович не то что не любит, он из другого теста. Да и за что его любить?
Знаком Кедяров со спецификой нашей работы, бьет прямо в яблочко.
— Вот легкоатлеты — молодцы, — хвалит он, будто винтовку своих мыслей перезаряжая. — Приятно посмотреть, есть кем гордиться. Надя Остапчук, семейство Михневичей, душа радуется. А Янину Провалинскую–Корольчик я всегда уважал. Как сейчас вижу ее на олимпийском пьедестале Сиднея, красавицу с солнечной улыбкой. А гребцы? Что ни год — новая звезда рождается, сразу видно, работает система подготовки, не напрасно люди свой хлеб едят!
— Зиберт большой профессионал, здесь слов нет, — взял немца в прицел Александр Петрович. — Но никакого секрета у него нет, он работает по методикам, которые знакомы и нашим специалистам. А успех заключается в том, что к его мнению прислушиваются. У нас менталитет такой — благоговеть перед иностранными специалистами, мы считаем, что они все знают лучше нашего, и их словам верим, будто в спасительную панацею. Верим и беспрекословно исполняем их указания. Вот вам и результат, это называется совместной плодотворной работой. А знания отечественного специалиста не ценятся. Я с этим столкнулся. В биатлоне очень важно на ранней стадии обучения заложить правильную технику стрельбы, тогда не будет проблем и у взрослых спортсменов, переучить потом очень сложно. Можно, но далеко не всех, и если спортсмен неподдающийся, а это видно почти сразу, то будь ты хоть волшебником, хоть Зибертом — пустая трата времени, все
Похоже, накипело у Александра Кедярова, палит из своего ружья по мишени спортивных знаний и направить его в другую колею непросто. Видно, кто–то когда–то очень сильно его увлек стрельбой. Кстати, как это было?
Вот такая чудесная история. Но не был бы Кедяров Кедяровым, если бы разговор наш закончился на этой семейной ноте. Перебирая старые фотоснимки, он всегда возвращался к реальности, брал ее в прицел и стрелял в меня своими вескими аргументами.
— Сергей Мартынов держит марку, талантливый спортсмен, Виктория Чайка тоже не опускается ниже своего уровня, но они выходцы старой школы, а смена растет медленно. Для того чтобы дать результат, нужно отказаться от шаблонных схем, нужно идти в ногу со временем, думать и работать. Говорят, мало кадров, тиры требуют реконструкции, — согласен. Но у нас не миллиард человек в стране проживает, на всех кадров не напасешься. Искать надо и проводить отбор. А потом заинтересовывать. Без материального стимула никуда. Мы ушли от советской системы господдержки, а иностранцы ее переняли и выигрывают теперь чемпионаты мира, Европы...