В поисках утраченного: зимняя одежда белорусов на фотографиях и открытках конца XIX - начала ХХ века
12.12.2020 11:23:23
Владимир ЛИХОДЕДОВ
Марина КУЗЬМИЧ
Современному человеку защитить себя от холода легко. Выбрать куртку на пуху или легком синтепоне труда не составляет. А вот нашим предкам приходилось затрачивать немало усилий, чтобы уберечься от мороза зимой. Изготовление кожухов отнимало много физических сил и времени. В семьях, где таким ремеслом не владели, приходилось платить немалые деньги мастерам. Их называли кушнерами.
О том, что и как носили в студеную пору наши прадеды, мы спросили у старшего научного сотрудника Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Валентины Белявиной.
Белорусы Могилевской губернии. Начало ХХ века.
— Интересная деталь: название «тулуп» в разных местах связано то с длиной одежды, то с ее кроем, то с принадлежностью к личности, — подчеркивает Валентина Николаевна. — Так, в Калинковичском районе Гомельской области тулупом называли кожух, покрытый сукном, в Петриковском и Лельчицком — короткий кожух, а в Барановичском, Жабинковском и Малоритском районах Брестской области такое название носили только мужские дубленки. В Витебской губернии тулупом называли длинную двубортную прямого покроя одежду с большим воротником и клиньями с боков.
Кожухи, как правило, шились из семи-восьми овчин. Их красили в коричневый, бордово-коричневый, красно-охристый, черный цвета или оставляли белыми. Изначально имели прямой, халатоподобный крой.
Воротнику придавалось особое внимание. Это отражено и в поговорке «Апуха даражэй кажуха». Воротник делали из самой лучшей овчины с длинной, густой шерстью. Украшали шубы вышивкой, кожаными, шерстяными нашивками по рукавам, карманам, воротнику. Застегивались кожухи на кожаные, деревянные, а также обшитые тканью пуговицы.
Девушки из Минской губернии. Начало ХХ века.
В дорогу, во время работы в лесу или в поле поверх кожуха надевали суконную одежду: свитку, сермягу, армяк, бурку, бурнос. Это сочетание называли «знизык», «сунизак», «носов». Позже научились дубить шкуры. Это позволяло верхней одежде не пропускать влагу, быть прочнее. Покрывать верхнюю одежду суконными свитками уже не требовалось. Но в некоторых регионах кожухи продолжали носить по старинке. В восточной части Беларуси поверх повязывали пояса.
— В Докшицком районе Витебской области в моде был расклешенный книзу кожух, покрытый сукном или полусукном. Его называли серочком, — рассказывает Валентина Николаевна. — Покрывали сукном кожухи в Житковичском, Наровлянском, Мозырском, Столбцовском, Несвижском районах.
Белорусы-сакуны. Житин, Осиповичский р-н. Начало ХХ века.
В отдельных деревнях Житковичского района спинка кожуха была не прямой, а фигурной. На рукаве выше манжета вышивался узор. Его называли «цацка». Подобные узоры делали и в Брестской области, например, в местечке Мотоль.
Изготовление кожухов было непростым делом. Мастер должен был быть крепким физически. Процесс выглядел так: брали овчину, замачивали в воде. Потом скребли шкуру с внутренней стороны, пока она не становилась полностью чистой. Затем делали специальный красящий раствор и в наполненную им емкость опускали овчину, сложенную в несколько слоев. После высушивали, затем снова вымачивали и разминали. Готовый кожух украшали вышивкой шелковыми нитями. «Выстрочкой» отделывались края — припол, спинка. Из кожи делали также и рукавицы. Мужчины их носили за поясом.
Зимой ходили в лаптях. Для утепления подошву выстилали слоем сена. Ноги обматывали тряпьем — «анучамi». Использовали также «суконкi». Их изготавливали из старой суконной женской юбки — «андарака». Более зажиточные люди в холода носили сапоги. До середины XIX века их шили «на прямую колодку» — без различия правой и левой ноги.
В конце XIX века с проникновением городской культуры в крестьянский быт появились новые формы одежды общеевропейского происхождения — бурка, сюртук, пальто. Они шились на городской манер или попадали в деревню в виде готовых образцов. Изменения в одежде были связаны также с использованием фабричных тканей и распространением новых технологий.
— После Первой мировой войны в мужской верхней одежде появились шинели, френчи, гимнастерки и другие атрибуты военной одежды, которые легли в основу так называемого полувоенного костюма, — рассказывает Валентина Белявина. — В среде комсомольских и партийных работников распространились кожаные куртки, пальто, которые в 1920—1930-х выполняли знаковую функцию, как неизменные атрибуты новых властных структур. В интеллигенции популярными были различные пальто, куртки, меховые шубы, которые шились как шубой внутрь, так и шубой наверх.
Расширение ассортимента и количества изделий швейных фабрик в 1930—1940-е постепенно вытесняло из быта крестьянства традиционную одежду. Она широко бытовала до 1940-х. После Великой Отечественной войны белорусы вернулись к натуральному хозяйству и донашивали старую одежду, а новую шили сами в домашних условиях. В послевоенное время широко распространилась фуфайка («куфайка», «кухвайка»). Со временем этот вид одежды появился и на фабричном производстве. Фуфайки носили не только деревенские жители, но и рабочие. Эту одежду сельчане использовали до конца XX века. Позже фуфайку вытеснила куртка. А вот кожух и полушубок почти без изменений перешли в XXI век.
kuzmich@sb.by
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
О том, что и как носили в студеную пору наши прадеды, мы спросили у старшего научного сотрудника Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Валентины Белявиной.
Белорус из Лемешевичей Пинского уезда. Начало ХХ века. |
Деревенская баба из Трибушков Слонимского уезда. Начало ХХ века. |
Белорус из Пинского уезда. Начало ХХ века. |
Дед и внук. Осташино, Новогрудский р-н.Начало ХХ века. |
«Апуха даражэй кажуха»
Зимней одеждой крестьянина и простого горожанина в XIX веке был кожух, тулуп, шуба, казачина, полушубок. Валентина Николаевна рассказывает, что на востоке Могилевской и Витебской губерний чаще употреблялось слово «шуба», а в Могилевской губернии к зимней одежде применялось слово «тулуп». На юге Могилевской и Минской губерний, а также в Минском уезде локализовалось название «казачина».Белорусы Могилевской губернии. Начало ХХ века.
— Интересная деталь: название «тулуп» в разных местах связано то с длиной одежды, то с ее кроем, то с принадлежностью к личности, — подчеркивает Валентина Николаевна. — Так, в Калинковичском районе Гомельской области тулупом называли кожух, покрытый сукном, в Петриковском и Лельчицком — короткий кожух, а в Барановичском, Жабинковском и Малоритском районах Брестской области такое название носили только мужские дубленки. В Витебской губернии тулупом называли длинную двубортную прямого покроя одежду с большим воротником и клиньями с боков.
Кожухи, как правило, шились из семи-восьми овчин. Их красили в коричневый, бордово-коричневый, красно-охристый, черный цвета или оставляли белыми. Изначально имели прямой, халатоподобный крой.
Воротнику придавалось особое внимание. Это отражено и в поговорке «Апуха даражэй кажуха». Воротник делали из самой лучшей овчины с длинной, густой шерстью. Украшали шубы вышивкой, кожаными, шерстяными нашивками по рукавам, карманам, воротнику. Застегивались кожухи на кожаные, деревянные, а также обшитые тканью пуговицы.
Девушки из Минской губернии. Начало ХХ века.
В дорогу, во время работы в лесу или в поле поверх кожуха надевали суконную одежду: свитку, сермягу, армяк, бурку, бурнос. Это сочетание называли «знизык», «сунизак», «носов». Позже научились дубить шкуры. Это позволяло верхней одежде не пропускать влагу, быть прочнее. Покрывать верхнюю одежду суконными свитками уже не требовалось. Но в некоторых регионах кожухи продолжали носить по старинке. В восточной части Беларуси поверх повязывали пояса.
— В Докшицком районе Витебской области в моде был расклешенный книзу кожух, покрытый сукном или полусукном. Его называли серочком, — рассказывает Валентина Николаевна. — Покрывали сукном кожухи в Житковичском, Наровлянском, Мозырском, Столбцовском, Несвижском районах.
Тулупу придавали и сакральный смысл. Во время свадьбы жениха и невесту приглашали посидеть на его внутренней стороне. Это считалось залогом будущего счастья и семейного благополучия.
Надевай да на печь полезай
Кожух защищал от холода в самые сильные морозы. В народе говорили: «На плячах просты баран, ды сам сабе пан». Был теплее ватной одежды. Это подчеркивала и поговорка: «У ваце мужык трасецца, а ў кажусе смяецца».Белорусы-сакуны. Житин, Осиповичский р-н. Начало ХХ века.
В отдельных деревнях Житковичского района спинка кожуха была не прямой, а фигурной. На рукаве выше манжета вышивался узор. Его называли «цацка». Подобные узоры делали и в Брестской области, например, в местечке Мотоль.
Изготовление кожухов было непростым делом. Мастер должен был быть крепким физически. Процесс выглядел так: брали овчину, замачивали в воде. Потом скребли шкуру с внутренней стороны, пока она не становилась полностью чистой. Затем делали специальный красящий раствор и в наполненную им емкость опускали овчину, сложенную в несколько слоев. После высушивали, затем снова вымачивали и разминали. Готовый кожух украшали вышивкой шелковыми нитями. «Выстрочкой» отделывались края — припол, спинка. Из кожи делали также и рукавицы. Мужчины их носили за поясом.
Зимой ходили в лаптях. Для утепления подошву выстилали слоем сена. Ноги обматывали тряпьем — «анучамi». Использовали также «суконкi». Их изготавливали из старой суконной женской юбки — «андарака». Более зажиточные люди в холода носили сапоги. До середины XIX века их шили «на прямую колодку» — без различия правой и левой ноги.
В конце XIX века с проникновением городской культуры в крестьянский быт появились новые формы одежды общеевропейского происхождения — бурка, сюртук, пальто. Они шились на городской манер или попадали в деревню в виде готовых образцов. Изменения в одежде были связаны также с использованием фабричных тканей и распространением новых технологий.
— После Первой мировой войны в мужской верхней одежде появились шинели, френчи, гимнастерки и другие атрибуты военной одежды, которые легли в основу так называемого полувоенного костюма, — рассказывает Валентина Белявина. — В среде комсомольских и партийных работников распространились кожаные куртки, пальто, которые в 1920—1930-х выполняли знаковую функцию, как неизменные атрибуты новых властных структур. В интеллигенции популярными были различные пальто, куртки, меховые шубы, которые шились как шубой внутрь, так и шубой наверх.
Расширение ассортимента и количества изделий швейных фабрик в 1930—1940-е постепенно вытесняло из быта крестьянства традиционную одежду. Она широко бытовала до 1940-х. После Великой Отечественной войны белорусы вернулись к натуральному хозяйству и донашивали старую одежду, а новую шили сами в домашних условиях. В послевоенное время широко распространилась фуфайка («куфайка», «кухвайка»). Со временем этот вид одежды появился и на фабричном производстве. Фуфайки носили не только деревенские жители, но и рабочие. Эту одежду сельчане использовали до конца XX века. Позже фуфайку вытеснила куртка. А вот кожух и полушубок почти без изменений перешли в XXI век.
kuzmich@sb.by
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.