От импортозамещения к технологическому суверенитету: о перспективах экономики СГ на 2024—2026 годы
15.02.2024 07:14:00
Георгий ГРИЦ
Белорусское Правительство и топ-менеджеры ведущих компаний доказали на практике свою способность не только конкурировать на равных с зарубежными ТНК (несмотря на то что Беларусь не является полноправным членом Всемирной торговой организации, она, в отличие от своих потенциальных западных партнеров, всегда придерживалась общепринятых правил международной торговли. — Прим. автора), но и в условиях беспрецедентных санкций не допустили столь ожидаемого нашими оппонентами коллапса национальной экономики. Более того, буквально на марше, в процессе не имеющих аналогов в новейшей истории череды кризисов — от мирового локдауна COVID-2019 к набирающему темпы и масштабы «идеальному шторму», в результате которого ожидается крах нынешней однополярной модели мирохозяйственного порядка, перестроились и уже в прошлом году вышли на восстановительный рост.
Фото из архива «СБ»
Руководство страны всегда стремилось проводить взвешенную многовекторную экономическую политику. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно заявлял в своих выступлениях на различных уровнях. «Мы вынуждены проводить многовекторную политику в силу того, что находимся в центре Европы. Мы независимое суверенное государство, и нас к этому подталкивает экономика, благосостояние наших людей», — отмечал белорусский лидер. Однако после неудачной попытки госпереворота в 2020 году так называемый коллективный Запад в одностороннем порядке фактически дезавуировал стремление и право молодого белорусского государства выстраивать отвечающую своим интересам внешнеэкономическую стратегию.
Как отметил в одном из интервью Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, «вопрос переориентации 10,5 миллиарда долларов экспорта в дружественные страны, в частности в Российскую Федерацию, был по большому счету вопросом выживаемости нашей экономики, стресс-тестом на ее устойчивость». Объединенные экономики России и Беларуси продемонстрировали в прошлом году совокупный рост в 3,5 процента. Это выше среднемировых показателей (3 процента). При этом совокупный темп роста экономик развитых стран составил не более 1,5 процента.
В конкретных цифрах процесс экономического сближения двух стран выглядит следующим образом. Если в доковидном 2019 году взаимный товарооборот составил 33,3 миллиарда долларов, в 2021 году он вырос до 40 миллиардов, в 2022-м — уже до 45 миллиардов, то по итогам 2023 года цифра достигла почти 53 миллиардов долларов. При этом белорусский экспорт достиг максимальных значений с 2012 года.
Казалось бы, возразить тут нечего. Белорусская модель на практике доказала свою жизнеспособность и возможность адаптации к внешним угрозам. Однако даже при наличии неоспоримых статистических данных так называемые независимые эксперты из-за рубежа придумали очередную страшилку — об утрате Республикой Беларусь своего суверенитета из-за активной работы на российском рынке.
Попытаемся разобраться не столько в первопричине такой позиции наших оппонентов: тут-то как раз все ясно.
Больший интерес представляет анализ объективных причин такого феномена и что ожидать Союзному государству в текущем и последующем годах.
Во-первых, это суть договора о союзной интеграции, подписанного в 1999 году. Изначально его главная цель и задача — построить единое экономическое пространство, в рамках которого Беларусь и Россия будут функционировать как два братских государства, сохраняя суверенитет и независимость по формуле «две страны — одна экономика».
Во-вторых, это тесное торговое и инвестиционное сотрудничество с российскими регионами. Такой формат сотрудничества по принципу «снизу вверх», исходя из потребностей на местах, позволил более мобильно и эффективно выстраивать и межгосударственные отношения в целом. Сегодня почти в 40 регионах России создано около 80 сборочных производств белорусской техники. И это не предел. В 2023 году нашу страну посетили 87 делегаций различного уровня из регионов России, из них 34 — под руководством глав регионов. В свою очередь, российские регионы посетило 96 белорусских официальных делегаций и 136 делегаций деловых кругов. Каждый такой визит принес новые контракты и новые инвестиционные проекты.
Белорусская сторона выработала особый механизм взаимодействия в таком формате, назначив ряд должностных лиц ответственными за выполнение конкретных договоренностей. В соответствии с распоряжением Премьер-министра Беларуси за 30 членами Правительства, а также руководителями государственных организаций, подчиненных Совмину, закреплено 57 регионов Российской Федерации, являющихся основными торговыми партнерами и обладающих значительным экономическим потенциалом.
В-третьих, не стоит недооценивать и традиционный формат программ СГ. На 2024 год союзный бюджет превысил бюджет предыдущего года на 38 процентов и составил 2,632 млрд российских рублей. Особый акцент сделан на научно-техническое сотрудничество. Планируется реализация девяти научно-технических союзных программ.
В-четвертых, промкооперация и согласованные действия белорусского и российского правительств по реализации ряда важных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. В 2023 году объем выпуска импортозамещающей продукции составил около 29 миллиардов долларов. По оценке белорусского Правительства, в следующем году эта цифра превысит 30 миллиардов долларов. Таким образом, можно констатировать: поручение Главы государства по обеспечению опережающего роста импортозамещающей продукции достаточно успешно исполняется. Темпы производства новой импортозамещающей продукции имеют устойчивую тенденцию роста.
В-пятых, в прошлом году завершилась работа над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами на 2021–2023 годы. Экспертам еще предстоит проанализировать проделанную работу, включая причины, по которым ряд программ не были выполнены в указанные сроки. В то же время практическую реализацию подавляющего количества программ, а самое главное — сложившийся за последние два года беспрецедентный уровень сотрудничества между белорусским и российским правительствами однозначно можно отнести к знаковым событиям ушедшего года. Не зря белорусский Премьер-министр отметил во время последнего заседания Совмина СГ, что все подписанные соглашения не являются декларациями о намерениях, а приносят конкретные приземленные экономические плоды субъектам хозяйствования обоих государств.
В-шестых, результатом совместной работы белорусского и российского правительств в ушедшем году стала смена парадигмы развития экономической политики СГ. Сделан акцент от импортозамещения к созданию новой экономики СГ, основанной на технологическом суверенитете. Александр Лукашенко и Владимир Путин на заседании Высшего государственного совета, состоявшегося в Санкт-Петербурге 29 января, утвердили 15 новых документов, основным из которых является Декрет о реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы. Он содержит 11 разделов, включая снятие препятствий в торговле и укрепление единого экономического пространства. Кроме того, согласована новая стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года — она содержит конкретные проекты по укреплению общего технологического суверенитета.
Таким образом, важно отметить, что успехи, достигнутые Россией и Беларусью в 2022–2023 годах, не случайны. Это закономерный результат целенаправленной и системной работы обоих стран, причем задолго до кризисного 2020-го. А модель взаимоотношений государств в рамках СГ вполне может служить примером другим интеграционным образованиям.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик
Фото из архива «СБ»
Руководство страны всегда стремилось проводить взвешенную многовекторную экономическую политику. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно заявлял в своих выступлениях на различных уровнях. «Мы вынуждены проводить многовекторную политику в силу того, что находимся в центре Европы. Мы независимое суверенное государство, и нас к этому подталкивает экономика, благосостояние наших людей», — отмечал белорусский лидер. Однако после неудачной попытки госпереворота в 2020 году так называемый коллективный Запад в одностороннем порядке фактически дезавуировал стремление и право молодого белорусского государства выстраивать отвечающую своим интересам внешнеэкономическую стратегию.
Как отметил в одном из интервью Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, «вопрос переориентации 10,5 миллиарда долларов экспорта в дружественные страны, в частности в Российскую Федерацию, был по большому счету вопросом выживаемости нашей экономики, стресс-тестом на ее устойчивость». Объединенные экономики России и Беларуси продемонстрировали в прошлом году совокупный рост в 3,5 процента. Это выше среднемировых показателей (3 процента). При этом совокупный темп роста экономик развитых стран составил не более 1,5 процента.
В конкретных цифрах процесс экономического сближения двух стран выглядит следующим образом. Если в доковидном 2019 году взаимный товарооборот составил 33,3 миллиарда долларов, в 2021 году он вырос до 40 миллиардов, в 2022-м — уже до 45 миллиардов, то по итогам 2023 года цифра достигла почти 53 миллиардов долларов. При этом белорусский экспорт достиг максимальных значений с 2012 года.
Казалось бы, возразить тут нечего. Белорусская модель на практике доказала свою жизнеспособность и возможность адаптации к внешним угрозам. Однако даже при наличии неоспоримых статистических данных так называемые независимые эксперты из-за рубежа придумали очередную страшилку — об утрате Республикой Беларусь своего суверенитета из-за активной работы на российском рынке.
Попытаемся разобраться не столько в первопричине такой позиции наших оппонентов: тут-то как раз все ясно.
Больший интерес представляет анализ объективных причин такого феномена и что ожидать Союзному государству в текущем и последующем годах.
Во-первых, это суть договора о союзной интеграции, подписанного в 1999 году. Изначально его главная цель и задача — построить единое экономическое пространство, в рамках которого Беларусь и Россия будут функционировать как два братских государства, сохраняя суверенитет и независимость по формуле «две страны — одна экономика».
Во-вторых, это тесное торговое и инвестиционное сотрудничество с российскими регионами. Такой формат сотрудничества по принципу «снизу вверх», исходя из потребностей на местах, позволил более мобильно и эффективно выстраивать и межгосударственные отношения в целом. Сегодня почти в 40 регионах России создано около 80 сборочных производств белорусской техники. И это не предел. В 2023 году нашу страну посетили 87 делегаций различного уровня из регионов России, из них 34 — под руководством глав регионов. В свою очередь, российские регионы посетило 96 белорусских официальных делегаций и 136 делегаций деловых кругов. Каждый такой визит принес новые контракты и новые инвестиционные проекты.
Белорусская сторона выработала особый механизм взаимодействия в таком формате, назначив ряд должностных лиц ответственными за выполнение конкретных договоренностей. В соответствии с распоряжением Премьер-министра Беларуси за 30 членами Правительства, а также руководителями государственных организаций, подчиненных Совмину, закреплено 57 регионов Российской Федерации, являющихся основными торговыми партнерами и обладающих значительным экономическим потенциалом.
В-третьих, не стоит недооценивать и традиционный формат программ СГ. На 2024 год союзный бюджет превысил бюджет предыдущего года на 38 процентов и составил 2,632 млрд российских рублей. Особый акцент сделан на научно-техническое сотрудничество. Планируется реализация девяти научно-технических союзных программ.
В-четвертых, промкооперация и согласованные действия белорусского и российского правительств по реализации ряда важных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. В 2023 году объем выпуска импортозамещающей продукции составил около 29 миллиардов долларов. По оценке белорусского Правительства, в следующем году эта цифра превысит 30 миллиардов долларов. Таким образом, можно констатировать: поручение Главы государства по обеспечению опережающего роста импортозамещающей продукции достаточно успешно исполняется. Темпы производства новой импортозамещающей продукции имеют устойчивую тенденцию роста.
В-пятых, в прошлом году завершилась работа над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами на 2021–2023 годы. Экспертам еще предстоит проанализировать проделанную работу, включая причины, по которым ряд программ не были выполнены в указанные сроки. В то же время практическую реализацию подавляющего количества программ, а самое главное — сложившийся за последние два года беспрецедентный уровень сотрудничества между белорусским и российским правительствами однозначно можно отнести к знаковым событиям ушедшего года. Не зря белорусский Премьер-министр отметил во время последнего заседания Совмина СГ, что все подписанные соглашения не являются декларациями о намерениях, а приносят конкретные приземленные экономические плоды субъектам хозяйствования обоих государств.
В-шестых, результатом совместной работы белорусского и российского правительств в ушедшем году стала смена парадигмы развития экономической политики СГ. Сделан акцент от импортозамещения к созданию новой экономики СГ, основанной на технологическом суверенитете. Александр Лукашенко и Владимир Путин на заседании Высшего государственного совета, состоявшегося в Санкт-Петербурге 29 января, утвердили 15 новых документов, основным из которых является Декрет о реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы. Он содержит 11 разделов, включая снятие препятствий в торговле и укрепление единого экономического пространства. Кроме того, согласована новая стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года — она содержит конкретные проекты по укреплению общего технологического суверенитета.
Таким образом, важно отметить, что успехи, достигнутые Россией и Беларусью в 2022–2023 годах, не случайны. Это закономерный результат целенаправленной и системной работы обоих стран, причем задолго до кризисного 2020-го. А модель взаимоотношений государств в рамках СГ вполне может служить примером другим интеграционным образованиям.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик