Подобрать хорошие кадры — титанический труд. Подготовить их — еще сложнее
01.05.2018 10:59:02
Подобрать хорошие кадры — титанический труд. Подготовить их — еще сложнее. На днях в нашей стране стартовал принципиально новый кадровый проект. Начало ему положило распоряжение Главы Администрации Президента Натальи Кочановой провести конкурс среди двух с половиной сотен перспективных работников органов власти во всех регионах нашей страны. По его результатам отобрано 74 человека, нацеленных на главное — честное и справедливое отношение к людям. На это ориентирована и кадровая политика нашего государства в целом. Ведь главным ее результатом должно стать повышение дисциплины, качества управления и уровня жизни в стране.
glassdoor.com
Информация для размышления: по некоторым оценкам, среднестатистический россиянин по запасам природных ресурсов, начиная с нефти-газа и заканчивая дарами морей-океанов, более чем в 70 раз богаче белоруса. И если бы все дело было только в этом, то и доходы жителей обеих стран разнились бы в десятки раз. Однако более мудрое, грамотное управление в нашей стране тем немногим, что дано нам свыше, позволяет нам жить на уровне самой обласканной природой страны в мире (российские олигархи, разумеется, в расчет не берутся).
Получается, что человеческий, в том числе управленческий, кадровый капитал белорусской нации — это не менее (а скорее более) значимое богатство, нежели полезные ископаемые. И в основе его сохранения и приумножения лежит хорошо продуманная государственная политика целенаправленной подготовки профессиональных кадров для всех отраслей и сфер экономики.
Суть проблемы в том, что всякий капитал имеет неприятное свойство расходоваться, изнашиваться, устаревать и в итоге выбывать из эксплуатации. Поэтому каждый грамотно управляющий своим делом хозяин должен постоянно заботиться о грядущем восстановлении, возобновлении, приумножении (воспроизводстве) своих неумолимо изнашивающихся хозяйственных активов — зданий, станков, транспортных средств и т. д. Если же он этого не делает, то рано или поздно остается без работоспособного капитала, а значит, неизбежно уступает место под солнцем своим более осмотрительным конкурентам. При этом понятно, что указанные проблемы воспроизводства устаревающих хозяйственных активов актуальны для всех экономических систем, начиная с малых предприятий и заканчивая могучими корпорациями и целыми национальными экономиками.
Разумеется, сказанное также справедливо по отношению и к человеческому капиталу. Наша жизнь так устроена, что люди с их знаниями, опытом и управленческими талантами стареют, выходят на пенсию и, увы, когда-нибудь умирают. При этом очевидно, что решение проблем восстановления, воспроизводства человеческого капитала нации принципиально неподвластно бизнесу, даже самому крупному и эффективному. Поэтому реализуемая в стране кадровая политика, нацеленная на возобновление, воспроизводство человеческого капитала нации — это не просто прерогатива, но ключевая обязанность всякого желающего остаться под солнцем государства.
В связи с этим вызывает лишь недоумение двусмысленная позиция тех, кто, будучи искренним сторонником базовых ценностей капитализма, убежден в значимости активной инвестиционной и инновационной политики для возобновления выбывающего производственного, торгового, финансового и т. д. капитала. И вместе с тем считает излишней активность нашего государства в сфере кадровой политики, наивно полагая, что на основе рыночного саморегулирования кадровые и управленческие проблемы чудесным образом будут решаться сами собой.
Всем нам важно понять, что капитализм давным-давно вырос из средневековых пеленок стихийно-рыночного саморегулирования, когда государство лишь собирало с бизнеса налоги и обеспечивало безопасность. Сегодня во всех цивилизованных странах актуален капитализм в его современной — государственно-корпоративной — форме. Он подразумевает слаженную игру в единой команде государства и бизнеса на всем игровом поле, во всех сферах. Ставка в этой игре исключительно высока — общий успех нации на глобальных рынках, а значит, ее выживание в условиях нынешнего беспрецедентного обострения конкуренции. Например, обделенная природными ресурсами Япония в свое время была провозглашена единой страной-корпорацией и добилась больших успехов.
Все точь-в-точь как, положим, в хоккее или футболе, где победа зависит от командного духа, слаженной игры всех и каждого. И в этом смысле реализуемая государством кадровая политика сродни архиважной работе тренера такой команды, который должен найти, отобрать, вырастить, грамотно использовать хороших игроков. Умело нацелить их на общий результат — и тем самым привести нашу команду-нацию к победе.
Валерий Байнев, завкафедрой инновационного менеджмента БГУ, доктор экономических наук
Профессионализм кадров является одним из основных критериев, от которых зависит успешное функционирование и развитие национальной системы государственного управления. Ведь качество подготовки, принятия и реализации государственных решений де-факто зависит от уровня знаний и компетенции профильных чиновников.
Таким образом, важной составляющей развития любого современного государства является система подготовки и переподготовки управленческих кадров для государственного аппарата. Учитывая политические и экономические вызовы, с которыми сегодня сталкивается наша страна, этот вопрос также является весьма актуальным, поскольку знания и опыт, умение действовать в кризисных ситуациях людей, работающих в системе государственного управления, во многом определяют применимость, гибкость и актуальность решений.
Условно систему подготовки и переподготовки кадров в Беларуси можно разделить на два уровня: подготовка в рамках официальной образовательной системы и семинары, стажировки, курсы в рамках сотрудничества отдельных ведомств с зарубежными и белорусскими институтами и организациями.
В первом случае речь идет о более традиционном подходе. Здесь значительную роль играет Академия управления при Президенте. Наличие специализированной организации — широко распространенная практика во многих странах. При этом не стоит забывать, что важным является не столько наличие некоего специализированного института, сколько те знания, которые получают управленцы в рамках образовательной программы. Кроме того, помимо Академии, обучение проводится и в других белорусских вузах. Однако образование для чиновников сегодня не должно концентрироваться лишь на этой официальной базе по нескольким причинам. Во-первых, в современных условиях процесс подготовки кадров для госаппарата должен быть гибким и актуальным с учетом быстро изменяющихся реалий. Во-вторых, значительный объем знаний должен базироваться на практических навыках.
Сегодня большим организациям, таким как университеты, достаточно сложно своевременно подстраиваться под быстро изменяющиеся требования и вызовы. Именно поэтому в качестве дополнительного, но при этом не менее важного, направления должен стать второй уровень — речь идет об участии в образовательных программах белорусских и зарубежных организаций.
В частности, уже сегодня в нашей стране эффективно развиваются и действуют программы для сотрудников ряда министерств, организованные зарубежными институтами и организациями. Как правило, такие программы базируются на краткосрочных стажировках в зарубежные профильные организации.
Это хорошая возможность не только изучить, как на практике работают те или иные инструменты, которые, к примеру, планируется имплементировать в Беларуси, но и оценить возможность и необходимость их применения у нас в стране. В результате знания будут получены не только со страниц книг и учебников, но и исходя из того, как тот или иной инструмент функционирует в реальности и какие действительные выгоды можно получить от его внедрения. Кроме того, участие в подобных программах позволяет “обрасти” необходимыми контактами и связями, которые затем можно будет использовать при работе в системе государственного управления.
Однако, помимо различных программ, организованных зарубежными институциями, такие возможности есть и в Беларуси. В качестве примера можно привести организуемые в последние годы БелТПП семинары по оценке регулирующего воздействия (ОРВ). В рамках этих семинаров приглашенные чиновники обучались теории и практике применения ОРВ, обсуждали плюсы и минусы этого механизма с российскими экспертами. Учитывая, что этот инструмент предполагается внедрить в белорусскую практику в ближайшее время, подобные семинары были весьма кстати.
Таким образом, в вопросе подготовки управленческих кадров важно соблюсти баланс. Безусловно, официальная институализированная система важна и нужна. Но для ее качественного дополнения необходимо также способствовать появлению и развитию других направлений образовательных программ для будущих управленцев.
Никита Беляев, административный директор ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”
glassdoor.com
Основной капитал
Информация для размышления: по некоторым оценкам, среднестатистический россиянин по запасам природных ресурсов, начиная с нефти-газа и заканчивая дарами морей-океанов, более чем в 70 раз богаче белоруса. И если бы все дело было только в этом, то и доходы жителей обеих стран разнились бы в десятки раз. Однако более мудрое, грамотное управление в нашей стране тем немногим, что дано нам свыше, позволяет нам жить на уровне самой обласканной природой страны в мире (российские олигархи, разумеется, в расчет не берутся).
Получается, что человеческий, в том числе управленческий, кадровый капитал белорусской нации — это не менее (а скорее более) значимое богатство, нежели полезные ископаемые. И в основе его сохранения и приумножения лежит хорошо продуманная государственная политика целенаправленной подготовки профессиональных кадров для всех отраслей и сфер экономики.
Разумеется, сказанное также справедливо по отношению и к человеческому капиталу. Наша жизнь так устроена, что люди с их знаниями, опытом и управленческими талантами стареют, выходят на пенсию и, увы, когда-нибудь умирают. При этом очевидно, что решение проблем восстановления, воспроизводства человеческого капитала нации принципиально неподвластно бизнесу, даже самому крупному и эффективному. Поэтому реализуемая в стране кадровая политика, нацеленная на возобновление, воспроизводство человеческого капитала нации — это не просто прерогатива, но ключевая обязанность всякого желающего остаться под солнцем государства.
В связи с этим вызывает лишь недоумение двусмысленная позиция тех, кто, будучи искренним сторонником базовых ценностей капитализма, убежден в значимости активной инвестиционной и инновационной политики для возобновления выбывающего производственного, торгового, финансового и т. д. капитала. И вместе с тем считает излишней активность нашего государства в сфере кадровой политики, наивно полагая, что на основе рыночного саморегулирования кадровые и управленческие проблемы чудесным образом будут решаться сами собой.
Всем нам важно понять, что капитализм давным-давно вырос из средневековых пеленок стихийно-рыночного саморегулирования, когда государство лишь собирало с бизнеса налоги и обеспечивало безопасность. Сегодня во всех цивилизованных странах актуален капитализм в его современной — государственно-корпоративной — форме. Он подразумевает слаженную игру в единой команде государства и бизнеса на всем игровом поле, во всех сферах. Ставка в этой игре исключительно высока — общий успех нации на глобальных рынках, а значит, ее выживание в условиях нынешнего беспрецедентного обострения конкуренции. Например, обделенная природными ресурсами Япония в свое время была провозглашена единой страной-корпорацией и добилась больших успехов.
Все точь-в-точь как, положим, в хоккее или футболе, где победа зависит от командного духа, слаженной игры всех и каждого. И в этом смысле реализуемая государством кадровая политика сродни архиважной работе тренера такой команды, который должен найти, отобрать, вырастить, грамотно использовать хороших игроков. Умело нацелить их на общий результат — и тем самым привести нашу команду-нацию к победе.
Валерий Байнев, завкафедрой инновационного менеджмента БГУ, доктор экономических наук
Баланс в пользу знаний
Профессионализм кадров является одним из основных критериев, от которых зависит успешное функционирование и развитие национальной системы государственного управления. Ведь качество подготовки, принятия и реализации государственных решений де-факто зависит от уровня знаний и компетенции профильных чиновников.
Условно систему подготовки и переподготовки кадров в Беларуси можно разделить на два уровня: подготовка в рамках официальной образовательной системы и семинары, стажировки, курсы в рамках сотрудничества отдельных ведомств с зарубежными и белорусскими институтами и организациями.
В первом случае речь идет о более традиционном подходе. Здесь значительную роль играет Академия управления при Президенте. Наличие специализированной организации — широко распространенная практика во многих странах. При этом не стоит забывать, что важным является не столько наличие некоего специализированного института, сколько те знания, которые получают управленцы в рамках образовательной программы. Кроме того, помимо Академии, обучение проводится и в других белорусских вузах. Однако образование для чиновников сегодня не должно концентрироваться лишь на этой официальной базе по нескольким причинам. Во-первых, в современных условиях процесс подготовки кадров для госаппарата должен быть гибким и актуальным с учетом быстро изменяющихся реалий. Во-вторых, значительный объем знаний должен базироваться на практических навыках.
Сегодня большим организациям, таким как университеты, достаточно сложно своевременно подстраиваться под быстро изменяющиеся требования и вызовы. Именно поэтому в качестве дополнительного, но при этом не менее важного, направления должен стать второй уровень — речь идет об участии в образовательных программах белорусских и зарубежных организаций.
В частности, уже сегодня в нашей стране эффективно развиваются и действуют программы для сотрудников ряда министерств, организованные зарубежными институтами и организациями. Как правило, такие программы базируются на краткосрочных стажировках в зарубежные профильные организации.
Это хорошая возможность не только изучить, как на практике работают те или иные инструменты, которые, к примеру, планируется имплементировать в Беларуси, но и оценить возможность и необходимость их применения у нас в стране. В результате знания будут получены не только со страниц книг и учебников, но и исходя из того, как тот или иной инструмент функционирует в реальности и какие действительные выгоды можно получить от его внедрения. Кроме того, участие в подобных программах позволяет “обрасти” необходимыми контактами и связями, которые затем можно будет использовать при работе в системе государственного управления.
Однако, помимо различных программ, организованных зарубежными институциями, такие возможности есть и в Беларуси. В качестве примера можно привести организуемые в последние годы БелТПП семинары по оценке регулирующего воздействия (ОРВ). В рамках этих семинаров приглашенные чиновники обучались теории и практике применения ОРВ, обсуждали плюсы и минусы этого механизма с российскими экспертами. Учитывая, что этот инструмент предполагается внедрить в белорусскую практику в ближайшее время, подобные семинары были весьма кстати.
Таким образом, в вопросе подготовки управленческих кадров важно соблюсти баланс. Безусловно, официальная институализированная система важна и нужна. Но для ее качественного дополнения необходимо также способствовать появлению и развитию других направлений образовательных программ для будущих управленцев.
Никита Беляев, административный директор ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”