Электронный контроль, особый допуск: как по дорогам перевозят опасные грузы
30.03.2024 11:36:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Автобусы и легковушки, грузовики с товарами — по дорогам страны ежедневно колесят сотни тысяч авто разного назначения. За ними постоянно присматривают сотрудники ГАИ и транспортной инспекции, камеры видеонаблюдения. Но есть грузы, которые из-за своих свойств нуждаются в особом контроле, потому что в случае нештатной ситуации они могут нести опасность для здоровья человека и окружающей среды. Что это за грузы и как людей оберегают от их воздействия, наши корреспонденты разбирались с помощью специалистов.
Круглосуточно, без перерыва на обед и выходных работает предприятие в Фаниполе, которое снабжает бензином и дизельным топливом не только все заправки Минска и Минской области, но и некоторые АЗС Брестчины, Гродненщины и Могилевщины. Ежедневно из его ворот выезжает не менее сотни бензовозов. Рядом находится участок специализированного предприятия, которое является основным перевозчиком нефтепродуктов и сжиженных газов. Здесь тщательно проверяются состояние машин и водителей, документация всех тех, кто отправляется в рейс.
— Утренняя волна начинается около 07:00. По состоянию на 11:00 выехало уже 34 машины, — сверяется с журналом учета Сергей Старовойтов, начальник Минского участка предприятия «Белоруснефть Транс». — Каждый бензовоз делает по два-три рейса за смену — в зависимости от расстояния. Водители работают по экипажной системе, за каждой машиной закреплены четыре человека, которые трудятся посменно. А вот у автомобилей выходных нет — только «больничные».
Сергей Старовойтов.
К шлагбауму приближается машина. Специалист, выпускающий ее в рейс, должен убедиться, что у водителя в порядке все необходимые документы — как личные, так и автомобильные.
— Это одно из направлений контрольно-надзорной деятельности, — объясняет Олег Шавердо, заместитель начальника управления надзора за безопасностью при перевозке опасных грузов Госпромнадзора. — При планировании работы инспектора определяют время и место, где будут проводить проверки. Это, как правило, склады хранения нефтепродуктов, заправки. На дорогах общего пользования или на пунктах весогабаритного контроля проверки проводятся совместно с ГАИ или транспортной инспекцией соответственно.
Олег Шавердо.
Далеко не ушел непроверенным и «наш» бензовоз: перед въездом на нефтебазу его уже ждет специалист.
— В ходе проверки применяется видеорегистрация, — предупреждает Надежда Винник, ведущий государственный инспектор Минского городского управления Госпромнадзора. — Предъявите ваши документы…
Водительское удостоверение, свидетельство о прохождении подготовки для выполнения перевозки опасных грузов, техпаспорт, разрешение на допуск к участию в дорожном движении, страховка, регистрационная карточка Госпромнадзора, выдаваемая для транспортных средств, занятых перевозкой опасных грузов, — водитель достает целую увесистую папку.
Особенные требования предъявляются к автоцистерне. Ведь это она в случае чего должна удержаться на колесах, не дать течь, не расплескать огнеопасное содержимое. Надежда Винник отмечает, что раньше проверки и испытания цистерн, предназначенных для международных перевозок опасных грузов, проводились только за границей. Но с 2021 года появилась возможность совершать их в Гомельском областном управлении Госпромнадзора.
Надежда Винник и водитель Юрий Толстыко.
Около года назад бензовоз с 10‑кубовой цистерной поскользнулся в гололед и «прилег» в кювет. Последствия этой аварии благодаря вовремя принятым мерам оказались минимальными, что подтвердили экологи.
Инна Рындова.
— Около 60 организаций в стране имеют разрешение на проведение подготовки и переподготовки работников организаций, занятых перевозкой опасных грузов. Водителей учат правильно вести себя в нештатных ситуациях, эксплуатировать специализированную машину, различным опасным свойствам разных грузов. Для этого у таких организаций должны быть квалифицированные преподаватели, классы, материально-техническая база, которая позволяет проводить практические занятия. Водителям необходимо пройти два этапа подготовки — базовый курс и специализированный. Длятся они в общей сложности восемь дней. После этого соискатели сдают внутренний экзамен и с подтверждающими документами отправляются к Госпромнадзор.
В прошлом году выдано более 16 тысяч свидетельств о прохождении подготовки для выполнения перевозки опасных грузов. Из них 13 тысяч получили водители, 2 тысячи — ответственные специалисты организаций, 500 — авиационный персонал. Для водителей этот документ действителен в течение пяти лет. Чтобы его продлить, придется пройти переподготовку по более короткой программе.
— Для сдачи экзамена предоставляется три попытки, которые следует реализовать в течение полугода, — продолжает Инна Рындова. — Впрочем, большинство сдает экзамен с первого раза, остальные — со второго. Экзамен по базовой программе длится 45 минут, нужно ответить на 25 вопросов. Специалистам организаций, несущим ответственность за несколько водителей и машин, сложнее — 45 вопросов. Что касается спецкурса по перевозке опасных грузов в цистернах, то за полчаса следует ответить на 15 вопросов.
— Совместно с Государственным таможенным комитетом создана система отслеживания перевозки опасных грузов, — сообщил Алексей Андреенко, заместитель начальника Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС.
Алексей Андреенко.
Интерактивная карта подсказывает, что сейчас по Беларуси едут десять машин с опасным грузом, въехавших с территории ЕС. Что именно они везут, пока неизвестно, но при необходимости это можно узнать в считаные минуты.
— В случае нештатной ситуации связываемся с кол-центром национального оператора, получаем контактные данные водителя, узнаем от него о сложившейся обстановке, состоянии груза, — продолжает Алексей Андреенко. — В зависимости от этого на местах определяют, что нужно предпринять. Вот сейчас по территории Витебской области движется цистерна с химическим веществом. Это значит, что спасатели Витебщины настороже и в любой момент готовы ликвидировать возникшую ЧС.
В минувшем году попал в ДТП грузовик из России, перевозивший опасный груз в бочках. Ситуация осложнилась тем, что сгорели сопроводительные документы. Поэтому сейчас ведется работа по усовершенствованию системы, чтобы она позволяла отслеживать и грузы, идущие с востока. В любом случае мы можем быть уверены: в стране постоянно ведется невидимая, но эффективная работа по защите людей от самых разных ситуаций.
Ответственный рейс
Издалека видны на дороге оранжевые маячки цистерн с топливом или грузовиков, перевозящих баллоны с бытовым газом. Они ясно дают понять: поблизости от машин с опасными грузами другим водителям следует вести себя осторожно. От транспортировки никуда не деться, но и меры безопасности при этом предпринимаются серьезные. И к водителям, перевозящим их, и к специалистам, выпускающим в рейс, и к транспорту предъявляются специальные требования.Круглосуточно, без перерыва на обед и выходных работает предприятие в Фаниполе, которое снабжает бензином и дизельным топливом не только все заправки Минска и Минской области, но и некоторые АЗС Брестчины, Гродненщины и Могилевщины. Ежедневно из его ворот выезжает не менее сотни бензовозов. Рядом находится участок специализированного предприятия, которое является основным перевозчиком нефтепродуктов и сжиженных газов. Здесь тщательно проверяются состояние машин и водителей, документация всех тех, кто отправляется в рейс.
— Утренняя волна начинается около 07:00. По состоянию на 11:00 выехало уже 34 машины, — сверяется с журналом учета Сергей Старовойтов, начальник Минского участка предприятия «Белоруснефть Транс». — Каждый бензовоз делает по два-три рейса за смену — в зависимости от расстояния. Водители работают по экипажной системе, за каждой машиной закреплены четыре человека, которые трудятся посменно. А вот у автомобилей выходных нет — только «больничные».
Сергей Старовойтов.
К шлагбауму приближается машина. Специалист, выпускающий ее в рейс, должен убедиться, что у водителя в порядке все необходимые документы — как личные, так и автомобильные.
Проверяется система информирования об опасности: работают ли проблесковые маячки, имеются ли на цистерне таблички, предупреждающие об опасном грузе. Особое внимание — технологическому отсеку, через который топливо загружается на нефтебазе, а потом сливается в резервуары на АЗС. Разумеется, убеждаются в наличии и исправности огнетушителя, средств индивидуальной защиты водителя. Такую проверку автомобиль проходит при каждом выезде на линию — пусть даже три раза в сутки.— Водитель, который перевозит опасные грузы, может находиться на смене не более 12 часов, — отмечает Сергей Старовойтов. — Не менее полусуток должен составлять и перерыв между сменами. За соблюдением этих временных рамок следит специальная программа — выпуск автомобилей на линию оцифрован. Используются электронные путевые листы и товарно-транспортные накладные.
Двойной контроль
Контроль авто, перевозящего опасные грузы, не исчерпывается на предприятии. Надзор за такими перевозками ведет Госпромнадзор.— Это одно из направлений контрольно-надзорной деятельности, — объясняет Олег Шавердо, заместитель начальника управления надзора за безопасностью при перевозке опасных грузов Госпромнадзора. — При планировании работы инспектора определяют время и место, где будут проводить проверки. Это, как правило, склады хранения нефтепродуктов, заправки. На дорогах общего пользования или на пунктах весогабаритного контроля проверки проводятся совместно с ГАИ или транспортной инспекцией соответственно.
Олег Шавердо.
Далеко не ушел непроверенным и «наш» бензовоз: перед въездом на нефтебазу его уже ждет специалист.
— В ходе проверки применяется видеорегистрация, — предупреждает Надежда Винник, ведущий государственный инспектор Минского городского управления Госпромнадзора. — Предъявите ваши документы…
Водительское удостоверение, свидетельство о прохождении подготовки для выполнения перевозки опасных грузов, техпаспорт, разрешение на допуск к участию в дорожном движении, страховка, регистрационная карточка Госпромнадзора, выдаваемая для транспортных средств, занятых перевозкой опасных грузов, — водитель достает целую увесистую папку.
Особенные требования предъявляются к автоцистерне. Ведь это она в случае чего должна удержаться на колесах, не дать течь, не расплескать огнеопасное содержимое. Надежда Винник отмечает, что раньше проверки и испытания цистерн, предназначенных для международных перевозок опасных грузов, проводились только за границей. Но с 2021 года появилась возможность совершать их в Гомельском областном управлении Госпромнадзора.
Надежда Винник и водитель Юрий Толстыко.
Но это еще не все! Ведущий инспектор интересуется наличием огнетушителей, аптечки, предупреждающих знаков, средств нейтрализации опасного груза и индивидуальной защиты водителя. На случай, если разольется топливо, в бензовозе следует иметь дренажную ловушку, противопожарное полотнище.С нелегким испытанием водитель справляется — нарушений не выявлено. Хотя, признает Надежда, недочеты обнаруживаются не столь уж редко. В таких случаях на предприятие отправляется письмо с требованием немедленно их устранить.
Удержаться на колесах
От неприятностей на дороге не застрахован никто. Происшествия с транспортом, на борту которого находится опасный груз, привлекают особое внимание и общественности, и спасателей, и экологов. Благо случаются они нечасто. Специалисты припоминают аварию почти двухлетней давности, когда под Калинковичами легковушка протаранила бензовоз на такой скорости, что тяжелая цистерна, наполненная 98‑м бензином, опрокинулась. Тот случай до сих пор вызывает содрогание: авария завершилась летальным исходом, на землю вылилось 11 кубов бензина, а практически новые цистерну и тягач пришлось списать — восстановлению они не подлежали.Около года назад бензовоз с 10‑кубовой цистерной поскользнулся в гололед и «прилег» в кювет. Последствия этой аварии благодаря вовремя принятым мерам оказались минимальными, что подтвердили экологи.
Особые знания
Как видим, грамотные и четкие действия водителя машины с опасным грузом зачастую становятся основным фактором защиты людей и окружающей среды. Поэтому желающие управлять таким авто обязательно должны пройти дополнительную подготовку и сдать экзамены.Инна Рындова, начальник отдела проверки знаний Минского областного управления Госпромнадзора, рассказывает:
Инна Рындова.
— Около 60 организаций в стране имеют разрешение на проведение подготовки и переподготовки работников организаций, занятых перевозкой опасных грузов. Водителей учат правильно вести себя в нештатных ситуациях, эксплуатировать специализированную машину, различным опасным свойствам разных грузов. Для этого у таких организаций должны быть квалифицированные преподаватели, классы, материально-техническая база, которая позволяет проводить практические занятия. Водителям необходимо пройти два этапа подготовки — базовый курс и специализированный. Длятся они в общей сложности восемь дней. После этого соискатели сдают внутренний экзамен и с подтверждающими документами отправляются к Госпромнадзор.
В прошлом году выдано более 16 тысяч свидетельств о прохождении подготовки для выполнения перевозки опасных грузов. Из них 13 тысяч получили водители, 2 тысячи — ответственные специалисты организаций, 500 — авиационный персонал. Для водителей этот документ действителен в течение пяти лет. Чтобы его продлить, придется пройти переподготовку по более короткой программе.
— Для сдачи экзамена предоставляется три попытки, которые следует реализовать в течение полугода, — продолжает Инна Рындова. — Впрочем, большинство сдает экзамен с первого раза, остальные — со второго. Экзамен по базовой программе длится 45 минут, нужно ответить на 25 вопросов. Специалистам организаций, несущим ответственность за несколько водителей и машин, сложнее — 45 вопросов. Что касается спецкурса по перевозке опасных грузов в цистернах, то за полчаса следует ответить на 15 вопросов.
После успешной сдачи экзамена водители получают свидетельство на право выполнять перевозки опасных грузов международного образца. Это значит, что они имеют право перевозить такие грузы на территории 54 государств, присоединившихся к ДОПОГ — Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
Повышенная бдительность
Пожалуй, больше всех заинтересованы в информации о перемещении опасных грузов спасатели. Это неудивительно: они должны знать, что и где перевозится по дорогам страны, чтобы как можно быстрее отреагировать. Со своими машинами все понятно, а вот как быть с теми, которые идут через Беларусь транзитом?— Совместно с Государственным таможенным комитетом создана система отслеживания перевозки опасных грузов, — сообщил Алексей Андреенко, заместитель начальника Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС.
Алексей Андреенко.
— Как только при проверке документов выясняется, что к нам въехал с территории ЕС груз повышенной опасности, национальный оператор получает указание навесить на автомобиль электронную пломбу в интересах МЧС. На экране в центре реагирования сразу появляется информация о нем: начало и окончание маршрута, местонахождение в конкретный момент.Кроме этого, мы получаем и сведения о нештатных ситуациях, которые могут сопровождать эту перевозку: например, ДТП или отклонение от маршрута. Такой же информацией владеют и территориальные подразделения МЧС, они пристально следят за машиной, пока та находится на их территории.
Интерактивная карта подсказывает, что сейчас по Беларуси едут десять машин с опасным грузом, въехавших с территории ЕС. Что именно они везут, пока неизвестно, но при необходимости это можно узнать в считаные минуты.
— В случае нештатной ситуации связываемся с кол-центром национального оператора, получаем контактные данные водителя, узнаем от него о сложившейся обстановке, состоянии груза, — продолжает Алексей Андреенко. — В зависимости от этого на местах определяют, что нужно предпринять. Вот сейчас по территории Витебской области движется цистерна с химическим веществом. Это значит, что спасатели Витебщины настороже и в любой момент готовы ликвидировать возникшую ЧС.
В минувшем году попал в ДТП грузовик из России, перевозивший опасный груз в бочках. Ситуация осложнилась тем, что сгорели сопроводительные документы. Поэтому сейчас ведется работа по усовершенствованию системы, чтобы она позволяла отслеживать и грузы, идущие с востока. В любом случае мы можем быть уверены: в стране постоянно ведется невидимая, но эффективная работа по защите людей от самых разных ситуаций.
Подтверждение тому — недавнее происшествие с цистерной, перевозившей 20 тонн сжиженного пропана. По неизвестным пока причинам машина съехала в кювет и опрокинулась. Спасатели оперативно изолировали место возможной утечки газа. Под их наблюдением грузоперевозчик перекачал пропан в другую автоцистерну, после чего грузовик поставили на колеса. Пострадавших нет, утечки газа не произошло.