О чем важно помнить спустя 85 лет после воссоединения нашего народа в одном государстве
16.09.2024 08:16:00
Катерина ЧАРОВСКАЯ
Анна КУРАК
Несправедливый Рижский мирный договор в 1921 году надвое разделил этнические белорусские территории. Миллионы людей оказались по разные стороны границы, но самосознание народа оставалось общим. Во многом благодаря этому и стало возможным 17 сентября 1939 года. К истории вопроса обратились корреспонденты «НГ».
Волнующая новость о скором приходе красноармейцев в считаные часы облетела город и его окрестности. Она не оставила равнодушным никого из коренных жителей. Действовали смело — задерживали на улицах полицейских и разоружали их. В руки народа перешли полицейский участок, почта, банк, электростанция и телеграф.
Дальше — больше. Во время взятия железнодорожной станции в Скиделе случилась первая большая победа, окрылившая повстанцев: удалось разоружить эшелон с военными и полицейскими, направленными из Мостов для подавления восстания. Отобранное оружие было роздано местным крестьянам. Без боя заняли здание Скидельской управы, где сразу же сообщили о создании революционного комитета. Над зданием подняли красный флаг как символ советской власти.
Повстанческое движение волной захлестнуло и соседние населенные пункты: Лунно, Озеры, Вертелишки… Повсеместно создавались ревкомы, бравшие на себя управление освободительным движением.
Однако роковой ошибкой освободителей стало то, что основные вооруженные посты были выставлены ими на восточной окраине города. Они ожидали, что придется отражать нападение отступающих польских войск. Но беда пришла с малозащищенной западной стороны. Карательный отряд был прислан из Гродно.
Уроки истории подрастающее поколение усваивает по воспоминаниям предков, тематическим экспозициям.
В итоге многие участники восстания приняли мучительную смерть. Им уродовали лица, ломали кости, рубили живьем на куски, вырезали на теле звезды. Сотни людей из числа мирного населения заставили лечь лицом вниз и целовать «польскую» землю…
Конец издевательствам положили подоспевшие красноармейцы. При поддержке местных крестьян они победоносно вошли в город. Скидель ликовал. По воспоминаниям Николая Делянковского, которому во время восстания было 7 лет, праздничная колонна с цветами растянулась по улицам города на три километра. Замученные повстанцы, подарившие своему городу три дня свободы от польского гнета, были похоронены в центре города. Во время Великой Отечественной войны их могила была разбомблена, но с наступлением мирной жизни о героях не забыли: останки перезахоронили в братской могиле в старом парке.
О том, как изменилась жизнь в Скиделе после его освобождения, нам рассказала руководитель историко-краеведческого музея средней школы №3 Марина Вабищевич:
— Город заплатил за свою свободу высокую цену и стремился использовать все открывшиеся благодаря падению польского режима возможности. Появились учреждения образования, где преподавались белорусский и русский языки. При польской власти этого невозможно было представить. Кстати, директором самой первой школы стал один из лидеров восстания Михаил Литвин. Развивалась промышленность. Сразу после войны, в 1946 году, здесь началось строительство первого в БССР сахарного комбината. Это была по-настоящему народная стройка, в которой участвовали многие местные жители. Очевидцы вспоминают интересную деталь: когда было объявлено, что медицина стала бесплатной, а в больнице не будут брать деньги за лечение, жители не поверили и еще долго не обращались за профессиональной помощью. Неизгладимое впечатление произвели на наших людей и советские магазины с невысокими фиксированными ценами.
Если для всего белорусского народа 17 сентября — День народного единства, то для Скиделя это, можно сказать, еще и дата возрождения, говорит Марина Вабищевич. И подрастающее поколение должно об этом знать.
Развитие города продолжалось и в следующие десятилетия. Были построены заводы по выпуску медпрепаратов, железобетонных изделий, маслосырзавод, а также основан агрокомбинат по производству зерна, птицы, свинины, говядины. Со временем Скидель стал городом-спутником Гродно и ничем не уступает ему в развитии инфраструктуры.
— В Несвижском районе крестьяне говорили: «Жылі за царом — пілі чай з пірагом. Як прыйшлі палякі — елі хлеб траякі: белы, чорны і ніякі». Народный фольклор — отражение правды жизни, — отмечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. — Но вернемся к фактам. После подписания Рижского мирного договора на территории Западной Белоруссии лучшие сельскохозяйственные земли отдавали так называемым осадникам — польским офицерам, которые отличились в советско-польской войне 1919—1921 годов. Не стоит забывать и о том, что более трети от всех угодий было сосредоточено в руках крупных землевладельцев — панов, проще говоря.
Ученый справедливо обращает внимание: если белорусам действительно хорошо жилось «за польскім часам», то почему вплоть до 1925 года у нас имело место активное антипольское партизанское движение? От Беловежской до Налибокской пущи земля горела под сапогом пришлой власти. Более того, вся белорусская интеллигенция того времени — как живущая в СССР, так и за рубежом — называла происходящее не иначе как польской оккупацией.
— Дискриминация и сегрегация — вот какая доля ждала белорусского человека в период Второй Речи Посполитой, — подчеркивает Игорь Марзалюк и снова обращается к народной мудрости: — Известная присказка того времени: «Для пана — плебана, а для хлопа — попа». Что это значит? У православных жителей Западной Белоруссии не было ни одного шанса на достойную работу или положение в обществе, даже если они имели образование или необходимый опыт. Католицизм воспринимался как истинно польская вера.
Именно поэтому у православных через суды забирали храмы, насильственно преобразуемые затем в костелы. Более того, в середине 1930‑х польское правительство начало активно вести политику полонизации православной церкви, предписывало читать проповеди по‑польски.
— У этнических белорусов, которые составляли около 80 % от всего населения региона, польская власть пыталась отобрать не только религию, но и культуру и язык. Были закрыты две учительские белорусские семинарии и восемь белорусских гимназий. Если в 1920-м на этих территориях насчитывалось четыре сотни белорусскоязычных школ, то уже в середине 1939-го не осталось ни одной. Были закрыты все белорусские газеты и журналы. Да что там говорить, 35 % населения Западной Белоруссии в конце 1930‑х оставалось безграмотным! — отмечает историк.
И это была целенаправленная политика. Еще в 1934 году польский министр иностранных дел Юзеф Бек на заседании Лиги Наций озвучил тезисы об отказе Польши от данных ранее гарантий по охране прав национальных меньшинств. На «Кресах Всходних» белорусы буквально были объявлены людьми второго сорта.
Встреча Красной армии на Гродненщине. 1939 год.
— Мы на своем опыте узнали, что только объединенные усилия всех сынов нации независимо от личных религиозных или политических предпочтений могут создать государство. Без реальной солидарности, единства народа этого добиться не выйдет. 17 сентября 1939-го стало возможным только потому, что белорусы с обеих сторон мечтали о воссоединении и стремились к этому. В составе СССР мы приобрели то, что легло в основу нынешней суверенной Беларуси. Территориальная целостность, институты власти, структура экономики — все это наследие 1939-го.
В составе Польши миллионы белорусов были лишены базового права на самоопределение, а значит, и шанса на независимость и суверенитет. Это не тождественные понятия, подчеркивает ученый.
— Когда мы говорим о праве нации на самоопределение, то подразумеваем возможность определять свою судьбу: как жить, с кем дружить, стать автономией в большой стране или попытать счастья обособленно. По итогам подписания Рижского мирного договора Западная Белоруссия всего этого была лишена, — говорит Игорь Марзалюк. — Поляки сделали все, чтобы белорусы не могли влиять на государственное строительство — даже в форме культурной автономии, не говоря уже о национальном или политическом влиянии. Все права национальных меньшинств, которые были поначалу гарантированы, с течением времени польскими властями в отношении белорусов, украинцев и евреев были цинично растоптаны и забыты.
Право на независимость подразумевает то, что большинство других стран признают с точки зрения закона ваши границы и ваши стремления к созданию своей государственности.
— А вот право на суверенитет — это когда формальная независимость на бумаге подкрепляется реальными делами, когда органы власти, легитимно избранные народом, осуществляют всю полноту управления: пишут законы, выстраивают внешнюю политику, руководят экономикой и социальной сферой. Исходя из этого можно быть независимыми, но не суверенными. Но ни то ни другое немыслимо без реализованного права на самоопределение, — отмечает историк.
— В 1939-м население Западной Белоруссии встречало освободителей цветами — есть немало доказательств этому, сохранились воспоминания современников. Я это знаю из первых уст, ведь один мой дед ждал Красную армию, а другой в ее рядах шел освобождать земляков, — делится личным Игорь Марзалюк. — По отцу я западный белорус — корни из Столбцов, Несвижа, Кореличей, а по маме восточный — предки были из Мстиславля и Краснополья. И таких семей у нас немало.
Несмотря на разные пути, по которым развивались две части нашей республики с 1921 по 1939-й, белорусский народ и там и там четко понимал, кто он есть, и стремился к единению.
Нынешняя целостность страны — закономерный итог целенаправленной борьбы белорусского народа по обе стороны границы. Нам никто не подарил эти земли, подытоживает Игорь Марзалюк:
— Мы заплатили за них кровью, в том числе в сражениях с польским подпольем в период немецко-фашистской оккупации. Не секрет, что Армия Крайова в 1943-м подписала договор с командованием СС: польские националисты помогали фашистам проводить карательные операции против нашего народа, полагая, что действуют на своих территориях. Но войну выиграл тот, на чьей стороне была правда. А наша с вами задача — сохранить ее.
Солигорск, Минск, Новополоцк — проект «Беларусь адзіная» становится важной площадкой для живых дискуссий в регионах. Генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси, депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель «Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин поясняет концепцию:
— Как отмечает Президент, все вопросы требуют общественного обсуждения. Идеология, информационная работа, партийное строительство, наука, образование — все в нашей стране подвергается общественному обсуждению. В этом сила белорусской модели — обратная связь власти и граждан. Подобные площадки позволяют нам откровенно поговорить о том, что достигнуто и куда стране двигаться дальше.
Ожидаемо на встречах масса вопросов из зала на тему истории. 17 сентября — напоминание о самодостаточности и силе белорусской нации, считает телеведущий СТВ Григорий Азарёнок:
— Теперь над нами нет панов и хозяев. Белорусы сами управляют своей страной. В мире почти 200 государств, но самостоятельных из них не так уж и много. И мы в их числе! Президент, когда выступал перед студентами вузов Витебской области, обратился к белорусам. Он назвал народ великим. Эти слова ко многому обязывают. Нести величие — значит самостоятельно выбирать свое правительство. В некоторых государствах власти следуют указке США. Американцы требуют поставить определенных, более удобных им управленцев. Например, украинцы сражаются с русскими за чужие интересы. Спросил ли кто-то у жителей Украины, хотят ли они участвовать в военном конфликте? А у поляков спросили, нужна ли им милитаризация?
А что белорусы? Идем по своему пути!
— Мы не позволим диктовать нам условия. Беларусь выбирает собственную судьбу. После 2020 года учредили День народного единства. Этот день — еще одно напоминание о незыблемости и самодостаточности белорусского народа, — заключает Григорий Азарёнок.
Александр Лукашенко:
— 17 сентября мы отмечаем День народного единства. День, который в нашей исторической памяти стоит рядом с государственными праздниками Великой Победы и Днем Независимости Беларуси. Потому что в далеком 1939-м он предопределил будущие героические свершения единого белорусского народа.
Утраченную традицию праздновать освобождение западных белорусских земель мы вернули в свою жизнь не только как дань памяти этому эпохальному событию. Без этого события трудно было бы нам говорить о Победе. Я уже не говорю о независимости. Это ответ на новые попытки Запада разделить белорусский народ по живому и разорвать в клочья страну. Это наказ будущим поколениям белорусов помнить исторические уроки.
17 сентября 2022 года, на патриотическом форуме «Это НАША история!»
— 17 сентября мы отмечаем День народного единства. День, который в нашей исторической памяти стоит рядом с государственными праздниками Великой Победы и Днем Независимости Беларуси. Потому что в далеком 1939-м он предопределил будущие героические свершения единого белорусского народа.
Утраченную традицию праздновать освобождение западных белорусских земель мы вернули в свою жизнь не только как дань памяти этому эпохальному событию. Без этого события трудно было бы нам говорить о Победе. Я уже не говорю о независимости. Это ответ на новые попытки Запада разделить белорусский народ по живому и разорвать в клочья страну. Это наказ будущим поколениям белорусов помнить исторические уроки.
17 сентября 2022 года, на патриотическом форуме «Это НАША история!»
Долгожданное освобождение
В 1939 году осеннее утро 17 сентября в местечке Скидель, находившемся под властью Польши, положило начало драматическим событиям, которые ускорили установление на этой земле народной власти и свободы. Узнав по радио о походе Красной армии в Западную Белоруссию, местные активисты не стали их ждать сложа руки, а открыто выступили против своих угнетателей. Позже эти события вошли в историю как Скидельское восстание.Волнующая новость о скором приходе красноармейцев в считаные часы облетела город и его окрестности. Она не оставила равнодушным никого из коренных жителей. Действовали смело — задерживали на улицах полицейских и разоружали их. В руки народа перешли полицейский участок, почта, банк, электростанция и телеграф.
Дальше — больше. Во время взятия железнодорожной станции в Скиделе случилась первая большая победа, окрылившая повстанцев: удалось разоружить эшелон с военными и полицейскими, направленными из Мостов для подавления восстания. Отобранное оружие было роздано местным крестьянам. Без боя заняли здание Скидельской управы, где сразу же сообщили о создании революционного комитета. Над зданием подняли красный флаг как символ советской власти.
Повстанческое движение волной захлестнуло и соседние населенные пункты: Лунно, Озеры, Вертелишки… Повсеместно создавались ревкомы, бравшие на себя управление освободительным движением.
Однако роковой ошибкой освободителей стало то, что основные вооруженные посты были выставлены ими на восточной окраине города. Они ожидали, что придется отражать нападение отступающих польских войск. Но беда пришла с малозащищенной западной стороны. Карательный отряд был прислан из Гродно.
Уроки истории подрастающее поколение усваивает по воспоминаниям предков, тематическим экспозициям.
В итоге многие участники восстания приняли мучительную смерть. Им уродовали лица, ломали кости, рубили живьем на куски, вырезали на теле звезды. Сотни людей из числа мирного населения заставили лечь лицом вниз и целовать «польскую» землю…
Конец издевательствам положили подоспевшие красноармейцы. При поддержке местных крестьян они победоносно вошли в город. Скидель ликовал. По воспоминаниям Николая Делянковского, которому во время восстания было 7 лет, праздничная колонна с цветами растянулась по улицам города на три километра. Замученные повстанцы, подарившие своему городу три дня свободы от польского гнета, были похоронены в центре города. Во время Великой Отечественной войны их могила была разбомблена, но с наступлением мирной жизни о героях не забыли: останки перезахоронили в братской могиле в старом парке.
О том, как изменилась жизнь в Скиделе после его освобождения, нам рассказала руководитель историко-краеведческого музея средней школы №3 Марина Вабищевич:
— Город заплатил за свою свободу высокую цену и стремился использовать все открывшиеся благодаря падению польского режима возможности. Появились учреждения образования, где преподавались белорусский и русский языки. При польской власти этого невозможно было представить. Кстати, директором самой первой школы стал один из лидеров восстания Михаил Литвин. Развивалась промышленность. Сразу после войны, в 1946 году, здесь началось строительство первого в БССР сахарного комбината. Это была по-настоящему народная стройка, в которой участвовали многие местные жители. Очевидцы вспоминают интересную деталь: когда было объявлено, что медицина стала бесплатной, а в больнице не будут брать деньги за лечение, жители не поверили и еще долго не обращались за профессиональной помощью. Неизгладимое впечатление произвели на наших людей и советские магазины с невысокими фиксированными ценами.
Если для всего белорусского народа 17 сентября — День народного единства, то для Скиделя это, можно сказать, еще и дата возрождения, говорит Марина Вабищевич. И подрастающее поколение должно об этом знать.
Развитие города продолжалось и в следующие десятилетия. Были построены заводы по выпуску медпрепаратов, железобетонных изделий, маслосырзавод, а также основан агрокомбинат по производству зерна, птицы, свинины, говядины. Со временем Скидель стал городом-спутником Гродно и ничем не уступает ему в развитии инфраструктуры.
Факты против мифов
До сих пор в польской историографии и прессе можно встретить мнение о том, что население Западной Белоруссии до 1939-го жило хорошо и зажиточно. Даже настолько, что в некоторых населенных пунктах «двери колбасой завязывали». Вот только факты упрямо говорят об обратном. Основная масса жителей региона была занята в сельском хозяйстве, из них около двух третей находилось за чертой бедности. Мясные продукты они в лучшем случае могли видеть пару раз в году по праздникам.— В Несвижском районе крестьяне говорили: «Жылі за царом — пілі чай з пірагом. Як прыйшлі палякі — елі хлеб траякі: белы, чорны і ніякі». Народный фольклор — отражение правды жизни, — отмечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. — Но вернемся к фактам. После подписания Рижского мирного договора на территории Западной Белоруссии лучшие сельскохозяйственные земли отдавали так называемым осадникам — польским офицерам, которые отличились в советско-польской войне 1919—1921 годов. Не стоит забывать и о том, что более трети от всех угодий было сосредоточено в руках крупных землевладельцев — панов, проще говоря.
Ученый справедливо обращает внимание: если белорусам действительно хорошо жилось «за польскім часам», то почему вплоть до 1925 года у нас имело место активное антипольское партизанское движение? От Беловежской до Налибокской пущи земля горела под сапогом пришлой власти. Более того, вся белорусская интеллигенция того времени — как живущая в СССР, так и за рубежом — называла происходящее не иначе как польской оккупацией.
— Дискриминация и сегрегация — вот какая доля ждала белорусского человека в период Второй Речи Посполитой, — подчеркивает Игорь Марзалюк и снова обращается к народной мудрости: — Известная присказка того времени: «Для пана — плебана, а для хлопа — попа». Что это значит? У православных жителей Западной Белоруссии не было ни одного шанса на достойную работу или положение в обществе, даже если они имели образование или необходимый опыт. Католицизм воспринимался как истинно польская вера.
Именно поэтому у православных через суды забирали храмы, насильственно преобразуемые затем в костелы. Более того, в середине 1930‑х польское правительство начало активно вести политику полонизации православной церкви, предписывало читать проповеди по‑польски.
— У этнических белорусов, которые составляли около 80 % от всего населения региона, польская власть пыталась отобрать не только религию, но и культуру и язык. Были закрыты две учительские белорусские семинарии и восемь белорусских гимназий. Если в 1920-м на этих территориях насчитывалось четыре сотни белорусскоязычных школ, то уже в середине 1939-го не осталось ни одной. Были закрыты все белорусские газеты и журналы. Да что там говорить, 35 % населения Западной Белоруссии в конце 1930‑х оставалось безграмотным! — отмечает историк.
И это была целенаправленная политика. Еще в 1934 году польский министр иностранных дел Юзеф Бек на заседании Лиги Наций озвучил тезисы об отказе Польши от данных ранее гарантий по охране прав национальных меньшинств. На «Кресах Всходних» белорусы буквально были объявлены людьми второго сорта.
Встреча Красной армии на Гродненщине. 1939 год.
Право на свое
В ХХ веке история преподнесла белорусскому народу горький урок, который ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, считает Игорь Марзалюк:— Мы на своем опыте узнали, что только объединенные усилия всех сынов нации независимо от личных религиозных или политических предпочтений могут создать государство. Без реальной солидарности, единства народа этого добиться не выйдет. 17 сентября 1939-го стало возможным только потому, что белорусы с обеих сторон мечтали о воссоединении и стремились к этому. В составе СССР мы приобрели то, что легло в основу нынешней суверенной Беларуси. Территориальная целостность, институты власти, структура экономики — все это наследие 1939-го.
В составе Польши миллионы белорусов были лишены базового права на самоопределение, а значит, и шанса на независимость и суверенитет. Это не тождественные понятия, подчеркивает ученый.
— Когда мы говорим о праве нации на самоопределение, то подразумеваем возможность определять свою судьбу: как жить, с кем дружить, стать автономией в большой стране или попытать счастья обособленно. По итогам подписания Рижского мирного договора Западная Белоруссия всего этого была лишена, — говорит Игорь Марзалюк. — Поляки сделали все, чтобы белорусы не могли влиять на государственное строительство — даже в форме культурной автономии, не говоря уже о национальном или политическом влиянии. Все права национальных меньшинств, которые были поначалу гарантированы, с течением времени польскими властями в отношении белорусов, украинцев и евреев были цинично растоптаны и забыты.
Право на независимость подразумевает то, что большинство других стран признают с точки зрения закона ваши границы и ваши стремления к созданию своей государственности.
— А вот право на суверенитет — это когда формальная независимость на бумаге подкрепляется реальными делами, когда органы власти, легитимно избранные народом, осуществляют всю полноту управления: пишут законы, выстраивают внешнюю политику, руководят экономикой и социальной сферой. Исходя из этого можно быть независимыми, но не суверенными. Но ни то ни другое немыслимо без реализованного права на самоопределение, — отмечает историк.
Сбывшаяся мечта
85 лет прошло, а 17 сентября для нашей страны — радостный и наполненный смыслом праздник. Так и должно быть.— В 1939-м население Западной Белоруссии встречало освободителей цветами — есть немало доказательств этому, сохранились воспоминания современников. Я это знаю из первых уст, ведь один мой дед ждал Красную армию, а другой в ее рядах шел освобождать земляков, — делится личным Игорь Марзалюк. — По отцу я западный белорус — корни из Столбцов, Несвижа, Кореличей, а по маме восточный — предки были из Мстиславля и Краснополья. И таких семей у нас немало.
Несмотря на разные пути, по которым развивались две части нашей республики с 1921 по 1939-й, белорусский народ и там и там четко понимал, кто он есть, и стремился к единению.
Нынешняя целостность страны — закономерный итог целенаправленной борьбы белорусского народа по обе стороны границы. Нам никто не подарил эти земли, подытоживает Игорь Марзалюк:
— Мы заплатили за них кровью, в том числе в сражениях с польским подпольем в период немецко-фашистской оккупации. Не секрет, что Армия Крайова в 1943-м подписала договор с командованием СС: польские националисты помогали фашистам проводить карательные операции против нашего народа, полагая, что действуют на своих территориях. Но войну выиграл тот, на чьей стороне была правда. А наша с вами задача — сохранить ее.
Величие выбора
В преддверии праздника продолжается большой общественно-политический марафон, организованный издательским домом «Беларусь сегодня» и РГОО «Белорусское общество «Знание». Лучшие спикеры страны — историки, политологи, журналисты — собирают огромные залы в разных городах. Молодежь и пенсионеры, рабочие и творческая интеллигенция, представители гражданского общества и служащие приходят, чтобы поговорить о прошлом, настоящем и будущем нашей страны.Солигорск, Минск, Новополоцк — проект «Беларусь адзіная» становится важной площадкой для живых дискуссий в регионах. Генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси, депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель «Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин поясняет концепцию:
— Как отмечает Президент, все вопросы требуют общественного обсуждения. Идеология, информационная работа, партийное строительство, наука, образование — все в нашей стране подвергается общественному обсуждению. В этом сила белорусской модели — обратная связь власти и граждан. Подобные площадки позволяют нам откровенно поговорить о том, что достигнуто и куда стране двигаться дальше.
Ожидаемо на встречах масса вопросов из зала на тему истории. 17 сентября — напоминание о самодостаточности и силе белорусской нации, считает телеведущий СТВ Григорий Азарёнок:
— Теперь над нами нет панов и хозяев. Белорусы сами управляют своей страной. В мире почти 200 государств, но самостоятельных из них не так уж и много. И мы в их числе! Президент, когда выступал перед студентами вузов Витебской области, обратился к белорусам. Он назвал народ великим. Эти слова ко многому обязывают. Нести величие — значит самостоятельно выбирать свое правительство. В некоторых государствах власти следуют указке США. Американцы требуют поставить определенных, более удобных им управленцев. Например, украинцы сражаются с русскими за чужие интересы. Спросил ли кто-то у жителей Украины, хотят ли они участвовать в военном конфликте? А у поляков спросили, нужна ли им милитаризация?
А что белорусы? Идем по своему пути!
— Мы не позволим диктовать нам условия. Беларусь выбирает собственную судьбу. После 2020 года учредили День народного единства. Этот день — еще одно напоминание о незыблемости и самодостаточности белорусского народа, — заключает Григорий Азарёнок.