Единое экономическое пространство: синтез опыта и новаций
01.11.2024 09:40:00
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ проекты, которые реализуют Беларусь и Россия, уже вышли за пределы реалий постсоветского пространства. Сегодня формируется высокоуровневая модель союзной интеграции при сохранении специфики региональных запросов.
Формы экономической интеграции предоставляют современным государствам широкие возможности для выбора. В начале пути, как правило, предпочтительны варианты мягкой интеграции. Стороны пробуют свои возможности и либо останавливаются, либо движутся дальше по пути структурного объединения.
Государства на постсоветском пространстве уже прошли сложный путь поиска оптимальных вариантов, которые должны были учесть запросы не только экономические, но и политические. А в современных кризисных условиях система региональных связей вступила в фазу перенастройки. Это обусловлено множеством факторов: диверсификацией внешнеэкономического сотрудничества стран региона, смещением траекторий логистики, финансово-кредитных потоков, изменениями валютных рынков, санкционным давлением.
Как показывает практика, интеграционное портфолио должно основываться на реальных ресурсах, выделении базовых параметров в обеспечении экономической стабильности страны, создании защитных механизмов и подушки безопасности в условиях кризиса. Такая триада является стратегической для обеспечения развития государства. Сохранение экономической стабильности выступает только в качестве текущей тактической задачи.
Анализ развития экономического сотрудничества двух стран после 2020 года ясно показывает, что опора на стратегическую триаду позволила сформировать новую экономическую повестку Союзного государства.
Прежде всего следует посмотреть на содержательную часть ресурсной базы. Кроме природных ресурсов, не менее важно наличие промышленного потенциала, научно-технических компетенций, человеческого капитала. Базовые показатели экономической стабильности требуют создания круга торгово-экономических партнерств по периметру границ государства.
Защитные механизмы в виде программ, концепций, стратегий обеспечивают прочность интеграционного объединения, позволяют оперативно реагировать на внешние и внутренние изменения.
Наличие подобной платформы позволило начать движение в направлении достижения технологического суверенитета, создания единого рынка энергоресурсов, формирования логистической экосистемы. Сильной стороной Союзного государства в этих процессах выступает то, что все эти направления разрабатываются и совершенствуются в кризисных условиях.
Сегодня мы наблюдаем процесс становления модели союзной интеграции, которая претендует на роль высокоуровневой при сохранении специфики региональных запросов. Динамика экономического сотрудничества Беларуси и России показывает, что успешно решаются тактические задачи и закладываются опоры для выполнения стратегических задач.
Товарооборот между странами демонстрирует самые высокие показатели. В первом полугодии 2024‑го он составил 25,1 млрд долларов, что на 6,4 % выше по сравнению с первым полугодием 2023 года. Товарная структура белорусского экспорта — более тысячи товарных позиций.
Приоритетное направление в экономическом сотрудничестве — импортозамещение. Сегодня профинансированы и реализуются 25 интеграционных проектов, 10 — в стадии согласования и разработки. Проектами охвачены наиболее высокотехнологичные отрасли: машиностроение, микроэлектроника, IT-сфера. Согласно данным Министерства экономики Беларуси, на 12 программ импортозамещения в машиностроении, электронике и АПК Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 млрд российских рублей.
В рамках промышленной кооперации реализуются дорожные карты, которые закрепляют практику оперативного реагирования на спрос предприятий, позволяют формировать цифровые платформы, новые компетенции и рабочие места, привлекать бизнес. В недрах множества направлений экономического сотрудничества Беларуси и России вызревают стратегические заделы, которые будут определять образ будущего не только Союзного государства, но и региональной интеграции в целом.
Все эти действия невозможны без готовности двигаться в направлении друг друга, наличия близости между народами. Это отдельный многокомпонентный блок, который формирует историю успеха союза Беларуси и России.
Таким образом, единое экономическое пространство Союзного государства — это целый пласт в интеграционных процессах Евразии. В архитектуре регионального экономического сотрудничества ценностные ориентиры, интересы развития и безопасности Союзного государства определяют характер не только белорусско-российских отношений, но и обладают стабилизирующим потенциалом для постсоветского пространства и Евразии в целом.
Ольга Лазоркина, аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ)
Формы экономической интеграции предоставляют современным государствам широкие возможности для выбора. В начале пути, как правило, предпочтительны варианты мягкой интеграции. Стороны пробуют свои возможности и либо останавливаются, либо движутся дальше по пути структурного объединения.
Государства на постсоветском пространстве уже прошли сложный путь поиска оптимальных вариантов, которые должны были учесть запросы не только экономические, но и политические. А в современных кризисных условиях система региональных связей вступила в фазу перенастройки. Это обусловлено множеством факторов: диверсификацией внешнеэкономического сотрудничества стран региона, смещением траекторий логистики, финансово-кредитных потоков, изменениями валютных рынков, санкционным давлением.
Как показывает практика, интеграционное портфолио должно основываться на реальных ресурсах, выделении базовых параметров в обеспечении экономической стабильности страны, создании защитных механизмов и подушки безопасности в условиях кризиса. Такая триада является стратегической для обеспечения развития государства. Сохранение экономической стабильности выступает только в качестве текущей тактической задачи.
Новая экономическая повестка Союзного государства появилась после 2020 годаСоюзное государство Беларуси и России в текущих условиях имеет несколько важных срезов, которые помогают составить картину изменений интеграционных процессов в Евразийском регионе. Именно Евразийском, так как экономические проекты, которые реализуются Беларусью и Россией, вышли за пределы реалий постсоветского пространства.
Анализ развития экономического сотрудничества двух стран после 2020 года ясно показывает, что опора на стратегическую триаду позволила сформировать новую экономическую повестку Союзного государства.
Прежде всего следует посмотреть на содержательную часть ресурсной базы. Кроме природных ресурсов, не менее важно наличие промышленного потенциала, научно-технических компетенций, человеческого капитала. Базовые показатели экономической стабильности требуют создания круга торгово-экономических партнерств по периметру границ государства.
Защитные механизмы в виде программ, концепций, стратегий обеспечивают прочность интеграционного объединения, позволяют оперативно реагировать на внешние и внутренние изменения.
Наличие подобной платформы позволило начать движение в направлении достижения технологического суверенитета, создания единого рынка энергоресурсов, формирования логистической экосистемы. Сильной стороной Союзного государства в этих процессах выступает то, что все эти направления разрабатываются и совершенствуются в кризисных условиях.
Сегодня мы наблюдаем процесс становления модели союзной интеграции, которая претендует на роль высокоуровневой при сохранении специфики региональных запросов. Динамика экономического сотрудничества Беларуси и России показывает, что успешно решаются тактические задачи и закладываются опоры для выполнения стратегических задач.
Товарооборот между странами демонстрирует самые высокие показатели. В первом полугодии 2024‑го он составил 25,1 млрд долларов, что на 6,4 % выше по сравнению с первым полугодием 2023 года. Товарная структура белорусского экспорта — более тысячи товарных позиций.
Приоритетное направление в экономическом сотрудничестве — импортозамещение. Сегодня профинансированы и реализуются 25 интеграционных проектов, 10 — в стадии согласования и разработки. Проектами охвачены наиболее высокотехнологичные отрасли: машиностроение, микроэлектроника, IT-сфера. Согласно данным Министерства экономики Беларуси, на 12 программ импортозамещения в машиностроении, электронике и АПК Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 млрд российских рублей.
В рамках промышленной кооперации реализуются дорожные карты, которые закрепляют практику оперативного реагирования на спрос предприятий, позволяют формировать цифровые платформы, новые компетенции и рабочие места, привлекать бизнес. В недрах множества направлений экономического сотрудничества Беларуси и России вызревают стратегические заделы, которые будут определять образ будущего не только Союзного государства, но и региональной интеграции в целом.
Все эти действия невозможны без готовности двигаться в направлении друг друга, наличия близости между народами. Это отдельный многокомпонентный блок, который формирует историю успеха союза Беларуси и России.
Таким образом, единое экономическое пространство Союзного государства — это целый пласт в интеграционных процессах Евразии. В архитектуре регионального экономического сотрудничества ценностные ориентиры, интересы развития и безопасности Союзного государства определяют характер не только белорусско-российских отношений, но и обладают стабилизирующим потенциалом для постсоветского пространства и Евразии в целом.
Ольга Лазоркина, аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ)