Заморные явления: чем эта зима отличалась от прошлой и какая пора года считается самой проблемной для рыбы?
11.03.2021 08:33:46
Десятки рыбок, плавающих у берега кверху брюшком, прямо скажем, картинка не для слабонервных. И неважно, какая пора года на дворе — зима или лето. Такую ситуацию совсем недавно наблюдали на берегах водоема близ одной из деревень Брестчины. Под впечатлением были даже бывалые рыбаки. Другой случай в конце зимы зафиксировали на Туховичских разливах. В обоих случаях мор рыбы произошел в стоячей воде — идеальном месте для заморных явлений. Между тем, как утверждают специалисты, нынешний год по числу случаев гибели рыбы самый обычный. Журналист «Р» выехала на один из водоемов, чтобы совместно с экспертами изучить ситуацию на месте.
Заведующая лабораторией Оксана Сорокина и ведущий инженер-химик Екатерина Долгун вооружаются необходимым оборудованием и смело выходят на лед.
Кислород в норме
Минщина встречает нас почти зимней погодой. Пасмурно, мороз — хочется вернуться домой за пуховиком и теплой шапкой. По мере приближения к берегу Минского моря это желание только крепнет. А впереди все еще закованный во льды водоем. И это весна! Как потом расскажут специалисты, толщина ледяного покрова здесь до 40 сантиметров. Потому вдали можно разглядеть черные точки — любителей зимней рыбалки.Заведующая лабораторией аналитического контроля качества вод и загрязнения земель Оксана Сорокина и ведущий инженер-химик Екатерина Долгун вооружаются необходимым оборудованием и смело выходят на лед. Сделана лунка, и вот уже в специальных емкостях появилась вода, куда опускаются приборы. Издали кажется, что эксперты помешивают ложками чай. После измерений специалисты выносят вердикт: в этом водоеме показатели кислорода просто отличные и приближаются к отметке 18 мг/куб. дм. Притом что нижняя отметка, согласно показателям, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 13 от 30 марта 2015 года, равняется четырем.
В каждом из регионов страны есть свой список проблемных водоемов. По Минску и области, говорит Оксана Сорокина, их порядка 25 — в Столбцовском, Дзержинском, Пуховичском, Червенском, Минском районах. Это те, где заморные явления фиксируются чаще других. Такие списки составляются на местах и корректируются каждый сезон.
— Зимние обследования проводят с 1 января до 1 апреля, летние — с 15 июня по 20 августа, это самый острый с точки зрения заморов период. Зимой в стоячей воде при температуре ниже -15 в течение пяти дней и резкой оттепели есть высокие шансы, что замор возникнет. Даже если зима не столь холодная, как в этом году, раз в 15 дней лаборатория выезжает на мониторинг проблемных точек. Если проблема была выявлена, выезжаем чаще.
Тем не менее Минщине в этом году повезло, говорит Оксана Сорокина:
— Несмотря на морозы, мы крупных заморных явлений, а следовательно, значительного снижения кислорода в реках не фиксировали.
В целом, по словам специалиста, Минщина зимой меньше склонна к заморам, нежели летом. Зато вот летняя жара, помноженная на влажность и влияние предприятий вблизи рек (например, гидроэлектростанций, нагревающих воду, как на Гродненщине и в других регионах), проблем создает больше. Об этом говорит и начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Свидинский.
Николай СВИДИНСКИЙ.
— Эта зима не отличалась от многих других. Среднестатистические значения, а это около 50 заморных случаев за сезон, не были превышены.
Есть хозяин — нет проблем
Если у озера есть хозяин — тот же арендатор, организующий на водоеме рыбную ловлю, говорит Николай Свидинский, здесь, как правило, и вовсе проблем нет.— Есть требования, направленные на предотвращение заморных явлений. И если арендатор не будет их выполнять, ответит по всей строгости закона.
Чаще вопросы начинаются там, где за состояние водоема никто не отвечает. Речь в том числе о стихийных водоемах — бывших торфяных выработках, болотистой местности. Рыба живет везде.
Тем не менее, поясняет Николай Свидинский, рыба рыбе рознь. Есть та, которая чувствительна уже к показателю 7 мг/куб. дм. Это все сиговые виды рыб, которые любят проточную воду. А карась, карп, линь даже при 2 мг/куб. дм и ниже будут чувствовать себя неплохо, притом что этот показатель уже считается критическим и вызывает гибель белой рыбы.
После осмотра специалисты выносят вердикт: в этом водоеме показатели кислорода — просто отличные.
По словам специалиста, аборигенные виды к подобным проблемам, в отличие от «иностранцев», устойчивы:
— В этом году была зафиксирована гибель канальных сомиков, но это не аборигенный вид. Он был искусственно вселен в водоемы Белозерской ГРЭС, а затем расселился в малопригодные водоемы. Это малоинвазивный вид, который не выносит наших климатических условий. Зима 2020 года была для него благоприятной, сомик прошел нерестовый период, после чего его численность значительно возросла. А в этом году оказался в промерзшем маловодном водоеме, где число особей на площадь обитания было слишком высоким.
Кстати, малопроточные водоемы самые проблемные, их средняя глубина 50—60 см и меньше. Если случилась проблема, решения о спасении таких водоемов принимаются местными органами власти. Но, как правило, меры эти достаточно традиционные. В такие дни увеличивают нормы вылова, расширяют перечень орудий лова, а также выполняют профилактические работы, направленные на аэрацию воды. Делают лунки, куда помещают мешочки с поваренной солью. Конструкцию прикрывают тростником или соломой. В итоге концентрация кислорода в водоеме растет.
Гибель из-за человека — большая редкость
Глубина исследований воды, которые проводит на выездах лаборатория, зависит от ситуации на водоеме, говорит Оксана Сорокина:— Мы измеряем уровень кислорода, температуру и прозрачность водоема. Если они в норме, на этом исследования заканчиваются. Но если, скажем, уровень кислорода низкий, тогда исследуем более детально. Причиной может быть влияние извне, химическое загрязнение, а бывает, это просто природное явление.
В основном гибель рыбы, по словам специалиста, имеет природный характер: температура +25 и выше, повышенная концентрация железа, сероводородные источники. Усугубляет ситуацию маловодность, заболоченность, наличие большого количества растительности.
— Гибель из-за человека — большая редкость. Даже если речь идет о выбросах предприятий, они должны быть очень масштабными. К небольшим сторонним концентрациям рыба нечувствительна. Исключение составляют ситуации, когда браконьер глушил рыбу. Но это выяснят уже ветеринарные службы. Кстати, бывает, что люди принимают гибель старой рыбы за заморные явления.
В каждом из регионов страны есть свой список проблемных водоемов.
Но, несомненно, бывают случаи, где виноват человек.
— Прошлым летом мы выезжали в Дзержинский район, где фиксировалась гибель рыбы. Стали проверять водоем, а кислород в норме. Вот там, скорее всего, причиной был человеческий фактор. Ситуация в Пуховичах, где в водоеме фиксировали целый ряд проблем — слабое течение, высокие температуры, повышенные показатели железа, — совсем другая. Конечно, здесь дело в природных явлениях. Поэтому были предприняты меры по спасению водоема. Но, что удивительно, там не было ни одной рыбки. Рыбы умные и ушли в другой водоем. Там была только мертвая вода.
arteaga@sb.by