Вторую жизнь сельхозтехнике дают организации агросервиса. Какова конкретная выгода?
30.11.2023 07:47:00
Елена КЛИМОВИЧ
У каждой машины свой срок эксплуатации. У хорошего хозяина трактор или комбайн, безусловно, прослужит намного дольше, но и вышедшие из строя утеряны небезнадежно. Некоторая техника сельхозпредприятий уже выработала свой ресурс или не может эксплуатироваться по другим причинам, а в агросервисах ей способны дать вторую жизнь, восстановить и обновить. После необходимых испытаний агрегаты снова могут возвращаться в работу.
Интересуются такой техникой многие, потому что новая не всем по карману. Вторичный рынок — дополнительный ресурс для развития и агросервисов, и хозяйств, владельцев отслуживших тракторов, комбайнов и навесных агрегатов.
Выгоду в такой ситуации получают сразу несколько сторон. Сервисные предприятия могут монетизировать задолженность сельхозпроизводителей, хозяйства — обзавестись техникой по более низкой по сравнению с новыми аналогами цене, при этом с годичной гарантией. Ну и люди обеспечены работой.
В Витебской области восстановили и пустили в оборот три комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегата «Циркон+Сапфир» на сумму 122,5 тысячи рублей. Кстати, производство данного агрегата Витебский мотороремонтный завод освоил в сотрудничестве с немецкой фирмой Lemken.
В Гродненской области к продаже 33 единицы техники, а реализовано с начала года десять на 199 тысяч рублей, в Гомельской — соответственно 15 и 6 на 428 тысяч рублей, в Минской — 8 и 25 на 844,86 тысячи рублей, Могилевской — 127 и 60 единиц на 1508,95 тысячи рублей, плюс 1564 узла и агрегата, а продано их 116 на 223,88 тысячи рублей. Республиканское объединение «Белагросервис» предлагает 72 позиции, реализовало 47 на 1503,6 тысячи рублей. Общая выручка по республике на 1 ноября — 5221 тысяча рублей.
Основные работы по ремонту техники в РО «Белагросервис» проводятся на базе в Фаниполе Дзержинского района. За последние три года ее оснастили современным технологическим оборудованием, чтобы как можно больше операций выполнять своими силами. Есть станки лазерной и плазменной резки. Все детали, которые можно вырезать из металла, изготавливают самостоятельно.
— В нашем цеху за год восстановлено девять тракторов и четыре единицы узлов. Часть передали хозяйствам, часть — на вторичный рынок, — рассказал начальник участка по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин Николай Соловьев. — Участок обновляется. Сейчас задействовано три бригады. На зиму уже имеем задел — два энергонасыщенных трактора.
Работают с техникой, которая прослужила десять и более лет. Были и «аксакалы» — 1998/99 года выпуска. Вначале машины полностью разбирают, до нуля, проводят дефектовку в соответствии с техрегламентом, по результатам которой детали и узлы либо меняют, либо восстанавливают, а затем заново собирают.
— Фактически даем технике вторую жизнь. Нам удается восстановить ресурс до 90 процентов при значительном снижении стоимости, — поясняет Николай Соловьев.
Что помогает снизить конечную цену новой старой техники?
— Детали собственного производства и оперативный ремонт. Самое главное, чтобы в кратчайшие сроки поставлялись запчасти и снабженцами стопроцентно выполнялись наши заявки, — продолжает Николай Соловьев. — Практически можем восстанавливать зерно- и кормоуборочные комбайны производства «Гомсельмаш».
Надежность обновленных машин зависит от качества комплектующих. Но и по новым гарантийные отказы идут в основном по разным деталям и узлам. Бригада оперативно выезжает на места, чтобы устранить неисправность.
— В большинстве случаев причина поломки — эксплуатация, несвоевременное ТО и другие нюансы, — утверждает, основываясь на опыте, Николай Соловьев. — Учитывая, что мы даем и рассрочку платежа, и год гарантии, то вторичный рынок — хорошее подспорье в восполнении машинно-тракторного парка хозяйств.
Главное — качество ремонта, которое обеспечивают грамотные специалисты. За зиму на МТЗ обучат слесарей для работы с современными тракторами.
Уже не первый год восстанавливает технику ОАО «Гомельоблагросервис». Сначала просто выкупали списанные машины, разбирали и использовали детали при ремонте. Потом стали собирать коробки передач, мосты и другие узлы из новых и старых, но пригодных деталей. Следующий этап — восстановление всего трактора. На первых порах использовали много новых деталей, отремонтированные образцы получались недешевыми. Приходилось продавать их с низкой рентабельностью. Со временем создали производственную базу, больше применяли восстановленных своими силами узлов и агрегатов. Вторичка стала обходиться дешевле. Отправив ее покупателю по той же цене, что и раньше, получали больше прибыли.
— Практика показывает, что хозяйства могут заплатить за отреставрированный трактор 50 — 60 процентов от стоимости нового, в исключительных случаях — 70, — поделился генеральный директор ОАО Александр Тороп.
Тот порог, переступив который можно получить проблемы со сбытом. Если вкладывать больше 80 процентов, то восстановление вообще нецелесообразно. Для деятельности в этом сегменте предприятиям агросервиса нужны и свободные оборотные средства. Их недостаток — одна из причин пока еще слабой активности вторичного рынка.
— Значительно активизировали работу по восстановлению техники в Гомельской области. Как и в прошлом году в Могилевской, там приняли решение собрать весь арсенал, который не эксплуатируется, и определить его дальнейшую судьбу — восстановить или пустить в ремфонд, — комментирует генеральный директор РО «Белагросервис» Сергей Юркевич. — Это правильное решение: чем дольше техника стоит в хозяйствах, тем больше разукомплектовывается. Мы в объединении в основном работаем с лизинговым парком, забираем за долги ту, которая не эксплуатируется. Есть планы продавать в Донецкую Народную Республику в соответствии с разработанной дорожной картой по взаимодействию Беларуси и ДНР, в которой значится один из пунктов — реализация техники вторичного рынка. Уже определились, что им необходимо, наши цены донецкую сторону устраивают, пока идет согласование по оплате и других рабочих моментов.
klimovich@sb.by
Интересуются такой техникой многие, потому что новая не всем по карману. Вторичный рынок — дополнительный ресурс для развития и агросервисов, и хозяйств, владельцев отслуживших тракторов, комбайнов и навесных агрегатов.
Александр Лукашенко:
«Система налажена правильно, этим путем надо идти… Мы приняли решение из-под забора достать, восстановить и дать новую жизнь этой технике».
В ходе рабочей поездки в Ветковский район 28 апреля 2023 года
«Система налажена правильно, этим путем надо идти… Мы приняли решение из-под забора достать, восстановить и дать новую жизнь этой технике».
В ходе рабочей поездки в Ветковский район 28 апреля 2023 года
Выгоду в такой ситуации получают сразу несколько сторон. Сервисные предприятия могут монетизировать задолженность сельхозпроизводителей, хозяйства — обзавестись техникой по более низкой по сравнению с новыми аналогами цене, при этом с годичной гарантией. Ну и люди обеспечены работой.
Требование Главы государства — привести в движение все, что еще может работать. Восстановлением техники и продажей ее на вторичном рынке занимаются областные организации агросервиса и РО «Белагросервис».В этом году выручка от продажи восстановленной продукции значительно выше. Так, в Брестской области есть 35 единиц новой старой техники, продано 24 на сумму 389,7 тысячи рублей. Среди реализованных позиций — тракторы, зерноуборочные комбайны, пресс-подборщик, двигатели, прицепы, задний мост. К примеру, Belarus-1221 «Брестоблагросервис» продал за 40,9 тысячи рублей, а комбайн КЗС-10К — за 32,9 тысячи, ОАО «БерезаРАС» бэушный двигатель «Детройт» — за тысячу.
В Витебской области восстановили и пустили в оборот три комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегата «Циркон+Сапфир» на сумму 122,5 тысячи рублей. Кстати, производство данного агрегата Витебский мотороремонтный завод освоил в сотрудничестве с немецкой фирмой Lemken.
В Гродненской области к продаже 33 единицы техники, а реализовано с начала года десять на 199 тысяч рублей, в Гомельской — соответственно 15 и 6 на 428 тысяч рублей, в Минской — 8 и 25 на 844,86 тысячи рублей, Могилевской — 127 и 60 единиц на 1508,95 тысячи рублей, плюс 1564 узла и агрегата, а продано их 116 на 223,88 тысячи рублей. Республиканское объединение «Белагросервис» предлагает 72 позиции, реализовало 47 на 1503,6 тысячи рублей. Общая выручка по республике на 1 ноября — 5221 тысяча рублей.
Основные работы по ремонту техники в РО «Белагросервис» проводятся на базе в Фаниполе Дзержинского района. За последние три года ее оснастили современным технологическим оборудованием, чтобы как можно больше операций выполнять своими силами. Есть станки лазерной и плазменной резки. Все детали, которые можно вырезать из металла, изготавливают самостоятельно.
— В нашем цеху за год восстановлено девять тракторов и четыре единицы узлов. Часть передали хозяйствам, часть — на вторичный рынок, — рассказал начальник участка по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин Николай Соловьев. — Участок обновляется. Сейчас задействовано три бригады. На зиму уже имеем задел — два энергонасыщенных трактора.
Работают с техникой, которая прослужила десять и более лет. Были и «аксакалы» — 1998/99 года выпуска. Вначале машины полностью разбирают, до нуля, проводят дефектовку в соответствии с техрегламентом, по результатам которой детали и узлы либо меняют, либо восстанавливают, а затем заново собирают.
— Фактически даем технике вторую жизнь. Нам удается восстановить ресурс до 90 процентов при значительном снижении стоимости, — поясняет Николай Соловьев.
Что помогает снизить конечную цену новой старой техники?
— Детали собственного производства и оперативный ремонт. Самое главное, чтобы в кратчайшие сроки поставлялись запчасти и снабженцами стопроцентно выполнялись наши заявки, — продолжает Николай Соловьев. — Практически можем восстанавливать зерно- и кормоуборочные комбайны производства «Гомсельмаш».
Надежность обновленных машин зависит от качества комплектующих. Но и по новым гарантийные отказы идут в основном по разным деталям и узлам. Бригада оперативно выезжает на места, чтобы устранить неисправность.
— В большинстве случаев причина поломки — эксплуатация, несвоевременное ТО и другие нюансы, — утверждает, основываясь на опыте, Николай Соловьев. — Учитывая, что мы даем и рассрочку платежа, и год гарантии, то вторичный рынок — хорошее подспорье в восполнении машинно-тракторного парка хозяйств.
Главное — качество ремонта, которое обеспечивают грамотные специалисты. За зиму на МТЗ обучат слесарей для работы с современными тракторами.
Уже не первый год восстанавливает технику ОАО «Гомельоблагросервис». Сначала просто выкупали списанные машины, разбирали и использовали детали при ремонте. Потом стали собирать коробки передач, мосты и другие узлы из новых и старых, но пригодных деталей. Следующий этап — восстановление всего трактора. На первых порах использовали много новых деталей, отремонтированные образцы получались недешевыми. Приходилось продавать их с низкой рентабельностью. Со временем создали производственную базу, больше применяли восстановленных своими силами узлов и агрегатов. Вторичка стала обходиться дешевле. Отправив ее покупателю по той же цене, что и раньше, получали больше прибыли.
— Практика показывает, что хозяйства могут заплатить за отреставрированный трактор 50 — 60 процентов от стоимости нового, в исключительных случаях — 70, — поделился генеральный директор ОАО Александр Тороп.
Тот порог, переступив который можно получить проблемы со сбытом. Если вкладывать больше 80 процентов, то восстановление вообще нецелесообразно. Для деятельности в этом сегменте предприятиям агросервиса нужны и свободные оборотные средства. Их недостаток — одна из причин пока еще слабой активности вторичного рынка.
— Значительно активизировали работу по восстановлению техники в Гомельской области. Как и в прошлом году в Могилевской, там приняли решение собрать весь арсенал, который не эксплуатируется, и определить его дальнейшую судьбу — восстановить или пустить в ремфонд, — комментирует генеральный директор РО «Белагросервис» Сергей Юркевич. — Это правильное решение: чем дольше техника стоит в хозяйствах, тем больше разукомплектовывается. Мы в объединении в основном работаем с лизинговым парком, забираем за долги ту, которая не эксплуатируется. Есть планы продавать в Донецкую Народную Республику в соответствии с разработанной дорожной картой по взаимодействию Беларуси и ДНР, в которой значится один из пунктов — реализация техники вторичного рынка. Уже определились, что им необходимо, наши цены донецкую сторону устраивают, пока идет согласование по оплате и других рабочих моментов.
klimovich@sb.by