80 лет со дня рождения Бориса Клюева
11.07.2024 09:50:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
Борис Клюев на сцене ли, в кино всегда выглядел настоящим аристократом: рост, осанка, стать, черты лица — очерченный подбородок и орлиный нос, спокойный и ироничный взгляд… В кино ему доставались роли лощеных обаятельных злодеев и хитроумных шпионов, а потом, в последней трети жизни, — генералов, банкиров и губернаторов. В Малом театре, где актер служил, он играл князей и графов, маркизов и королей, да и в жизни распространял вокруг себя ауру элегантности и власти. Студенты Щепкинского училища любили и трепетали перед ним, его обожали театралы. А настоящие киноманы по памяти перечислят все роли Бориса Клюева, даже эпизодические, потому что, какой бы образ ни воплощал артист, он никогда не проходил незамеченным.
Он родился в июле 1944‑го в Москве, в семье актера Владимира Клюева. Детство вышло тяжелым — отец умер вскоре после войны, когда Борису было всего 4 года. С детства ему пришлось подрабатывать: в 13 лет разгружал вагоны, в 16 трудился на стройке. Школьная жизнь его увлекала мало, поведение тоже оставляло желать лучшего, однажды он даже остался на второй год — словом, матери подростка приходилось нелегко. Спорт, а еще увлечение театром не дали будущему артисту пойти по кривой дорожке. Однажды сыграв в школьном спектакле «Чертова мельница», поставленном известной актрисой Клавдией Половиковой (матерью знаменитой Валентины Серовой), он проснулся школьной звездой и впервые вкусил популярности. И после выпуска отправился покорять театральную Москву. Поступил в знаменитое театральное училище имени Щепкина, правда, в армию ему с первого курса все равно пришлось уйти.
Вернувшись после армии на второй курс «Щепки», взялся за ум и учебу, был даже комсоргом своего курса. Ближе к выпуску уже подрабатывал в массовке Малого театра, куда и получил приглашение. Всего в Малом театре он прослужил полвека, сыграв свыше 70 ролей. В кино пробовал работать со студенчества — в крошечных эпизодах. Один из них был, например, сыгран у Михаила Калатозова в фильме «Красная палатка»: никому не известный студент Щепкинского снимался вместе с Питером Финчем и Шоном Коннери, у него на коленях сидела роскошная Клаудия Кардинале… Калатозов после съемок спросил: «А кто этот мальчик?» Доброжелательное внимание мэтра вдохновило артиста, и в будущем он никогда не отказывался ни от каких ролей, справедливо полагая: запомниться можно и в эпизоде, главное, хорошо сыграть.

Первая полноценная роль, пусть и второго плана, пришла только в 1970 году: Владимир Корш‑Саблин снимал на «Беларусьфильме» революционную киноленту «Крушение империи» с Николаем Еременко — старшим и Зинаидой Кириенко. Клюеву же, с его фактурной внешностью, выпало сыграть депутата Государственной думы Василия Шульгина. На «Беларусьфильм» он вернулся год спустя — играл штабс‑капитана Телецкого в «Рудобельской республике». Так и потянулись его роли — дворян и иностранцев. В многосерийном телеспектакле «Былое и думы» — англичанин, в «Хождении по мукам» — князь Бельский…

«Картина получилась благодаря тому, что была хорошая компания, мы все были очень молоды, плюс замечательная музыка Максима Дунаевского», — припечатал он однажды, не скрывая своего недовольства. В 1980‑м вновь впечатлил зрителей, появившись в мегапопулярном телефильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Лента, прославившая Василия Ливанова и Виталия Соломина, добавила очков известности и Клюеву, сыгравшему старшего брата Холмса — Майкрофта, блестящего британского дипломата. В роли аристократа‑интеллектуала актер был более чем убедителен!
В остросюжетном многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить» актеру предложили сыграть шпиона Трианона.


Свою личную жизнь скрывал, никаких громких романов со скандальными расставаниями за Клюевым не числится. Единственный сын Алексей скоропостижно скончался от сердечной недостаточности в 1993 году — и это был первый и последний раз, когда актер самовольно покинул съемочную площадку: в день, когда пришло страшное известие... Своей трагедией он не козырял и даже годы спустя в интервью говорил об этом скупо, как будто стесняясь пережитого горя.

Борис Любимов, ректор Щепкинского училища, где Борис Клюев возглавлял кафедру актерского мастерства, признавался: «Говорят, что незаменимых нет. Поди‑ка найди ему замену. В его отношении к театру и училищу было столько любви, мужества и терпения! Он ведь еще шутить успевал. Это был великолепный мастер‑класс жизни от Бори».
ovsepyan@sb.by
Он родился в июле 1944‑го в Москве, в семье актера Владимира Клюева. Детство вышло тяжелым — отец умер вскоре после войны, когда Борису было всего 4 года. С детства ему пришлось подрабатывать: в 13 лет разгружал вагоны, в 16 трудился на стройке. Школьная жизнь его увлекала мало, поведение тоже оставляло желать лучшего, однажды он даже остался на второй год — словом, матери подростка приходилось нелегко. Спорт, а еще увлечение театром не дали будущему артисту пойти по кривой дорожке. Однажды сыграв в школьном спектакле «Чертова мельница», поставленном известной актрисой Клавдией Половиковой (матерью знаменитой Валентины Серовой), он проснулся школьной звездой и впервые вкусил популярности. И после выпуска отправился покорять театральную Москву. Поступил в знаменитое театральное училище имени Щепкина, правда, в армию ему с первого курса все равно пришлось уйти.
Вернувшись после армии на второй курс «Щепки», взялся за ум и учебу, был даже комсоргом своего курса. Ближе к выпуску уже подрабатывал в массовке Малого театра, куда и получил приглашение. Всего в Малом театре он прослужил полвека, сыграв свыше 70 ролей. В кино пробовал работать со студенчества — в крошечных эпизодах. Один из них был, например, сыгран у Михаила Калатозова в фильме «Красная палатка»: никому не известный студент Щепкинского снимался вместе с Питером Финчем и Шоном Коннери, у него на коленях сидела роскошная Клаудия Кардинале… Калатозов после съемок спросил: «А кто этот мальчик?» Доброжелательное внимание мэтра вдохновило артиста, и в будущем он никогда не отказывался ни от каких ролей, справедливо полагая: запомниться можно и в эпизоде, главное, хорошо сыграть.

Первая полноценная роль, пусть и второго плана, пришла только в 1970 году: Владимир Корш‑Саблин снимал на «Беларусьфильме» революционную киноленту «Крушение империи» с Николаем Еременко — старшим и Зинаидой Кириенко. Клюеву же, с его фактурной внешностью, выпало сыграть депутата Государственной думы Василия Шульгина. На «Беларусьфильм» он вернулся год спустя — играл штабс‑капитана Телецкого в «Рудобельской республике». Так и потянулись его роли — дворян и иностранцев. В многосерийном телеспектакле «Былое и думы» — англичанин, в «Хождении по мукам» — князь Бельский…
Ролью, которая его прославила, стал граф Рошфор в фильме‑мюзикле Георгия Юнгвальд‑Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». Правда, как нередко это бывает, Клюев невзлюбил и роль, и картину, и режиссера.

«Картина получилась благодаря тому, что была хорошая компания, мы все были очень молоды, плюс замечательная музыка Максима Дунаевского», — припечатал он однажды, не скрывая своего недовольства. В 1980‑м вновь впечатлил зрителей, появившись в мегапопулярном телефильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Лента, прославившая Василия Ливанова и Виталия Соломина, добавила очков известности и Клюеву, сыгравшему старшего брата Холмса — Майкрофта, блестящего британского дипломата. В роли аристократа‑интеллектуала актер был более чем убедителен!
В остросюжетном многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить» актеру предложили сыграть шпиона Трианона.

Клюев снимался в первых советских сериалах, возможно, потому и не впал в ступор после развала СССР.Там, где одни увидели распад и гибель, он обнаружил возможности, следовало лишь ими воспользоваться. И Клюев стучался во все двери, нередко в буквальном смысле, не отказываясь ни от каких, даже скандальных ролей. Ему нужна была работа, и он получал ее. «На углу у Патриарших», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», «Убойная сила» и «Марш Турецкого», «Улицы разбитых фонарей»… К слову, Клюев был превосходным актером дубляжа: озвучивал латиноамериканские сериалы, «Девятые врата» и «Сонную лощину», Сарумана во «Властелине колец» и множество западных мультфильмов. Получал приглашения в Голливуд, в том числе как педагог, водил знакомство с Мерил Стрип и Умой Турман — и поражался, как западные звезды не способны справиться с упражнениями по системе Станиславского, которые в СССР осваивал любой студент театрального вуза.

Свою личную жизнь скрывал, никаких громких романов со скандальными расставаниями за Клюевым не числится. Единственный сын Алексей скоропостижно скончался от сердечной недостаточности в 1993 году — и это был первый и последний раз, когда актер самовольно покинул съемочную площадку: в день, когда пришло страшное известие... Своей трагедией он не козырял и даже годы спустя в интервью говорил об этом скупо, как будто стесняясь пережитого горя.
И все‑таки свой всплеск популярности и народной любви Борис Клюев получил — в пожилом уже возрасте, согласившись сыграть роль главы семейства в сериале «Воронины», который держался в топе десять лет и 24 сезона!Знаменитый Николай Петрович Воронин и его «египетская сила!» настолько полюбились зрителям, что нарезки из эпизодов до сих пор бродят по просторам YouTube и соцсетей. И хотя Бориса Клюева нет с нами уже четыре года, его по‑прежнему любят и помнят по‑настоящему доброй памятью.

Борис Любимов, ректор Щепкинского училища, где Борис Клюев возглавлял кафедру актерского мастерства, признавался: «Говорят, что незаменимых нет. Поди‑ка найди ему замену. В его отношении к театру и училищу было столько любви, мужества и терпения! Он ведь еще шутить успевал. Это был великолепный мастер‑класс жизни от Бори».
ovsepyan@sb.by