Клады, подземелья, привидения — о чем еще расскажут во дворце Румянцевых и Паскевичей
10.01.2020 09:05:16
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Главную достопримечательность Гомеля знают даже те, кто не живет в городе над Сожем и не интересовался его историей. Дворец Румянцевых и Паскевичей изображен на 20-рублевой купюре.
В строительстве и реконструкциях дворца участвовали архитекторы из нескольких стран.
Строки в биографии
Последним владельцем дворца оказался сын Ивана Паскевича Федор. Выйдя в отставку в звании генерал-адъютанта, он жил в Гомеле и продолжал обустройство фамильного имения. Умер Федор Иванович в 1903 году. Дворец достался его вдове княгине Ирине Паскевич. А вскоре произошла революция. Благородная и добрая женщина, вошедшая в историю города как меценатка, сама отдала имущество советской власти. Тем самым, очевидно, избежала репрессий и дожила век в доме прислуги, приютившей милосердную госпожу.
Вопреки стереотипам бездумного разграбления не было. Все фиксировалось в документах. Дворец пострадал лишь весной 1919 года, подвергшись артиллерийскому обстрелу во время Стрекопытовского мятежа. В центральной части произошел пожар, уничтоживший часть имущества. Осенью того же года было принято решение о создании музея. Первыми его экспонатами стали предметы интерьера и коллекция произведений искусства бывших хозяев. Правда, многие ценности, включая ювелирные украшения, изделия из серебра, вывезли в Москву и впоследствии продали за валюту. Стране был нужен хлеб. Часть предметов пришлось сбывать самому музею, чтобы отремонтировать дворец после пожара.
В разные годы на Гомельщине находили украшения и деньги из драгоценных металлов.
Война войной
Самыми драматичными страницами в истории музея, безусловно, стали годы войны. В июле 1941-го, когда фронт стремительно приближался, началась эвакуация. На вокзал, до которого всего пара километров, экспонаты перевозили подводами. Вместо шести необходимых музею выделили лишь два железнодорожных вагона. Но главное — пункт назначения. По злой иронии им стал… Сталинград. Никто не знал, что произойдет там всего год спустя. Коллекции из гомельского дворца будут перевозиться еще несколько раз, но в руки гитлеровцев не попадут.
Нелегкий период пережил и дворец. Прилегающий к нему парк стал кладбищем немецких и итальянских солдат. По имеющимся данным, в земле покоятся останки около 2000 человек.
Тайна Ченковского клада
После войны единственным соседом музея стал Дворец пионеров. Его кружки и секции посещали многие поколения гомельчан. Только в конце 1990-х дворец Румянцевых и Паскевичей полностью перешел в распоряжение музея, недавно отметившего столетие.
Юбилею посвящена экспозиция с множеством уникальных экспонатов. Знакомясь с ними, затрагиваем тему, которая извечно будоражит воображение. Это истории кладов, которые в регионе находили не раз. Один из самых ярких случаев произошел 20 лет назад в поселке Ченки под Гомелем. В декабре 1999-го там велись строительные работы. Бригада копала котлован под фундамент будущего санатория. Как вдруг под ковшом экскаватора что-то блеснуло. Зоркий машинист заглушил двигатель и спустился в яму. А выбравшись обратно с чем-то в руках, замотал находку в тряпки и, не говоря ни слова, покинул объект.
Татьяна КУЗЬМИЧ: «Строителей, нашедших клад монахов, пришлось убеждать сдать ценности государству».
— На следующий день нам позвонили из Гомельского РОВД, — делится воспоминаниями заведующая историко-краеведческим отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Кузьмич. — Милиционеры рассказали, что им принесли какие-то церковные вещи. Мы сразу же выехали. И едва зашли в кабинет — оторопели. Ожидали увидеть что-нибудь простенькое, а тут настоящее сокровище.
На столе блестела серебром очищенная от земли церковная утварь. Посреди нее возвышался предмет, напоминающий спортивный кубок. Большой потир, двухкилограммовая чаша для причастия, выполненная из серебра и покрытая золотом, — редкий образец старинного ювелирного искусства. Чаша была подписана изготовившими ее мастерами, украшена медальонами с изображениями святых и покрыта изящной сканью.
Отправившись на место работ, сотрудники музея провели раскопки вручную. Нашли еще два небольших предмета. Поговорили с экскаваторщиком, который принес находки в милицию лишь через сутки терзаний. Стало очевидно, что это не все. Понадобилось вести разъяснительную работу с двумя другими членами бригады. В тот день они также ушли домой не с пустыми руками. И явно не горели желанием расставаться с находками. Но играть с законом все же не решились — сокровища сдали.
Как бы там ни было, но клад оказался в музее. Кроме большого потира, несколько малых, кресты, оклады для икон — всего 21 предмет. Часть из них сейчас можно увидеть в экспозиции.
prolesk@sb.by
В строительстве и реконструкциях дворца участвовали архитекторы из нескольких стран.
Строки в биографии
Последним владельцем дворца оказался сын Ивана Паскевича Федор. Выйдя в отставку в звании генерал-адъютанта, он жил в Гомеле и продолжал обустройство фамильного имения. Умер Федор Иванович в 1903 году. Дворец достался его вдове княгине Ирине Паскевич. А вскоре произошла революция. Благородная и добрая женщина, вошедшая в историю города как меценатка, сама отдала имущество советской власти. Тем самым, очевидно, избежала репрессий и дожила век в доме прислуги, приютившей милосердную госпожу.
Вопреки стереотипам бездумного разграбления не было. Все фиксировалось в документах. Дворец пострадал лишь весной 1919 года, подвергшись артиллерийскому обстрелу во время Стрекопытовского мятежа. В центральной части произошел пожар, уничтоживший часть имущества. Осенью того же года было принято решение о создании музея. Первыми его экспонатами стали предметы интерьера и коллекция произведений искусства бывших хозяев. Правда, многие ценности, включая ювелирные украшения, изделия из серебра, вывезли в Москву и впоследствии продали за валюту. Стране был нужен хлеб. Часть предметов пришлось сбывать самому музею, чтобы отремонтировать дворец после пожара.
В разные годы на Гомельщине находили украшения и деньги из драгоценных металлов.
Война войной
Самыми драматичными страницами в истории музея, безусловно, стали годы войны. В июле 1941-го, когда фронт стремительно приближался, началась эвакуация. На вокзал, до которого всего пара километров, экспонаты перевозили подводами. Вместо шести необходимых музею выделили лишь два железнодорожных вагона. Но главное — пункт назначения. По злой иронии им стал… Сталинград. Никто не знал, что произойдет там всего год спустя. Коллекции из гомельского дворца будут перевозиться еще несколько раз, но в руки гитлеровцев не попадут.
Нелегкий период пережил и дворец. Прилегающий к нему парк стал кладбищем немецких и итальянских солдат. По имеющимся данным, в земле покоятся останки около 2000 человек.
Тайна Ченковского клада
После войны единственным соседом музея стал Дворец пионеров. Его кружки и секции посещали многие поколения гомельчан. Только в конце 1990-х дворец Румянцевых и Паскевичей полностью перешел в распоряжение музея, недавно отметившего столетие.
Юбилею посвящена экспозиция с множеством уникальных экспонатов. Знакомясь с ними, затрагиваем тему, которая извечно будоражит воображение. Это истории кладов, которые в регионе находили не раз. Один из самых ярких случаев произошел 20 лет назад в поселке Ченки под Гомелем. В декабре 1999-го там велись строительные работы. Бригада копала котлован под фундамент будущего санатория. Как вдруг под ковшом экскаватора что-то блеснуло. Зоркий машинист заглушил двигатель и спустился в яму. А выбравшись обратно с чем-то в руках, замотал находку в тряпки и, не говоря ни слова, покинул объект.
Татьяна КУЗЬМИЧ: «Строителей, нашедших клад монахов, пришлось убеждать сдать ценности государству».
— На следующий день нам позвонили из Гомельского РОВД, — делится воспоминаниями заведующая историко-краеведческим отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Кузьмич. — Милиционеры рассказали, что им принесли какие-то церковные вещи. Мы сразу же выехали. И едва зашли в кабинет — оторопели. Ожидали увидеть что-нибудь простенькое, а тут настоящее сокровище.
На столе блестела серебром очищенная от земли церковная утварь. Посреди нее возвышался предмет, напоминающий спортивный кубок. Большой потир, двухкилограммовая чаша для причастия, выполненная из серебра и покрытая золотом, — редкий образец старинного ювелирного искусства. Чаша была подписана изготовившими ее мастерами, украшена медальонами с изображениями святых и покрыта изящной сканью.
Отправившись на место работ, сотрудники музея провели раскопки вручную. Нашли еще два небольших предмета. Поговорили с экскаваторщиком, который принес находки в милицию лишь через сутки терзаний. Стало очевидно, что это не все. Понадобилось вести разъяснительную работу с двумя другими членами бригады. В тот день они также ушли домой не с пустыми руками. И явно не горели желанием расставаться с находками. Но играть с законом все же не решились — сокровища сдали.
Как бы там ни было, но клад оказался в музее. Кроме большого потира, несколько малых, кресты, оклады для икон — всего 21 предмет. Часть из них сейчас можно увидеть в экспозиции.
prolesk@sb.by