В агрогородке Крупица возродили древний приход
27.09.2022 08:15:00
На въезде в Крупицу, кажется, встречает сама Богородица. Голубые стены высотой с девятиэтажный дом стремятся в небо, прорезая воздух крестами пяти куполов. Агрогородок стал центром духовного притяжения окрестных деревень.
Минский район, аг. Крупица. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы.
15 августа 1879 года новопостроенный храм торжественно освятили во имя Спаса и Преображения Господня. Церковь представляла собой вытянутый по продольной оси деревянный храм на бутовом фундаменте и была богато украшена резным декором.
Более трех тысяч прихожан насчитывал Пятевский приход. По количеству приписных церквей был одним из самых многочисленных в Минской губернии.
После революции 1917 года приходской и четыре приписных храма закрыли и разрушили до основания, священников сослали или расстреляли. Но прежде надругались над святынями, превратив их в клубы и зернохранилища. Есть версия, что Спасо-Преображенскую церковь в Пятевщине подорвали в Великую Отечественную войну, чтобы здание не стало базой для размещения немцев, откуда удобно наносить удары.
Отец Константин вспоминает, как выбирали место для первого молебна на Пасху. Участка под храм у возрожденного в 1996 году Пятевского прихода, перенесенного в Крупицу, еще не было.
Настоятель прихода храма Успения Пресвятой Богородицы аг. Крупица иерей Константин.
— Подошли к сельскому Совету. Нам сказали: «Только не у нас». Да и вообще на человека в рясе тогда здесь смотрели как на диво. Прогулялись по саду, расположились под красивой яблоней и совершили там первое богослужение.
Так совпало, что позже под возведение новой церкви приходу выделили именно эту землю, освященную на праздник Воскресения Христова.
Удивительно, но, наверное, сама Матерь Божья привела семью Константина Дубковича в Крупицу еще до того, как он впервые задумался о служении в церкви.
В 1990-е годы Константин с супругой Анной приехали арендовать дом на лето. А будущая матушка увидела вещий сон еще до рукоположения мужа: она идет по саду, собирает цветы и дарит их митрополиту. Позже Анна Анисимовна узнает это место в реальности — место будущего храма.
Поначалу служили в помещении торгового центра, затем во временной церкви. Прихожан было немного, в основном пожилые женщины, еще те, которые помнили старый храм, но вспоминали прихожанки его как Успенский. Поэтому новый тоже решили посвятить Успению Пресвятой Богородицы. А спустя время отцу Константину попали архивные документы, которые свидетельствовали о том, что в Пятевщине все же была Преображенская церковь. Название менять не стали.
Не все шло гладко на стройке, однако Небесная Покровительница не позволяла сложить руки. Отец Константин вспоминает, как из-за некачественного бетона пришлось «лечить» несущие колонны, что потребовало дополнительных расходов и времени.
— Раствор задержали на дороге, и когда залили колонны, оказалось, что они не способны выдержать нагрузку. Проект переделывали, приезжал специальный человек, спасал основание.
Строительство собрало и верующих, и неверующих жителей агрогородка.
— Беру у знакомых микроавтобус. Садимся пять человек, едем в ботанический сад, покупаем растения. Приезжаем, приходят еще люди, мы высаживаем деревья. Директор совхоза на своей машине возил сюда сосенки из леса, сам сажал. Финансово помогали старые друзья, потом у многих начался кризис, стало сложнее. Кто сколько мог, столько и жертвовал.
Мечта верующих XIX века сбылась: центром духовного притяжения окрестных деревень стала крупицкая церковь.
— Мы старались сделать убранство красивым и практичным, исходя из средств.
Марии было 15, когда отца направили в Крупицу. Храм рос, Маша взрослела. Пела в хоре, преподавала в воскресной школе вместе с мамой. Сегодня участвует в богослужении с мужем Андреем.
— Мне было очень интересно, — вспоминает Мария. — Я училась один год в Крупицкой школе. Узнала людей, которых можно пригласить в хор. Делала тут художественную выставку.
Сегодня Мария творит под сводами храма в художественной мастерской, среди работ — портреты священников:
— Здесь очень чувствуется атмосфера. Я прихожу в счастливый мир, в котором могу отвлечься от забот. Начинала с портретов папы, было очень интересно работать над образами священнослужителей. Хочется писать возвышенное. Вообще, мне близко классическое направление в искусстве.
Успенскому приходу в Крупице уже более 20 лет. За это время строящаяся церковь преобразила не только агрогородок, но и людей — дух Преображенского прихода тоже действует. В храм стали ходить дети, молодежь, мужчины.
Настоятель рассказывает о чудесных переменах в жизни прихожан:
— Приходят как-то жители: «Мучается наша бабуля, не может умереть». Причастил ее, бабушка поднялась. Господь так дал. Мужчина один страдал пьянством. Жена сильно молилась, и он постепенно исцелился — 15 лет не пьет. В церковь стал ходить. Наш родственник получил 70 процентов ожогов. Как правило, у таких пациентов печальный прогноз. Предложил его причастить. И через полтора месяца он удивил всех — пошел быстро на поправку. Жив, здоров, работает.
Дух Святой поворачивает не только судьбу человека, но и историю села.
— Каждый год в парке соседней деревни Аннополь находили повешенных. Однажды отец Константин совершил крестный ход вокруг Аннополя. С тех пор там больше не было ни одного висельника, — приводит необычный случай пономарь Андрей Ларькин.
Пока строился Успенский храм, Господь явил чудо и в семье настоятеля. В Минск привозили ковчег с дарами волхвов. Отец Константин молился возле святыни. Поклониться дарам привезли болящую матушку Анну. После инсульта она несколько лет не ходила. Постепенно Анна Анисимовна стала поправляться. Сегодня она работает и вновь помогает в делах храма.
Над входом в новую церковь возрожденного древнего прихода встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Мария говорит, образ выбирали из эстетических соображений: казалось, издали такой сюжет будет красиво смотреться. Но, похоже, сюжет тоже выбирает храм. Оказалось, освящение наметили почти в один день с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Храм действительно вырос под покровом Царицы Небесной.
Над входом в новую церковь возрожденного древнего прихода встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы.
— Пусть медленно, но всегда появлялась сумма, будто свыше знали, что нам нужно.
Мечта верующих XIX века сбылась: центром духовного притяжения окрестных деревень стала крупицкая церковь. Кажется, они невидимо тоже присутствуют в этом храме и молятся с потомками, котором выпало завершить их дело.
Минский район, аг. Крупица. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы.
Храм-прародитель
Аннополь, Паздерки, Крупица, Александрово — верующих этих и еще девяти сел Минской губернии в середине XIX века объединял Пятевский приход. Но старинная Спасо-Преображенская церковь в Пятевщине обветшала. Крестьяне хлопотали, чтобы построить в Крупице, крупнейшем селении, новый храм. Деньги нашли, а с участком ничего не получилось. Местная помещица Радзивилл отказалась выделить даже клочок земли. Церковь решили возводить на прежнем месте в Пятевщине.
15 августа 1879 года новопостроенный храм торжественно освятили во имя Спаса и Преображения Господня. Церковь представляла собой вытянутый по продольной оси деревянный храм на бутовом фундаменте и была богато украшена резным декором.
Более трех тысяч прихожан насчитывал Пятевский приход. По количеству приписных церквей был одним из самых многочисленных в Минской губернии.
После революции 1917 года приходской и четыре приписных храма закрыли и разрушили до основания, священников сослали или расстреляли. Но прежде надругались над святынями, превратив их в клубы и зернохранилища. Есть версия, что Спасо-Преображенскую церковь в Пятевщине подорвали в Великую Отечественную войну, чтобы здание не стало базой для размещения немцев, откуда удобно наносить удары.
Возрождение
В 1998-м молитвами предков начинает воплощаться былая мечта крестьян о храме в Крупице. Митрополит Филарет направляет в село священника Константина Дубковича из Минского Свято-Духова кафедрального собора.Отец Константин вспоминает, как выбирали место для первого молебна на Пасху. Участка под храм у возрожденного в 1996 году Пятевского прихода, перенесенного в Крупицу, еще не было.
Настоятель прихода храма Успения Пресвятой Богородицы аг. Крупица иерей Константин.
— Подошли к сельскому Совету. Нам сказали: «Только не у нас». Да и вообще на человека в рясе тогда здесь смотрели как на диво. Прогулялись по саду, расположились под красивой яблоней и совершили там первое богослужение.
Так совпало, что позже под возведение новой церкви приходу выделили именно эту землю, освященную на праздник Воскресения Христова.
Удивительно, но, наверное, сама Матерь Божья привела семью Константина Дубковича в Крупицу еще до того, как он впервые задумался о служении в церкви.
В 1990-е годы Константин с супругой Анной приехали арендовать дом на лето. А будущая матушка увидела вещий сон еще до рукоположения мужа: она идет по саду, собирает цветы и дарит их митрополиту. Позже Анна Анисимовна узнает это место в реальности — место будущего храма.
Поначалу служили в помещении торгового центра, затем во временной церкви. Прихожан было немного, в основном пожилые женщины, еще те, которые помнили старый храм, но вспоминали прихожанки его как Успенский. Поэтому новый тоже решили посвятить Успению Пресвятой Богородицы. А спустя время отцу Константину попали архивные документы, которые свидетельствовали о том, что в Пятевщине все же была Преображенская церковь. Название менять не стали.
Не все шло гладко на стройке, однако Небесная Покровительница не позволяла сложить руки. Отец Константин вспоминает, как из-за некачественного бетона пришлось «лечить» несущие колонны, что потребовало дополнительных расходов и времени.
— Раствор задержали на дороге, и когда залили колонны, оказалось, что они не способны выдержать нагрузку. Проект переделывали, приезжал специальный человек, спасал основание.
Строительство собрало и верующих, и неверующих жителей агрогородка.
— Беру у знакомых микроавтобус. Садимся пять человек, едем в ботанический сад, покупаем растения. Приезжаем, приходят еще люди, мы высаживаем деревья. Директор совхоза на своей машине возил сюда сосенки из леса, сам сажал. Финансово помогали старые друзья, потом у многих начался кризис, стало сложнее. Кто сколько мог, столько и жертвовал.
Мечта верующих XIX века сбылась: центром духовного притяжения окрестных деревень стала крупицкая церковь.
Преображение
Теперь на въезде в Крупицу, кажется, встречает сама Богородица. Голубые стены высотой с девятиэтажный дом стремятся в небо, прорезая воздух крестами пяти куполов. Вытянутые окна подчеркивают главное устремление души христианина. Такое изобилие света может быть только в горнице Пречистой Девы. Внутри под куполом указывает путь цветная восьмиконечная звезда — символ Богородицы. Необычное оформление предложила дочь отца Константина художник Мария Ларькина. Она же создавала и схему для иконостаса:— Мы старались сделать убранство красивым и практичным, исходя из средств.
Марии было 15, когда отца направили в Крупицу. Храм рос, Маша взрослела. Пела в хоре, преподавала в воскресной школе вместе с мамой. Сегодня участвует в богослужении с мужем Андреем.
— Мне было очень интересно, — вспоминает Мария. — Я училась один год в Крупицкой школе. Узнала людей, которых можно пригласить в хор. Делала тут художественную выставку.
Сегодня Мария творит под сводами храма в художественной мастерской, среди работ — портреты священников:
— Здесь очень чувствуется атмосфера. Я прихожу в счастливый мир, в котором могу отвлечься от забот. Начинала с портретов папы, было очень интересно работать над образами священнослужителей. Хочется писать возвышенное. Вообще, мне близко классическое направление в искусстве.
Успенскому приходу в Крупице уже более 20 лет. За это время строящаяся церковь преобразила не только агрогородок, но и людей — дух Преображенского прихода тоже действует. В храм стали ходить дети, молодежь, мужчины.
Настоятель рассказывает о чудесных переменах в жизни прихожан:
— Приходят как-то жители: «Мучается наша бабуля, не может умереть». Причастил ее, бабушка поднялась. Господь так дал. Мужчина один страдал пьянством. Жена сильно молилась, и он постепенно исцелился — 15 лет не пьет. В церковь стал ходить. Наш родственник получил 70 процентов ожогов. Как правило, у таких пациентов печальный прогноз. Предложил его причастить. И через полтора месяца он удивил всех — пошел быстро на поправку. Жив, здоров, работает.
Дух Святой поворачивает не только судьбу человека, но и историю села.
— Каждый год в парке соседней деревни Аннополь находили повешенных. Однажды отец Константин совершил крестный ход вокруг Аннополя. С тех пор там больше не было ни одного висельника, — приводит необычный случай пономарь Андрей Ларькин.
Пока строился Успенский храм, Господь явил чудо и в семье настоятеля. В Минск привозили ковчег с дарами волхвов. Отец Константин молился возле святыни. Поклониться дарам привезли болящую матушку Анну. После инсульта она несколько лет не ходила. Постепенно Анна Анисимовна стала поправляться. Сегодня она работает и вновь помогает в делах храма.
Над входом в новую церковь возрожденного древнего прихода встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Мария говорит, образ выбирали из эстетических соображений: казалось, издали такой сюжет будет красиво смотреться. Но, похоже, сюжет тоже выбирает храм. Оказалось, освящение наметили почти в один день с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Храм действительно вырос под покровом Царицы Небесной.
Над входом в новую церковь возрожденного древнего прихода встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы.
— Пусть медленно, но всегда появлялась сумма, будто свыше знали, что нам нужно.
Мечта верующих XIX века сбылась: центром духовного притяжения окрестных деревень стала крупицкая церковь. Кажется, они невидимо тоже присутствуют в этом храме и молятся с потомками, котором выпало завершить их дело.
Приходу нужны средства для убранства храма, внутренних работ. Вот реквизиты для желающих помочь: р/с BY36TECN30151039900020000000 в ОАО «Технобанк», код ТЕСNBY22, Минск, ул. Кропоткина, 44, УНН 600 393 608 ОКПО 28871 328.kosiykova@sb.by