Следует развивать в Азии диверсифицированную национальную инфраструктуру при опоре на местные ресурсы
23.12.2021 08:55:00
Юрий Ярмолинский: следует развивать в Азии диверсифицированную национальную инфраструктуру при опоре на местные ресурсы и возможности
Формирующийся многополярный мир с азиатской доминантой бросает серьезный вызов. В условиях нынешней геополитической турбулентности, усугубляемой пандемией коронавируса, Беларуси принципиально важно соотносить с общемировыми трендами достижение целей национальной стратегии устойчивого развития и формирование образа будущего.
По всем признакам структурное и содержательное оформление национального «поворота в Азию» постепенно обретает четкие контуры и приближается к точке невозврата. Концептуально базовые предпосылки и параметры «маневра» однозначно обозначил Президент на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе. На низкий «коэффициент полезного действия» использования потенциала рынков стран Азии, Африки и Латинской Америки и неизбежности «поворота в Азию» указывал Премьер-министр Роман Головченко. Работу над новой, более активной стратегией продвижения белорусских интересов на рынках в странах Азии и Африки анонсировал министр иностранных дел Владимир Макей.
Практическая задача заключается в разработке долговременной комплексной, адаптивной к динамике мировой конъюнктуры, стратегии, увязанной с другими доктринальными документами. Среди прочего она должна предусматривать более глубокую страновую диверсификацию внешнеэкономической деятельности, интеграцию в наиболее быстро растущие рынки, а также в цивилизационное пространство Азии в целом.
Однако стратегию не следует сужать до рамок внешней торговли — она должна иметь гораздо более широкий контекст. Это прагматичный стратегический выбор подлинно независимого государства в пользу динамично развивающегося полюса мира. В условиях сегодняшней международной обстановки — это вопрос обеспечения национальной безопасности и антикризисная мера. В определенной степени это осознанный выход белорусской экономической и экспертной дипломатии из привычной повседневной рутины и зоны комфорта.
По сути, стратегия должна представлять собой экстраполяцию на внешние рынки передовых достижений нашей экономики, что требует консолидации усилий всего экономического блока (не только МИД) и активного привлечения потенциала частного (малого и среднего) бизнеса. Такой подход предполагает концентрацию ресурсов на главных направлениях — целевых инициативах, бизнес-проектах, мероприятиях и программах, что отражает принцип «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики и особенно актуально с учетом санкционного давления. Очевидно, что «поворот в Азию» не является линейным процессом. Он развивается по более сложным законам, природа которых и является предметом и объектом научных исследований. Поэтому не совсем корректно позиционировать его как разворот на 180 градусов и попытку ухода от европейских духовно-культурных ценностей и пути развития.
На данном этапе приходится констатировать наличие проблемы интеллектуального обоснования необходимости экономического «поворота в Азию». Прежде всего она лежит в плоскости традиционной евроцентричности массового сознания белорусов, в силу разных причин более приверженных разноплановым связям с Западом. Поэтому аргументы в пользу поднимающихся азиатских рынков, вполне современные и рациональные (и на первый взгляд условно «прозападные»), пока остаются на уровне квазимодной риторики, хотя привлекательность и перспективы Азии очевидны многим.
Вот почему требуется повышать уровень и качество экспертно-аналитической работы на уровне госорганов и в реальном секторе экономики, добиваться понимания важности азиатского направления с учетом его консолидирующего потенциала и актуальных запросов времени. Культура и глубина экспертизы являются существенным условием повышения конкурентоспособности белорусского экспорта на азиатских рынках, где наблюдается серьезная конкуренция. Одновременно важно не скатиться к малоэффективным имиджевым проектам, нацеленным лишь на внешний эффект и показную результативность формального присутствия в Азии.
Для эффективного выхода и долгосрочного закрепления на рынках дальней дуги необходимо увязывать наши усилия и цели со стратегическими программными документами развития целевых государств, в том числе на уровне регионов. При взаимодействии с азиатскими партнерами белорусским организациям и предприятиям следует учитывать культурные и деловые различия, а также особенности местной деловой практики. Следует развивать в Азии диверсифицированную национальную инфраструктуру (присутствие) при опоре на местные ресурсы и возможности, причем не только классические субъекты товаропроводящей сети. Это позволит создавать дополнительные коммуникационные каналы для продвижения национальных интересов, обходя возможные барьеры.
Государству нужны специалисты-практики, способные эффективно реализовывать государственную политику с учетом понимания важности Азии для экономического будущего страны. Сегодня как никогда созрел запрос на специалистов-востоковедов, не только глубоко понимающих происходящие в странах Азии события и процессы, но и способных предлагать конкретные пути решения стоящих перед государством и бизнесом задач.
Эффективное продвижение национальных интересов в Азии напрямую связано с комплексным и взаимосвязанным использованием всех видов дипломатии, включая экспертный трек. Эта работа должна проводиться на скоординированной основе с позиций единого центра. В этой связи создание на площадке БИСИ постоянно действующей тематической дискуссионной платформы в целях последующего экспертного сопровождения процесса продвижения национальных интересов в целевых странах и регионах дальней дуги, включая Азию, видится прогрессивным шагом в духе времени.
Цель данного «клуба единомышленников» — обеспечить синхронизацию опыта и усилий государственных управленцев, предпринимателей, сектора образования и экспертного сообщества на основе синергии их компетенций и знаний, что должно стать залогом успеха белорусской стратегии «поворота в Азию». Как представляется, такой механизм позволит обеспечить экспертное сопровождение и координацию процесса подготовки соответствующих управленческих решений с опорой на исследовательский потенциал и практический опыт.
География позволяет Беларуси одновременно коммуницировать и с Западом, и с Востоком. Поэтому расширение присутствия в экономических локомотивах Азии является добавочной ресурсной базой для модернизации и передовым рубежом развития. Не отрицая важности экономической и цивилизационной связки с Западом, прежде всего с его инновационными лидерами, потенциал роста и экономическое будущее находятся именно за дальним горизонтом. И это не просто механический поворот в конкретном географическом направлении. Это движение вперед и хорошая основа для общенационального проекта.
Поэтому дальнейшее промедление с выработкой проактивной азиатской стратегии будет все больше отдалять Беларусь от понимания природы происходящих там процессов с учетом их динамики и растущей конкуренции за влияние и позиции. Вот почему важно своевременно синтезировать собственное проектное решение для Азии, в том числе на основе исторически оправдавших себя антикризисных моделей.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.
Формирующийся многополярный мир с азиатской доминантой бросает серьезный вызов. В условиях нынешней геополитической турбулентности, усугубляемой пандемией коронавируса, Беларуси принципиально важно соотносить с общемировыми трендами достижение целей национальной стратегии устойчивого развития и формирование образа будущего.
Возможности надо использовать
В стратегическом плане промедление в более глубоком освоении растущей Азии сдерживает прогресс в национальном развитии. В этой связи использование открывающихся возможностей в этом регионе является национальным интересом.По всем признакам структурное и содержательное оформление национального «поворота в Азию» постепенно обретает четкие контуры и приближается к точке невозврата. Концептуально базовые предпосылки и параметры «маневра» однозначно обозначил Президент на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе. На низкий «коэффициент полезного действия» использования потенциала рынков стран Азии, Африки и Латинской Америки и неизбежности «поворота в Азию» указывал Премьер-министр Роман Головченко. Работу над новой, более активной стратегией продвижения белорусских интересов на рынках в странах Азии и Африки анонсировал министр иностранных дел Владимир Макей.
Практическая задача заключается в разработке долговременной комплексной, адаптивной к динамике мировой конъюнктуры, стратегии, увязанной с другими доктринальными документами. Среди прочего она должна предусматривать более глубокую страновую диверсификацию внешнеэкономической деятельности, интеграцию в наиболее быстро растущие рынки, а также в цивилизационное пространство Азии в целом.
Однако стратегию не следует сужать до рамок внешней торговли — она должна иметь гораздо более широкий контекст. Это прагматичный стратегический выбор подлинно независимого государства в пользу динамично развивающегося полюса мира. В условиях сегодняшней международной обстановки — это вопрос обеспечения национальной безопасности и антикризисная мера. В определенной степени это осознанный выход белорусской экономической и экспертной дипломатии из привычной повседневной рутины и зоны комфорта.
По сути, стратегия должна представлять собой экстраполяцию на внешние рынки передовых достижений нашей экономики, что требует консолидации усилий всего экономического блока (не только МИД) и активного привлечения потенциала частного (малого и среднего) бизнеса. Такой подход предполагает концентрацию ресурсов на главных направлениях — целевых инициативах, бизнес-проектах, мероприятиях и программах, что отражает принцип «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики и особенно актуально с учетом санкционного давления. Очевидно, что «поворот в Азию» не является линейным процессом. Он развивается по более сложным законам, природа которых и является предметом и объектом научных исследований. Поэтому не совсем корректно позиционировать его как разворот на 180 градусов и попытку ухода от европейских духовно-культурных ценностей и пути развития.
Концепция Большой Евразии — оптимальный формат
Наша страна обладает уникальным набором компетенций и идентичностей, одинаково утилитарным как для Запада, так и для Востока, что незримо ментально связывает два геополитических пространства. По этой причине оптимальным форматом региональной интеграции видится концепция Большой Евразии, включающая также западную часть континента.На данном этапе приходится констатировать наличие проблемы интеллектуального обоснования необходимости экономического «поворота в Азию». Прежде всего она лежит в плоскости традиционной евроцентричности массового сознания белорусов, в силу разных причин более приверженных разноплановым связям с Западом. Поэтому аргументы в пользу поднимающихся азиатских рынков, вполне современные и рациональные (и на первый взгляд условно «прозападные»), пока остаются на уровне квазимодной риторики, хотя привлекательность и перспективы Азии очевидны многим.
Вот почему требуется повышать уровень и качество экспертно-аналитической работы на уровне госорганов и в реальном секторе экономики, добиваться понимания важности азиатского направления с учетом его консолидирующего потенциала и актуальных запросов времени. Культура и глубина экспертизы являются существенным условием повышения конкурентоспособности белорусского экспорта на азиатских рынках, где наблюдается серьезная конкуренция. Одновременно важно не скатиться к малоэффективным имиджевым проектам, нацеленным лишь на внешний эффект и показную результативность формального присутствия в Азии.
Для эффективного выхода и долгосрочного закрепления на рынках дальней дуги необходимо увязывать наши усилия и цели со стратегическими программными документами развития целевых государств, в том числе на уровне регионов. При взаимодействии с азиатскими партнерами белорусским организациям и предприятиям следует учитывать культурные и деловые различия, а также особенности местной деловой практики. Следует развивать в Азии диверсифицированную национальную инфраструктуру (присутствие) при опоре на местные ресурсы и возможности, причем не только классические субъекты товаропроводящей сети. Это позволит создавать дополнительные коммуникационные каналы для продвижения национальных интересов, обходя возможные барьеры.
Потенциал роста — за дальним горизонтом
С учетом тренда на фрагментацию международных отношений возникает важность регионов и регионоведения. Поэтому каждая часть Азии — это потенциальный объект научных исследований, а востоковедение следует выделить в отдельную область научного знания и предметно заняться изучением этих вопросов. Хорошим подспорьем могло бы стать создание отечественной бизнес-школы в кооперации с ведущими научно-образовательными центрами стран Азии, включая разработку образовательных программ по теме «бизнес по-азиатски» с целевой страновой специализацией.Государству нужны специалисты-практики, способные эффективно реализовывать государственную политику с учетом понимания важности Азии для экономического будущего страны. Сегодня как никогда созрел запрос на специалистов-востоковедов, не только глубоко понимающих происходящие в странах Азии события и процессы, но и способных предлагать конкретные пути решения стоящих перед государством и бизнесом задач.
Эффективное продвижение национальных интересов в Азии напрямую связано с комплексным и взаимосвязанным использованием всех видов дипломатии, включая экспертный трек. Эта работа должна проводиться на скоординированной основе с позиций единого центра. В этой связи создание на площадке БИСИ постоянно действующей тематической дискуссионной платформы в целях последующего экспертного сопровождения процесса продвижения национальных интересов в целевых странах и регионах дальней дуги, включая Азию, видится прогрессивным шагом в духе времени.
Цель данного «клуба единомышленников» — обеспечить синхронизацию опыта и усилий государственных управленцев, предпринимателей, сектора образования и экспертного сообщества на основе синергии их компетенций и знаний, что должно стать залогом успеха белорусской стратегии «поворота в Азию». Как представляется, такой механизм позволит обеспечить экспертное сопровождение и координацию процесса подготовки соответствующих управленческих решений с опорой на исследовательский потенциал и практический опыт.
География позволяет Беларуси одновременно коммуницировать и с Западом, и с Востоком. Поэтому расширение присутствия в экономических локомотивах Азии является добавочной ресурсной базой для модернизации и передовым рубежом развития. Не отрицая важности экономической и цивилизационной связки с Западом, прежде всего с его инновационными лидерами, потенциал роста и экономическое будущее находятся именно за дальним горизонтом. И это не просто механический поворот в конкретном географическом направлении. Это движение вперед и хорошая основа для общенационального проекта.
Поэтому дальнейшее промедление с выработкой проактивной азиатской стратегии будет все больше отдалять Беларусь от понимания природы происходящих там процессов с учетом их динамики и растущей конкуренции за влияние и позиции. Вот почему важно своевременно синтезировать собственное проектное решение для Азии, в том числе на основе исторически оправдавших себя антикризисных моделей.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.