Чем живет сегодня футбольный клуб «Гранит»
26.08.2016 21:31:08
Что ни неделя, то потрясение для футбольного клуба «ГРАНИТ–Микашевичи». Кстати, именно так правильно по документам называется футбольная команда, зарегистрированная в Микашевичах, но базирующаяся по соседству — в Лунинце. Однако в этой статье мы будем называть ее по–простому и привычному нам — «Гранит», лишь делая, где необходимо, уточнение, что речь идет именно о футбольной команде, дабы не было путаницы с заводом «Гранит».
Последний месяц клуб здорово лихорадит. Пресса то и дело устраивает взбучку микашевичцам. А ведь есть за что. «Гранит» всегда считался командой, куда многие игроки стремились попасть, дабы заработать денег. Зарплаты были хоть и не огромные, но на приличном уровне. Главное, что не было никаких задержек. Однако сегодня «Граниту» явно не до жиру. Футбольный клуб испытывает трудные времена. В межкруговой паузе из команды ушли все футболисты, и теперь все дивятся невиданному: впервые в истории чемпионата Беларуси одна команда два круга отыграет абсолютно разными составами. Сегодня в «Граните» собраны в основном футболисты не старше 23 — 25 лет. Команда вылетела из Кубка, опускается в турнирной таблице чемпионата все ниже и ниже. Чтобы посмотреть, чем живет сегодня футбольный «Гранит», как помогает команде РУПП «Гранит», да и просто пообщаться с небезразличными к футболу людьми, корреспондент «СБ» отправился по маршруту Минск — Микашевичи — Лунинец.
Геннадий Донских: «Продавал свинину, чтобы содержать команду. Но денег не просил»
Сегодня «Гранит» — частный клуб. Хотя когда–то команда принадлежала строительному гиганту «Гранит». А первым директором или председателем клуба, кому как угодно, был известный в Микашевичах Геннадий Донских. Это легендарная для местного футбола личность. Сам в футболе не блистал. Но в свое время играл за студенческую команду Белорусского государственного технологического университета плечом к плечу с Юрием Пунтусом. Да и собственно футбольный «Гранит» организовал именно Геннадий Петрович:
— Дело было в 1978 году. Только вернулся из армии и устроился работать на РУПП «Гранит» электриком в релейную защиту. В команде играли все микашевичские хлопцы. Сначала наш «Гранит» сражался на первенстве района. Нас очень поддерживал тогдашний директор завода Иван Руденко. Выиграли район, стали выступать в чемпионате области. Чуть позже заявились на республиканское первенство «Красного знамени». Вы только вдумайтесь, в те годы в этом турнире играли 18 команд. А уровень, как мне кажется, был сильнее нынешней высшей лиги. Но наш «Гранит» выиграл. А затем произошел развал СССР... Заводская команда заявилась во вторую лигу чемпионата Беларуси. За год поднялись в классе. В той команде играли местные — из Микашевичей, Лунинца, Дворца, Любани, Житковичей и Дятловичей. Все знали футболистов лично, потому что работали с ними плечом к плечу.
— В каком году в команду пришли братья Валерий и Андрей Бохно?
— Валерий пришел в 1988 году. Он занимался легкой атлетикой. Всю жизнь бегал. Я перетащил его в футбол. Как по мне, так Андрей был талантливее брата, но он не хотел заниматься футболом. Его Валера заставил. Андрей — бизнесмен. Ему по душе мороженое продать, а не мяч гонять.
— Какой была команда в 1990–е годы?
— Учредителями «Гранита» были завод и городские власти. Каждый мой шаг контролировался ревизионной комиссией. На каждой исполкомовской планерке я, как руководитель клуба, отчитывался об играх и не только. В первой лиге мы опережали ближайшего соперника на 9 очков. Могли запросто выйти в высшую лигу. Но на одной планерке директор завода Валерий Попов сказал, что нам не нужна элита. Наша задача — радовать работников завода и готовить футболистов для брестского «Динамо». Мы, кстати, много игроков передали в Брест. Того же Колю Януша мы подготовили. Он в команду пришел, когда ему было всего 14 лет.
Да, в те годы «Гранит» уже начал заниматься коммерческой деятельностью. Приходилось даже свиней продавать. Где брали? Это длинная цепочка. Завод давал нам металлолом. К примеру, 200 тонн. Мы его сдавали во «Вторчермет», а взамен получали металлопрофиль, так называемый уголок. Денег ведь живых тогда никто не видел. Железки отвозили на местный комбинат. А нам давали свиней. Отвозили свиней в Житковичи на бойню, а взамен получали какие–то деньги. Потом щебень продавали. Электроэнергией занимались. Вот так и жили. Но никто не ходил и не просил денег.
— «Гранит» при вас вышел в высшую лигу?
— Нет, меня в команде уже не было. На собрании клуба многие проголосовали против меня. Я ушел. Закрыл клуб «Гранит». Валерий и Андрей Бохно создали абсолютно новый клуб «ГРАНИТ–Микашевичи». Мне кажется, что моя команда была с душой. У нее было много болельщиков. Помню, на кубковый матч с «Шахтером» на стадион пришли 5.000 зрителей...
Марина Быстрая: «Хотим остаться в высшей лиге»
Родилась тут среди журналистов шутка. В футболе на руководящих постах на постсоветском пространстве было всего две женщины — Ольга Смородская из московского «Локомотива» и Марина Быстрая из «Гранита». Первой не так давно пришлось уйти. А Быстрая работает председателем совета клуба «Гранит» и решает каждодневные вопросы. И Марина Ростиславовна уверена, что клубу удастся выйти из пике:
— У нас всегда были проблемы. Все последние семь лет нашего существования. Но ведь до нынешнего года как–то справлялись. Сегодня у пятерых основных спонсоров сложилась непростая финансовая ситуация. А перемножьте двести миллионов на пять спонсоров — уже миллиард рублей. В прошлом году мы эти деньги получили. Кто спонсоры? Помимо РУПП «Гранит», еще одно предприятие, подчиненное Министерству архитектуры и строительства.
Сейчас в «Гранит» пришли люди, которые молоды, зелены, оптимистичны и настойчивы. Первые игры показали, что они должны удержать планку, которую мы для себя определили в начале сезона: сохранить прописку в высшей лиге.
— Ушедшим игрокам клуб остался должен?
— Все футболисты, покинувшие «Гранит», подали заявления в АБФФ. Мы от долга не отказываемся. Сумма некритичная, ее можно погасить. За счет чего? За счет снижения зарплат нынешних футболистов. Расходы в этом аспекте уменьшили раза в три. Это существенная экономия для клуба. Нам бы хотелось остаться в высшей лиге, погасить задолженности и дальше работать. И некоторые ребята согласились ждать денег вплоть до Нового года. Но есть и те, кто хочет судиться...
— Имеющиеся сложности как–то влияют на клубный резерв?
— Мы всегда обращаем внимание на детский футбол. Пусть наш дубль и идет в чемпионате на последнем месте, но в команде играют наши пацаны — лунинецкие и микашевичские. Это наша школа. Мы ее развиваем. В отличие от некоторых других клубов мы не подписывали договор с какой–нибудь минской школой и при этом не говорили: «Вот вам деньги, транспорт, поиграйте–ка вы за наш клуб».
— В команду пришел Андрей Грушин. Российский инвестор?
— В трудную минуту, когда из клуба ушли все игроки, буквально через два дня в офис приехал представитель агентства «Профессиональный спорт» Андрей Грушин. Он помог нам собрать команду. По многим предложенным футболистам у Грушина и главного тренера Валерия Бохно мнения сошлись.
Эдуард Гаврилкович: «Не путайте РУПП «Гранит» и футбольный «ГРАНИТ-Микашевичи»
Микашевичи — небольшой городок в Брестской области. Все вокруг живет фактически одним предприятием — РУПП «Гранит». Крупнейший производитель щебня и песка. Такое ощущение, что все жители Микашевичей работают именно на строительном гиганте, а каждый мальчишка мечтает быть если не водителем огромного БелАЗа, то инженером, дабы взрывать горную руду.
Сам завод — объект особого значения. Огромная территория с дорожными знаками, указателями, разве что без светофоров. На КПП меня встретили две приветливые, но очень внимательные сотрудницы охраны. После небольшого расспроса о целях визита проверили машину на наличие запрещенных предметов. Заговорили о футболе. Оказалось, что женщин мало интересует футбольный «Гранит». Нет, футболом они интересуются, но «Гранит» отчего–то не жалуют. Сказали, что сами когда–то гоняли мяч, но для удовольствия и здоровья, а не за баснословные гонорары.
Поднимаясь по лестнице в кабинет директора, обратил внимание на фотографии. На одной из них — микашевичский стадион, который так давно не видел большой футбол.
А вот директор завода Эдуард Гаврилкович на предприятии с ранних лет. На РУПП проходил производственную практику, был главным энергетиком и главным инженером. Сегодня — генеральный директор. Человек, который явно любит футбол. Даже на предприятии при нем появилось новое структурное подразделение — мини–футбольный клуб «Гранит», команда — участник чемпионата страны. Эту команду любят на предприятии, называют своей, а вот отношения с футбольным «Гранитом» у завода в последнее время сложились сугубо деловые. Между юридическими лицами заключен договор на оказание рекламных услуг. Клуб рекламирует предприятие, за что каждый месяц получает 400 миллионов рублей. Эдуард Гаврилкович рассказывает, что завод рассчитывается с командой день в день:
— Объем договора составляет 4 миллиарда неденоминированных рублей. Сумма разбита на десять месяцев в равных долях — по 400 миллионов в месяц. Всегда делаем предоплату. Ни дня не просрочили.
— На ситуацию в клубе вы влиять не можете?
— Абсолютно никакого влияния. Мы не входим в совет клуба. Нам команда неподотчетна. Раньше мы платили деньги не только за рекламу, но и оказывали спонсорскую помощь. За эти деньги клуб отчитывался.
— Футбольный «Гранит» делает вам рекламу?
— Логотип на майках, рекламный щит и реклама на клубном автобусе. Конечно, нас беспокоит ситуация в команде. Мы направили письмо в «Гранит», где написали, что все происходящее в последнее время в команде — это антиреклама нашего предприятия. И просим не допускать впредь высказываний главного тренера Валерия Бохно о том, что завод клубу должен какие–то деньги. Повторюсь, мы по действующему договору осуществляем стопроцентную предоплату. В конце прошлого года заключили допсоглашение и помогли закрыть энную сумму долга. Мы часто исправляем финансовые ошибки клуба. Но управлять им не можем. Хотя в свое время предлагали реформировать «ГРАНИТ–Микашевичи» и сделать клуб действительно районным. В учредители вошли бы Лунинецкий райисполком, РУПП «Гранит» и частные лица клуба. Эту идею поддержали на уровне федерации футбола. Против выступили только учредители команды.
— «Гранит» ведь не единственная футбольная команда, с которой вы сотрудничали на рекламной основе?
— Мы работали еще с брестским «Динамо». Остались довольны. В Бресте люди четко понимают, сколько им денег надо. Нам четко расписали, где будут баннеры, где покажут рекламу на телевидении, какие акции будут проведены. В «Динамо» с радостью участвовали в наших акциях. Мы же помогаем детям–инвалидам. Динамовцы привозили им в подарок тетради и ручки со своей символикой, мячи. Приедут, поиграют, пообщаются. Приятно работать.
— В Микашевичах любят команду?
— Двоякое отношение. Ко мне многие работники приходят и задают неудобные вопросы. Спрашивают, почему, к примеру, команда, которую содержит завод, играет в другом городе. Почему нет в «Граните» местных пацанов? Почему в Микашевичах нет даже секции, куда бы могли ходить дети работников завода? Точнее, секция есть, но чисто формальная. Мы ратуем за это. Но никак достучаться до руководства клуба не можем.
— В команде говорят, что на сезон надо 10 — 12 миллиардов и для завода это небольшие деньги. Действительно небольшие?
— Наша прибыль после уплаты всех налогов составляет где–то 23 миллиарда. Мы должны отдавать половину на частный клуб «Гранит»? Не думаю.
— Как должен выглядеть клуб «Гранит» в вашем понимании?
— Привожу в пример мини–футбольную команду. Там есть четкий план. Все расписано на бумаге — зарплаты, стратегия развития. И обязательно должен быть надежный тыл — детский футбол. Нам ведь необязательно вырастить десять талантливых футболистов. Важно воспитать 50 здоровых детей. В этом весь вопрос.
Анатолий Захаркевич: «Мы гордимся тем, что команда «Гранит» играет в высшей лиге»
«Граниту», помимо завода, активно помогают и местные власти — Лунинецкий райисполком. В районе весьма трепетно относятся к футбольному проекту. Как ни крути, а команда играет в высшей лиге и представляет весь Полесский регион. Не избалован Лунинецкий район большим спортом. Сейчас «Гранит» забуксовал, но заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Анатолий Захаркевич уверен, что команда и в следующем году будет играть в высшей лиге:
— Клубу мы помогаем по Указу Президента № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта». Из районного бюджета нами выделено с начала года около 2 миллиардов неденоминированных рублей. Это 70 процентов средств из той суммы, что район всего заплатит команде «Гранит». Также Лунинецкий райисполком дает в аренду клубу стадион «Полесье», на котором он проводит матчи высшей лиги. Естественно, что стоимость аренды минимальная.
— Вы часто встречаетесь с руководством команды?
— Периодически встречаемся и общаемся. Разговариваем, ищем пути выхода из непростой ситуации. Но клуб ведь частный, а потому вмешиваться в его работу мы не можем. Никто из представителей райисполкома не входит в состав совета клуба. Но, конечно, нас беспокоит ситуация в «Граните». На встрече мы предлагали пересмотреть смету на сезон. Сегодня просто необходимо объяснять футболистам, что зарплаты будут гораздо ниже, нежели несколько лет назад. Надеюсь, что с новыми игроками подписали контракты на реальных условиях. Кроме того, мы хотим, чтобы в основном и дублирующем составах преимущественно играли местные пацаны. Ребята толковые есть, но пока их в «Граните» не замечают. В моем понимании дети из юношеских команд должны переходить в дубль, а затем в основу. Сегодня система не работает.
Вместо комментария
Безусловно, нынешний год для белорусских футбольных клубов — особенный. Многим пришлось пересмотреть не только свои бюджеты, но и отношение к делу. Кто–то называет это очищением, кто–то — испытанием. Дискуссия о путях выхода из кризисов сопровождается громкими заявлениями, отставками, проверками, а заодно еще и сведениями о появлении в нашем чемпионате заразы договорных матчей.
Здесь же и сейчас мы хотели бы пожелать ФК «ГРАНИТ–Микашевичи» с честью выйти из сложившегося положения и продолжить радовать любителей футбола искрометной игрой.
d.tk@mail.ru
Советская Белоруссия № 164 (25046). Суббота, 27 августа 2016