«Начало учения детям»: чем ценен первый букварь Спиридона Соболя
18.11.2022 15:15:52
В год 1030-летия православия на белорусских землях мы продолжаем вспоминать ярких личностей нашей истории, знакомиться с их духовным наследием.
С чего начинается Родина? Мелодичный ответ на этот глубинный вопрос хорошо известен людям старшего поколения. «С картинки в моем букваре», — ответил автор популярной песни недавнего прошлого поэт-песенник Михаил Матусовский. Сегодня букварь — это яркий образ начала длинного пути обучения, это начало вхождения ребенка в большой мир. А когда появился первый букварь? И кто его создатель?
Уникальной жемчужиной, являющейся неотъемлемой частью духовного наследия Беларуси, является первый белорусский «Букварь», напечатанный в 1631 году в типографии православной Кутеинской лавры уроженцем Могилева Спиридоном Соболем. Он был не просто печатником, но и православным монахом, священнослужителем.
Кутеинский монастырь основали в 1620 году в пригороде Орши Кутейне православные монахи, изгнанные из своих обителей сторонниками насильственного насаждения церковной унии. Обитель быстро пришла в силу: появилась собственная типография, открылась школа, число братии достигло 200 человек, а мастера из Кутеинской лавры приглашались в Москву для украшения царских резиденций и храмов. Монастырь стал своеобразным духовным гнездом для создания новых обителей. И, как водится, такое активное служение было невозможно без издательской деятельности.
Православная церковная жизнь немыслима без книг даже сегодня, в век цифровизации. В самом сердце каждого храма — в алтаре, на престоле — лежит Евангелие. Нужно признать, что из всех дошедших до нас древних рукописных книг именно Евангелия занимают первое место как по количеству сохранившихся экземпляров, так и по качеству их оформления. Для совершения богослужения, кроме Евангелия, нужен целый комплект богослужебных книг — апостол, служебник, октоих, триоди, минеи и многое другое. Значительная часть из этих наименований была напечатана Спиридоном Соболем во всех местах его издательской деятельности: Киеве, Кутейне, Буйничах, Могилеве. Однако совершенно исключительным проектом великого белоруса является «Букварь». У него был лишь один предшественник. В 1618 году в типографии Виленского Свято-Духова монастыря в Евье (современный Вевис, небольшой город в окрестностях Вильнюса) при содействии православного мецената Богдана Огинского был напечатан первый «Букварь».
Кутеинский «Букварь» Спиридона Соболя, вышедший в 1631 году, отличается в первую очередь целевой аудиторией издания — это дети. Его полное название — «Букварь сиречь, начало учения детям, начинающим чтению извыкати». Впервые кутеинский печатник постулирует важность обучения детей.
Чему учит этот «Букварь»? Чтению на церковно-славянском языке, который, как тогда, так и сейчас, используется в богослужениях Православной Церкви и является нашим духовным наследием.
В качестве учебных текстов в этом «Букваре» используются молитвы, цитаты из Священного Писания, богослужебные тексты. Первые слова, которые учились читать наши далекие предки в XVII веке, несли сразу и образовательную, и воспитательную функцию. Представьте, ребенок учился читать по тексту заповеди: «Чти отца твоего и матерь, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Сегодня мы часто сетуем на наших детей, на их недостатки, на неуважительное отношение молодежи к родителям, учителям, старшим. Но если попробовать вернуть в буквари тексты, свидетельствующие о духовном измерении жизни человека, являющиеся многовековой духовной традицией наших предков, быть может, будет от этого положительный результат? Быть может, дети получат фундамент уважительного отношения к истории своей Родины, к учителю, к любому представителю государственной власти? С чего начинается Родина? С духовного содержания букварей, по которым мы учимся.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия
С чего начинается Родина? Мелодичный ответ на этот глубинный вопрос хорошо известен людям старшего поколения. «С картинки в моем букваре», — ответил автор популярной песни недавнего прошлого поэт-песенник Михаил Матусовский. Сегодня букварь — это яркий образ начала длинного пути обучения, это начало вхождения ребенка в большой мир. А когда появился первый букварь? И кто его создатель?
Уникальной жемчужиной, являющейся неотъемлемой частью духовного наследия Беларуси, является первый белорусский «Букварь», напечатанный в 1631 году в типографии православной Кутеинской лавры уроженцем Могилева Спиридоном Соболем. Он был не просто печатником, но и православным монахом, священнослужителем.
Кутеинский монастырь основали в 1620 году в пригороде Орши Кутейне православные монахи, изгнанные из своих обителей сторонниками насильственного насаждения церковной унии. Обитель быстро пришла в силу: появилась собственная типография, открылась школа, число братии достигло 200 человек, а мастера из Кутеинской лавры приглашались в Москву для украшения царских резиденций и храмов. Монастырь стал своеобразным духовным гнездом для создания новых обителей. И, как водится, такое активное служение было невозможно без издательской деятельности.
Православная церковная жизнь немыслима без книг даже сегодня, в век цифровизации. В самом сердце каждого храма — в алтаре, на престоле — лежит Евангелие. Нужно признать, что из всех дошедших до нас древних рукописных книг именно Евангелия занимают первое место как по количеству сохранившихся экземпляров, так и по качеству их оформления. Для совершения богослужения, кроме Евангелия, нужен целый комплект богослужебных книг — апостол, служебник, октоих, триоди, минеи и многое другое. Значительная часть из этих наименований была напечатана Спиридоном Соболем во всех местах его издательской деятельности: Киеве, Кутейне, Буйничах, Могилеве. Однако совершенно исключительным проектом великого белоруса является «Букварь». У него был лишь один предшественник. В 1618 году в типографии Виленского Свято-Духова монастыря в Евье (современный Вевис, небольшой город в окрестностях Вильнюса) при содействии православного мецената Богдана Огинского был напечатан первый «Букварь».
Кутеинский «Букварь» Спиридона Соболя, вышедший в 1631 году, отличается в первую очередь целевой аудиторией издания — это дети. Его полное название — «Букварь сиречь, начало учения детям, начинающим чтению извыкати». Впервые кутеинский печатник постулирует важность обучения детей.
Чему учит этот «Букварь»? Чтению на церковно-славянском языке, который, как тогда, так и сейчас, используется в богослужениях Православной Церкви и является нашим духовным наследием.
В качестве учебных текстов в этом «Букваре» используются молитвы, цитаты из Священного Писания, богослужебные тексты. Первые слова, которые учились читать наши далекие предки в XVII веке, несли сразу и образовательную, и воспитательную функцию. Представьте, ребенок учился читать по тексту заповеди: «Чти отца твоего и матерь, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Сегодня мы часто сетуем на наших детей, на их недостатки, на неуважительное отношение молодежи к родителям, учителям, старшим. Но если попробовать вернуть в буквари тексты, свидетельствующие о духовном измерении жизни человека, являющиеся многовековой духовной традицией наших предков, быть может, будет от этого положительный результат? Быть может, дети получат фундамент уважительного отношения к истории своей Родины, к учителю, к любому представителю государственной власти? С чего начинается Родина? С духовного содержания букварей, по которым мы учимся.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия