Народный календарь и традиции. 16-22 сентября
12.09.2024 09:36:00
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ
Вторая половина сентября и начало октября всегда связывались в народном календаре с небольшим потеплением и получили у нас название «бабье лето». Природа как бы напоследок старается побаловать нас солнышком и сверкающей в его лучах паутиной — она всегда считается особым, фирменным знаком бабьего лета.
А еще в это время начинается одна очень важная работа — самая пора «капаць бульбу». С точки зрения технологии все это проходило по-разному, как говорят у нас, «i пад каня, i пад лапату». С самых давних пор такие большие по объему работы проводились «талакой». На толоку приглашали родственников, свояков, соседей, односельчан. И никогда у нас не забывали про тех, кому не очень сладко живется, кто нуждается в помощи больше других: вдов, стариков, инвалидов, где случилась беда и заболел «гаспадар».
18 сентября — день, когда почитаются пророк Захарий и его жена, преподобная Елисавета — родители Иоанна Предтечи, скрывавшие своего сына во время уничтожения младенцев по приказу царя Ирода. В этот день в прежние времена уделяли особое внимание женщинам, ожидающим ребенка, вот как раньше говорили о таком их состоянии: «яна цяжарная». Именно для них специально заготавливали вишневый сок, который часто упоминается в наших «радзiнных» песнях, а он, как известно, повышает гемоглобин и, выходит, просто необходим женщинам в таком положении.
На 19 сентября приходится день Михайлов, с очень интересным народным названием «Цуда». Дело в том, что когда-то архистратиг Михаил сотворил чудо, ударив своим жезлом о каменную гору, и таким образом отвел сильнейший и бурлящий поток воды от храма Божьего. По обычаю в этот день работ не начинают, однако в некоторых случаях в каждодневной круговерти люди забывают об этом, но, как говорят в народе, «невядомасць грэху не чынiць».
21 сентября отмечается Рождество Пресвятой Богородицы. В народе у этого дня были и свои названия — «Малая Прачыстая», «Спажа». И то, что ассоциировалось с «маёмасным станам» в хозяйстве для этого времени: «Багач» как самая точная и верная характеристика объема всего, что выращено большими трудами, что стало запасами и выручит в трудную зимнюю пору. В жизни людей, занятых земледелием, это время считается самым счастливым, когда у всех на столе есть хлеб, оттого что потрудились и «…скiрды на полi стаялi шырока, як князi, падняўшы галовы ў неба…». Основные работы теперь продолжались в гумне, в «асецi» и на мельнице.
Именно с этого дня начинался «адлiк» уже другой поры года, и не зря говорили так: «Другi святок — восень, браток».
Праздник совпадает с периодом осеннего равноденствия, идет уже другое время, хлопцы присматриваются к девчатам, а «цёткi i кумы» расспрашивают про ту или иную «дзяўчыну», приходит время сватовства и осенних свадеб.
Холода, особенно ночью и утром, все больше давали знать о себе. 22 сентября идет Аспасов день, в народе он считается днем второй встречи осени, или «Асянiнамi». И как верно замечено: «Асянiны прайшлi — то развiтайся з цяплом».
А еще в это время начинается одна очень важная работа — самая пора «капаць бульбу». С точки зрения технологии все это проходило по-разному, как говорят у нас, «i пад каня, i пад лапату». С самых давних пор такие большие по объему работы проводились «талакой». На толоку приглашали родственников, свояков, соседей, односельчан. И никогда у нас не забывали про тех, кому не очень сладко живется, кто нуждается в помощи больше других: вдов, стариков, инвалидов, где случилась беда и заболел «гаспадар».
18 сентября — день, когда почитаются пророк Захарий и его жена, преподобная Елисавета — родители Иоанна Предтечи, скрывавшие своего сына во время уничтожения младенцев по приказу царя Ирода. В этот день в прежние времена уделяли особое внимание женщинам, ожидающим ребенка, вот как раньше говорили о таком их состоянии: «яна цяжарная». Именно для них специально заготавливали вишневый сок, который часто упоминается в наших «радзiнных» песнях, а он, как известно, повышает гемоглобин и, выходит, просто необходим женщинам в таком положении.
На 19 сентября приходится день Михайлов, с очень интересным народным названием «Цуда». Дело в том, что когда-то архистратиг Михаил сотворил чудо, ударив своим жезлом о каменную гору, и таким образом отвел сильнейший и бурлящий поток воды от храма Божьего. По обычаю в этот день работ не начинают, однако в некоторых случаях в каждодневной круговерти люди забывают об этом, но, как говорят в народе, «невядомасць грэху не чынiць».
21 сентября отмечается Рождество Пресвятой Богородицы. В народе у этого дня были и свои названия — «Малая Прачыстая», «Спажа». И то, что ассоциировалось с «маёмасным станам» в хозяйстве для этого времени: «Багач» как самая точная и верная характеристика объема всего, что выращено большими трудами, что стало запасами и выручит в трудную зимнюю пору. В жизни людей, занятых земледелием, это время считается самым счастливым, когда у всех на столе есть хлеб, оттого что потрудились и «…скiрды на полi стаялi шырока, як князi, падняўшы галовы ў неба…». Основные работы теперь продолжались в гумне, в «асецi» и на мельнице.
Именно с этого дня начинался «адлiк» уже другой поры года, и не зря говорили так: «Другi святок — восень, браток».
Праздник совпадает с периодом осеннего равноденствия, идет уже другое время, хлопцы присматриваются к девчатам, а «цёткi i кумы» расспрашивают про ту или иную «дзяўчыну», приходит время сватовства и осенних свадеб.
Холода, особенно ночью и утром, все больше давали знать о себе. 22 сентября идет Аспасов день, в народе он считается днем второй встречи осени, или «Асянiнамi». И как верно замечено: «Асянiны прайшлi — то развiтайся з цяплом».