В Беларуси появилась федерация беспилотной авиации, которая предлагает больше использовать дроны в коммерческих целях
03.05.2017 22:24:48
Множество привычных сегодня и даже незаменимых в обычной жизни технологий «демобилизовалось» из военной промышленности — от микроволновых печей до интернета и системы GPS. Разработки под строгим грифом «Секретно» на гражданке нашли применение не только в быту, но и в коммерческих целях, создавая порой новые направления бизнеса. Побочные продукты военных исследований по–прежнему проникают в нашу жизнь, один из последних примеров — беспилотные летательные аппараты. Они создавались ради высокой миссии уменьшить риски для пилотов в горячих точках, а в мирной версии воспринимаются многими не иначе как забавные игрушки, которые можно потехи ради позапускать на пикнике в парке. Особенно в нашей стране, где дроны пока не приносят значимого коммерческого эффекта. Хотя во многих странах ЕС и особенно США они используются для обследования инженерных сетей и коммуникаций, сбора различной информации для анализа и даже как курьеры. Ликвидировать это отставание намерена созданная меньше двух месяцев назад Белорусская федерация беспилотной авиации. В ее рядах уже более 100 участников!
С хобби–ипостасью дронов у энтузиастов в нашей стране особых загвоздок нет. Запустить их на радость собравшимся удастся без юридических проволочек и многоступенчатых согласований — это устанавливает Указ № 81 «Об использовании авиамоделей». Да, дроны таким образом приравниваются к авиамоделям, и для их полета в пределах правового поля достаточно соблюдать две простые вещи: аппарат должен находиться в пределах видимости и не подниматься выше 100 метров. Разумеется, запрещено также летать над запретными зонами, полный список которых доступен на сайте Министерства обороны. Но вряд ли у авиалюбителей возникнут вопросы, почему не стоит запускать дрон в границах аэропорта, когда даже птица может повредить взлетающий самолет, не говоря уже о полукилограммовой механической конструкции. Но вот с коммерческим использованием беспилотников вопросы по–прежнему остаются, потому в том числе и была создана Белорусская федерация беспилотной авиации, рассказывает заместитель ее председателя Глеб Бондарик:
— Идея создания федерации пришла к нам летом, когда мы поняли, что вокруг беспилотных систем есть много проблем. Сразу после регистрации мы начали сотрудничество с государственными органами, которые регулируют использование дронов, и считаю, нам удалось начать разумный диалог. Мы поддерживаем разумные правила использования беспилотных систем, они реально нужны экономике страны — от аэрофотосъемки до сельского хозяйства и анализа газовых магистралей. Гораздо удобнее и экономически эффективнее многие виды работ проводить с помощью беспилотников, но здесь мы наблюдаем правовой вакуум. Проблема в том, что в основном документе для гражданских пользователей — Указе № 81 — содержится радикальное ограничение: он не позволяет заниматься коммерческой деятельностью. На наш взгляд, нужно создать четкую градацию беспилотных систем, которые могут применять гражданские лица. И до определенных тактико–технических, весогабаритных характеристик оставить этой технике льготные условия для получения разрешений, сертификации, что даст возможность приобретать ее на законных основаниях и использовать по своему усмотрению. Условно говоря, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель фотограф платит налоги и может запускать купленный дрон, соблюдая все требования, — в пределах видимости, до 100 метров в высоту и снимать какие–то сюжеты, не нарушая никакие законы и принося доход в бюджет страны. Пока же такие энтузиасты попадают под категорию «опытной эксплуатации», тянущую за собой множество согласований, которые человеку на старте какого–либо проекта очень сложно преодолеть.
Управляются коптеры (еще одно название беспилотников) по радиоканалу, и его максимальная мощность также регулируется, нынешний предел — 10 мВт. Однако многие модели используют большую мощность сигнала, что ограничивает ввоз современной техники. И Белорусская федерация беспилотной авиации уже обратилась в Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» с предложением по повышению лимита до 100 мВт. Позиция предприятия на данный момент: принципиальных преград для поднятия планки мощности нет, в ближайшее время может быть принято официальное решение. В перспективе такие устройства можно будет эксплуатировать без разрешения РУП «БелГИЭ», не будут они и подлежать регистрации, а значит, расширится перспективный парк коптеров для коммерческого использования. Более мощные устройства позволят использовать также современное «навесное», более тяжелое оборудование вроде профессиональных камер, измерительных приборов. Причем дроны постоянно расширяют поле своего использования. Скажем, в прошлом году один из коммерческих банков страны использовал коптер... для инкассации. Беспилотник перевез сумму, разумеется, символическую, ведь акция скорее задумывалась как имиджевая, из одной части города в другую. Но если сегодня речь о необычной рекламе банка, то завтра такой вариант уже вполне может заменить обычную инкассацию на машине и с охранниками, потому как ресурсов и времени уходит куда меньше. И это лишь один из многих перспективных способов использования дронов, уверен начальник управления информационной политики Белгазпромбанка Алексей Федоринчик:
— Бизнес всегда заинтересован в том, чтобы развивать технологии, способствующие снижению издержек, в том числе логистических. И эксперимент по использованию беспилотника для инкассации прошел достаточно успешно. Если вопрос будет урегулирован с правовой точки зрения, то это откроет возможность для инвестиций и различных партнерских проектов. Живой пример: для мониторинга в Европе электросетей в труднодоступных местах у граждан просто заказываются дроны с соответствующим оборудованием — тепловизорами, другими приборами. По сути, речь идет об аутсорсинге, то есть не нужно даже в собственном парке энергетической компании держать нужное количество дронов. Но там разрешено использовать беспилотники в таком качестве. И если мы сможем модернизировать наше законодательство, то тоже увидим однозначную экономию. И главный вопрос не столько в деньгах, сколько в большей скорости исполнения работы с помощью беспилотников.
Кстати, понятие «труднодоступные участки» для дрона воспринимается совсем по–другому. Скажем, если нужно обследовать участок в глубине леса, куда добраться можно не на каждом внедорожнике, то гораздо удобнее будет сделать это с помощью парящей в воздухе машины, управляемой дистанционно. Вопрос и в большей безопасности находящегося за пару десятков метров оператора, если говорить об обследовании инженерных сетей вроде высоковольтных линий электропередачи или газовых трубопроводов. Изобретать велосипед здесь не нужно, значительный опыт наработан за рубежом. Остается его грамотно перенять.
О том, что дроны — не технологичная игрушка, а вполне себе коммерческий инструмент, говорит не только западный опыт, но и реально действующие отечественные разработки. Например, стартапа OneSoil, где используется сразу несколько знаковых новинок — и дроны, и технология больших данных, то есть анализ огромных, накопленных зачастую за десятилетия, массивов информации, который помогает оптимизировать различные процессы. В данном случае речь о внесении удобрений и регулировании количества семян во время сева. Разработка рассчитана на нужды сельского хозяйства и сокращает расходы на содержание полей — после подсказок от OneSoil на одной и той же площади фермеры могли использовать до 35% меньше удобрений, получая неизменный по объему урожай. И аэросъемка с квадрокоптеров зачастую необходима для всеобъемлющего анализа, уточняет сооснователь стартапа OneSoil Вячеслав Мазай:
— В своей работе мы в основном полагаемся на спутниковые съемки местности и зачастую многолетние записи, которые ведут фермеры. Но порой съемка с беспилотников — самый оптимальный и экономичный вариант. Вообще, если посмотреть на структуру выданных в США лицензий на использование дронов, то более 80% из них приходятся именно на фермеров — все активнее в сельском хозяйстве используются дроны для сбора данных о посевах и полях. Наш анализ за счет, например, поиска площадей, которые из–за геометрии поля или других факторов удобряются дважды, позволяет не только реально экономить удобрения, но и получать более экологичную продукцию, что также сегодня очень важно.
OneSoil уже предлагает свои услуги не только в Беларуси, но и за границей.
С хобби–ипостасью дронов у энтузиастов в нашей стране особых загвоздок нет. Запустить их на радость собравшимся удастся без юридических проволочек и многоступенчатых согласований — это устанавливает Указ № 81 «Об использовании авиамоделей». Да, дроны таким образом приравниваются к авиамоделям, и для их полета в пределах правового поля достаточно соблюдать две простые вещи: аппарат должен находиться в пределах видимости и не подниматься выше 100 метров. Разумеется, запрещено также летать над запретными зонами, полный список которых доступен на сайте Министерства обороны. Но вряд ли у авиалюбителей возникнут вопросы, почему не стоит запускать дрон в границах аэропорта, когда даже птица может повредить взлетающий самолет, не говоря уже о полукилограммовой механической конструкции. Но вот с коммерческим использованием беспилотников вопросы по–прежнему остаются, потому в том числе и была создана Белорусская федерация беспилотной авиации, рассказывает заместитель ее председателя Глеб Бондарик:
— Идея создания федерации пришла к нам летом, когда мы поняли, что вокруг беспилотных систем есть много проблем. Сразу после регистрации мы начали сотрудничество с государственными органами, которые регулируют использование дронов, и считаю, нам удалось начать разумный диалог. Мы поддерживаем разумные правила использования беспилотных систем, они реально нужны экономике страны — от аэрофотосъемки до сельского хозяйства и анализа газовых магистралей. Гораздо удобнее и экономически эффективнее многие виды работ проводить с помощью беспилотников, но здесь мы наблюдаем правовой вакуум. Проблема в том, что в основном документе для гражданских пользователей — Указе № 81 — содержится радикальное ограничение: он не позволяет заниматься коммерческой деятельностью. На наш взгляд, нужно создать четкую градацию беспилотных систем, которые могут применять гражданские лица. И до определенных тактико–технических, весогабаритных характеристик оставить этой технике льготные условия для получения разрешений, сертификации, что даст возможность приобретать ее на законных основаниях и использовать по своему усмотрению. Условно говоря, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель фотограф платит налоги и может запускать купленный дрон, соблюдая все требования, — в пределах видимости, до 100 метров в высоту и снимать какие–то сюжеты, не нарушая никакие законы и принося доход в бюджет страны. Пока же такие энтузиасты попадают под категорию «опытной эксплуатации», тянущую за собой множество согласований, которые человеку на старте какого–либо проекта очень сложно преодолеть.
Управляются коптеры (еще одно название беспилотников) по радиоканалу, и его максимальная мощность также регулируется, нынешний предел — 10 мВт. Однако многие модели используют большую мощность сигнала, что ограничивает ввоз современной техники. И Белорусская федерация беспилотной авиации уже обратилась в Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» с предложением по повышению лимита до 100 мВт. Позиция предприятия на данный момент: принципиальных преград для поднятия планки мощности нет, в ближайшее время может быть принято официальное решение. В перспективе такие устройства можно будет эксплуатировать без разрешения РУП «БелГИЭ», не будут они и подлежать регистрации, а значит, расширится перспективный парк коптеров для коммерческого использования. Более мощные устройства позволят использовать также современное «навесное», более тяжелое оборудование вроде профессиональных камер, измерительных приборов. Причем дроны постоянно расширяют поле своего использования. Скажем, в прошлом году один из коммерческих банков страны использовал коптер... для инкассации. Беспилотник перевез сумму, разумеется, символическую, ведь акция скорее задумывалась как имиджевая, из одной части города в другую. Но если сегодня речь о необычной рекламе банка, то завтра такой вариант уже вполне может заменить обычную инкассацию на машине и с охранниками, потому как ресурсов и времени уходит куда меньше. И это лишь один из многих перспективных способов использования дронов, уверен начальник управления информационной политики Белгазпромбанка Алексей Федоринчик:
— Бизнес всегда заинтересован в том, чтобы развивать технологии, способствующие снижению издержек, в том числе логистических. И эксперимент по использованию беспилотника для инкассации прошел достаточно успешно. Если вопрос будет урегулирован с правовой точки зрения, то это откроет возможность для инвестиций и различных партнерских проектов. Живой пример: для мониторинга в Европе электросетей в труднодоступных местах у граждан просто заказываются дроны с соответствующим оборудованием — тепловизорами, другими приборами. По сути, речь идет об аутсорсинге, то есть не нужно даже в собственном парке энергетической компании держать нужное количество дронов. Но там разрешено использовать беспилотники в таком качестве. И если мы сможем модернизировать наше законодательство, то тоже увидим однозначную экономию. И главный вопрос не столько в деньгах, сколько в большей скорости исполнения работы с помощью беспилотников.
Кстати, понятие «труднодоступные участки» для дрона воспринимается совсем по–другому. Скажем, если нужно обследовать участок в глубине леса, куда добраться можно не на каждом внедорожнике, то гораздо удобнее будет сделать это с помощью парящей в воздухе машины, управляемой дистанционно. Вопрос и в большей безопасности находящегося за пару десятков метров оператора, если говорить об обследовании инженерных сетей вроде высоковольтных линий электропередачи или газовых трубопроводов. Изобретать велосипед здесь не нужно, значительный опыт наработан за рубежом. Остается его грамотно перенять.
Коптер и пашет, и сеет
О том, что дроны — не технологичная игрушка, а вполне себе коммерческий инструмент, говорит не только западный опыт, но и реально действующие отечественные разработки. Например, стартапа OneSoil, где используется сразу несколько знаковых новинок — и дроны, и технология больших данных, то есть анализ огромных, накопленных зачастую за десятилетия, массивов информации, который помогает оптимизировать различные процессы. В данном случае речь о внесении удобрений и регулировании количества семян во время сева. Разработка рассчитана на нужды сельского хозяйства и сокращает расходы на содержание полей — после подсказок от OneSoil на одной и той же площади фермеры могли использовать до 35% меньше удобрений, получая неизменный по объему урожай. И аэросъемка с квадрокоптеров зачастую необходима для всеобъемлющего анализа, уточняет сооснователь стартапа OneSoil Вячеслав Мазай:
— В своей работе мы в основном полагаемся на спутниковые съемки местности и зачастую многолетние записи, которые ведут фермеры. Но порой съемка с беспилотников — самый оптимальный и экономичный вариант. Вообще, если посмотреть на структуру выданных в США лицензий на использование дронов, то более 80% из них приходятся именно на фермеров — все активнее в сельском хозяйстве используются дроны для сбора данных о посевах и полях. Наш анализ за счет, например, поиска площадей, которые из–за геометрии поля или других факторов удобряются дважды, позволяет не только реально экономить удобрения, но и получать более экологичную продукцию, что также сегодня очень важно.
OneSoil уже предлагает свои услуги не только в Беларуси, но и за границей.