Художницы Национального банка — о белорусских памятных монетах, их уникальности, наградах на международных конкурсах и поиске национальных образов
17.08.2020 22:52:00
Вероника МАЛЫЩИЦ
Привычные в быту вещи порой оказываются весьма занимательными. Передавая кассиру деньги за продукты, подкинув музыканту в переходе пару рублей в футляр от скрипки, находя в зимней куртке забытую монетку, не задумываешься, что несет в себе этот маленький кусочек металла. На реверсе белорусских 1, 2 и 5 копеек размещен орнамент богатства и достатка, на 10, 20 и 50 копейках — «Дерево жизни».
Дизайн для памятных монет разрабатывают три художницы Национального банка — Светлана НЕКРАСОВА, Оксана НОВОСЕЛОВА (на фото ) и Светлана ЗАСКЕВИЧ.
Нумизматика открывает свои двери лишь тем, кто способен зреть в глубину. С помощью монет можно рассказать об исторических событиях, спортивных достижениях, значимых датах и даже спасти природу. Разумеется, речь о памятных монетах. Их с 1996 года выпускает Национальный банк Беларуси. «Р» побывала в кузнице идей — у художников, создающих дизайн памятных монет. И узнала, почему они уникальны, как устроен процесс их выпуска и о многом другом.
Творческая мастерская
Попасть в Центральное хранилище Нацбанка, где над памятными монетами трудятся художники, непросто. Чтобы получить пропуск, мы с фотографом заранее предоставили паспортные данные, а также модель и серийный номер фототехники. В пропуске есть графа «прибыл» и «убыл», где нужно отметить время и поставить подпись руководства. Поднимаясь по лестнице в главное управление наличного денежного обращения, с улыбкой отмечаю: охраняют наших художниц как настоящее сокровище.
Просторное помещение, компьютеры, большие электронные планшеты для рисования, эскизы рисунков на стенах, стопки книг и журналов, репродукции икон, карандаши, кисти, монеты в пластмассовых футлярах, рекламные листовки… Здесь творят три наши героини — Светлана Некрасова, Оксана Новоселова и Светлана Заскевич. Разговор решили начать с истории и ликбеза.
Традиция выпуска памятных монет глубоко историческая и берет свое начало в Древней Греции. Кстати, первая римская памятная монета свидетельствовала о гибели флота Марка Антония в сражении при Акциуме в 31 году до н. э.
— Рождение, крещение, коронация, свадьба — сюжеты для памятных монет прошлых столетий. Посвящали их историческим личностям. Тогда на монете писали на латыни «лучший» и «великий». Была традиция: первые монеты, которые чеканили из сырья нового рудника, считать памятниками его открытия. Памятные монеты и по сей день выпускаются к юбилейным датам. Первая юбилейная монета СССР посвящена 20-летию Победы во Второй мировой войне с изображением монумента «Воин-освободитель». Подарочные, или донативные, монеты приобрели популярность во времена царской империи. Вообще, коллекционные монеты выпускаются небольшими тиражами для хранения и тезаврации, то есть создания золотого запаса страны, — посвящает в тему Светлана Некрасова.
При создании эскизов используются разные технологии.
Национальный банк выпускает памятные монеты в соответствии с правилами и положениями, которые разрабатывались в самом начале этой деятельности — в 1996 году. Тематические направления выбирались исходя из предложений белорусских организаций — Национальной академии наук, олимпийского комитета и так далее. Кроме того, проводился анализ внутреннего и внешнего рынков. Тематика определяет функции памятных монет. «Беларусь и мировое сообщество» — представить страну на международной арене и отразить значимые мировые события, «История и культура Беларуси» — сохранить культурное наследие, популяризировать его, создать преемственность поколений. Светлана Некрасова приводит пример: белорусы сейчас активно используют орнаментику в оформлении города, дизайнерских решениях, одежде, украшениях. В начале 2000-х орнамент появлялся исключительно на памятных монетах.
Тематика спорта — традиционная для памятных монет — также была выбрана. Спорту и здоровому образу жизни в Беларуси уделяется особенное внимание. Отражается в монетах и тема защиты окружающей среды — вечная и важная, которая набирает популярность с каждым годом. За 24 года выпущено более 50 наименований монет, где размещены заказники и заповедники, разнообразие флоры и фауны, в том числе занесенных в Красную книгу.
Высокая планка
Первая памятная монета в Беларуси выпущена 27 декабря 1996 года и посвящена 50-летию Организации Объединенных Наций. Тематика выбрана не случайно. Для Беларуси, одной из стран — учредительниц ООН, это было значимое событие. В то же время Беларусь тогда только стала молодым независимым государством. Выпуск монеты произошел в рамках международной монетной программы, которая реализовывалась в 1995—1999 годах.
Художницы демонстрируют монету — на ней надпись «Нацыі, аб'яднаныя за мір 1945—1995», орнамент, а в центре — карта Беларуси, над которой изображен силуэт летящего аиста, его крыло как бы сливается с картой. Она выполнена в серебре, золоте, медно-никелевом сплаве. Дизайн разработан белорусскими художниками Александром Зименко и Дмитрием Белицким.
К слову, концепция и традиция, заложенные в первой памятной монете, продолжаются по сей день. Так, они выполняются в качестве «пруф» — их поверхность такая выразительная и чистая, что под определенным углом можно увидеть свое отражение.
Характерная черта белорусских памятных монет — позитивный посыл. Тематика добра в идеологии их выпуска основополагающая. Часто художники сталкиваются с непростыми вопросами: как рассказать об историческом событии нейтрально и подобрать подходящие образы?
По характеру проектирования белорусские памятные монеты художественные, символичные, концептуальные, носят медальную традицию. И у них есть узнаваемость во всем мире.
Дольше смотришь — больше видишь
На вопросе, как оценить 25-летнюю историю выпуска памятных монет Нацбанком, художницы задумываются…
Художницы, не теряя времени, решают показать свои любимые дизайны и рассказывают, как изменились подходы и технологии. Светлана Некрасова отмечает свою серию с исторической тематикой «Слуцкие пояса». От идеи до реализации проекту повезло: он получил необходимую поддержку как со стороны руководства банка, так и со стороны национальных музеев.
Национальный банк взял за правило работать совместно со специалистами в той или иной области. Они, основываясь на научных материалах, дают художникам консультации и вместе работают над содержанием и его воплощением. Одним из самых успешных опытов сотрудничества Светлана называет работу с ведущим научным сотрудником исторического музея Ириной Зварико. Она разработала научную концепцию выпуска серии «Путь Скорины», а также помогала при создании серии «Слуцких поясов».
Дизайн серии, получившей наибольшее признание в стране и мире, «Праздники и обряды Беларуси», разработала Светлана Заскевич с 2004 по 2008 год. Купалье, Коляды, Пасха, Богач, Масленица, Троица, Спас и Деды. Восьмиконечная звезда, находящаяся на аверсе монеты, символизирует собой годовое колесо праздников белорусского народного календаря. Кстати, в монеты вставлены кристаллы, цвет которых подобран под тематику: синий для Коляд, желтый для Масленицы и так далее.
Награды и признание
Первое признание белорусских памятных монет на мировой арене сразу же было высочайшим. Впервые на международный конкурс они выставлены в 2005 году. Тогда удалось широко заявить о Беларуси как об уникальной стране.
— Спектакль «Страсти» («Рогнеда») после показа в Париже был удостоен в 1996 году балетного «Оскара» — международной премии Benois de la danse. Мы же получили монетный «Оскар». На конкурсе американского агентства новостей «Уорлд Коин Ньюз» и издательского дома «Краузе Пабликейшнс» высший титул «Монета года — 2005», присуждаемый за первое место среди победителей в десяти номинациях, завоевала серебряная памятная монета «Белорусский балет», победившая также в номинации «Монета с лучшим художественным решением», — рассказывает Светлана Заскевич. Именно она разработала дизайн монеты.
Всего с 2005 года Национальный банк получил 40 наград и премий в разных номинациях. На конкурсе «Монетное созвездие» в Санкт-Петербурге в 2008-м монета «Легенда об аисте» заняла первое место в номинации «Серебряная монета года», а монета «Легенда о кукушке» — второе место в номинации «Монета года» в 2009 году.
— Серия «Белорусские народные легенды» состоит из семи монет с изображениями главных персонажей белорусских этнологических легенд — аиста, кукушки, жаворонка, черепахи, медведя, снегиря и пчелы. Символика времени, пространства, передача традиций от старшего поколения к младшему отражена в монетах, — рассказывает Оксана о своей лучшей работе.
Идея и чеканочный станок
Мне, как и читателям, не терпится узнать, как же создаются памятные монеты. Художницы шутят: рождение монеты почти как рождение ребенка. Девять месяцев необходимо от момента появления эскиза до физического воплощения.
План по выходу памятных монет утверждается Национальным банком ежегодно в конце лета. Предложения по тематикам вносят Академия наук, музеи Беларуси, общественные организации и другие. Вообще, предложение может прислать любой заинтересованный, но с оговоркой — у темы должен быть идеологический и коммерческий потенциал.
— Наша задача ведь и продать монету. Мы несем определенные траты и должны обеспечить окупаемость, поэтому анализируем спрос на внутреннем и внешнем рынках, возможности потребителей, их платежеспособность. Поэтому и количество наименований монет, выпускаемых в год, меняется. Например, в 2008-м 20 наименований памятных монет, в этом году — 13, — рассказывает заместитель начальника главного управления — начальник управления Роман Титов.
Творческая работа начинается со знакомства с темой, сбора материала, разработки концептуальных направлений и идеи. Их может быть несколько, порой и больше 15. А иногда, признаются художники, темы бывают сложные. В таком случае стараются найти аргументы для себя, чтобы вывести результат на высочайший уровень.
— Когда работаешь над эскизом, нужно думать сразу о нескольких составляющих — размер, металл монеты. Нам помогает 15-летний опыт в Национальном банке, а также достойное образование, которое получили в академии искусств. Программа обучения позволяет заниматься дизайн-проектированием в любой сфере, — рассказывает Светлана Некрасова.
После того как эскиз создан, он утверждается авторами научной разработки, рабочей группой по выпуску памятных монет Национального банка и заместителем председателя Правления.
На основе эскиза разрабатывается гипсовая модель от 20 до 30 сантиметров в диаметре — вручную или в электронном виде. Первый вариант трудоемкий и долгий. Переделать одну деталь, поправить линию, передвинуть что-нибудь правее или левее — значит переливать новый гипс. Но именно эта технология, утверждают художницы, позволяет сделать идею живой. И это отражается на результате.
После утверждения гипсовую модель сканируют лазером, делается ее электронная версия. В специальной программе готовится чеканочный инструмент для создания штемпеля, чтобы отчеканить пробный образец. Инструмент дорабатывается мастером-гравером вручную.
— Цена монет высока не только из-за стоимости драгметалла, но и кропотливой работы множества людей. На каждой стадии создания монеты человеческий труд невозможно переоценить, — делает ремарку Роман Валентинович.
Когда готов инструмент и специальная металлическая заготовка на прессах, которые выдерживают высокое давление, поштучно чеканятся монеты. Их упаковывают в капсулы и доставляют в Беларусь, проводя таможенные процедуры.
Монетный аутсорсинг
— В Беларуси нет собственного монетного двора. В этом есть и плюсы, и минусы. В целом это критически дорогое удовольствие. Однако преимущество в том, что мы можем выбирать любые существующие в мире технологии. Помимо классической технологии «пруф», дающей благородную серебристость, используем оксидирование. Тогда монета выглядит старинной. Например, сочетание этих технологий есть в монете «Белорусская железная дорога. 150 лет».
— Моя самая первая монета — «Велоспорт». В монете использовала технологию голограммы. Если смотреть на колесо велосипеда под разным углом, есть иллюзия движения, — рассказывает Оксана Новоселова.
Кроме того, в монеты вставляют различные кристаллы и камни, как, к примеру, в серии «Знаки Зодиака». Девушки показывают монету, посвященную Игнату Домейко, в которую вставлен камень циркон. Также есть возможность экспериментировать с формой. Сейчас Оксана Новоселова работает над вогнутой монетой!
— С казахстанским, литовским и польским монетными дворами в последнее время работаем чаще всего. Но выбор изготовителя в любом случае осуществляется на тендерной основе. Для нас как финансовой структуры важно соотношение цены и качества, — отмечает Роман Валентинович.
Умные инвестиции
— Известно, что в начале 2000-х значительно увеличился объем продаж памятных монет. С чем это связано? — интересуюсь у него.
— Спрос пошел вверх, когда после 1990-х годов стабилизировалась экономическая ситуация, повысилась платежеспособность населения. В целом произошел подъем мирового рынка памятных монет, покупка которых является средством вложения денег и их сохранения. Рынок развивается по-своему и привязан к стоимости драгоценных металлов. В начале 2000-х памятные монеты были значительно доступнее для населения. В 2008 году финансовый кризис не мог не отразиться и на Беларуси. Тогда мы выпускали меньше наименований в год, но сделали упор на качество. И попробовали себя в разных областях.
С 1 августа 2013 года Национальный банк впервые выпустил в обращение инвестиционную монету — «Славянка». Такие монеты выпускают в основном золотодобывающие страны. Современная ситуация позволяет рынку меняться, использовать интеллектуальную методику продаж. Монета была ориентирована в том числе и на российский рынок. Слово Светлане Некрасовой:
— Это золотая монета. В центре реверса — рельефное изображение портрета молодой славянки с младенцем на руках, по бокам две райские птички — древнеславянские символы восхода и захода Солнца, характеризующие цикличность, преемственность. Монета свидетельствует, что материнство, семья, добро, продолжение рода — общечеловеческие ценности. Не зря и символика взята нейтральная, с периода до раздела на католичество и православие. Это была серьезная заявка, но оправданная — интерес к монете зашкаливал.
Продолжение следует
— Банковская система достаточно структурированная и четкая. При этом творческие люди в лице наших художников чувствуют себя в ней свободно. Руководство, понимая важность их работы, придерживается прогрессивных взглядов, — говорит Роман Валентинович.
Высококачественное и дорогостоящее оборудование, визиты на монетные дворы, рабочие командировки для сбора информации и проработки концепции — все это в их распоряжении.
— За темы мы не деремся, — улыбается Светлана. — Учитываются скорее индивидуальные качества, специализация и интерес к теме каждой из нас. Теперь мы интуитивно понимаем, кто лучше сделает ту или иную памятную монету, используя свой неповторимый язык.
malyshchyts@sb.by