Если и нужен слуцким деревням прямой автобус в Солигорск, проблему поможет решить сельсовет
16.05.2020 11:11:28
Наталья ОСТАПЧУК
ПИСЬМО 78-летнего Ивана Башуры из Солигорска начиналось без оптимизма: «Дорога в один конец». Он заступился за дачников-земляков и жителей слуцких деревень Гуляево, Паничи, Исерно, Нежевка, Працевичи, Великая Слива. Суть в том, что сельчане живут ровненько между Слуцком и Солигорском. Доехать до своего райцентра не вопрос, а вот проведать родню в городе шахтеров сложнее. Прямой рейс через эти деревни есть, но цитирую: «…в Солигорск приезжаешь к пяти вечера. Назад напрямую только через сутки. А ехать с ночевкой не всем позволяет работа и здоровье. В 5.35 из Солигорска в слуцком направлении до Залесья, крайней точки Солигорского района, идет автобус, разворачивается — и обратно в город. Почему бы не продлить хотя бы в субботу и воскресенье маршрут на 8 километров на территорию соседнего района до слуцкой деревни Великая Слива? Солигорские дачники смогут приехать в родительские хаты. А слуцкие сельчане в выходной без крюка через райцентр доберутся до родни, в магазины, аптеку, на базар в Солигорск».
Вернулся к теме в дачный сезон
К письму в «СГ» Иван Башура приложил ответ из Минского облисполкома, полученный в августе прошлого года. Оказывается, прямые утренние рейсы Солигорск — Слуцк через деревни, которые называл читатель, были. Их отменили в 2011 году, чтобы сократить убытки автопарка, а соцстандарты по транспортному обслуживанию и так перевыполнялись. На вопрос Ивана Башуры, почему бы не продлить утренний рейс до слуцких деревень, отвечали: «Не представляется возможным. Автобус, вернувшись в Солигорск, едет по другим маршрутам своего района».
К транспортному вопросу облисполком предложил вернуться в апреле 2020 года, когда будут вводить сезонное расписание на дачный период. Это и подстегнуло пенсионера снова поднять тему через газету.
Пляшем от соцстандартов
Собрать воедино детали пазла, чтобы увидеть полную картину и найти ответ на читательское «почему бы не дотянуть рейс до Великой Сливы?», согласились председатель Исернского сельисполкома Сергей Вишневский (о его деревнях речь), директор филиала «Автобусный парк № 2» г. Слуцка ОАО «Миноблавтотранс» Николай Валетко, заместитель директора государственного предприятия «Миноблпассажиртранс» Вадим Дылько.
Как выяснилось, дело не в чьей-то прихоти, а в соцстандартах. Они завязаны на районах, их суть: связать даже малые деревушки с райцентром, чтобы сельчане могли справки собрать, зубы полечить или, скажем, попасть в аптеку, банк, на базар…
По нормативам через деревню с 20—50 жителями в неделю должно проходить 4 рейса. Если больше 50 человек — 8, если это центр сельсовета — 16. В агрогородок, где больше тысячи жителей, в неделю должно заходить 28 автобусов. Причем в трех километрах от каждого населенного пункта, где живет минимум 20 человек, должен быть остановочный пункт — автобуса, электрички, да хоть речная пассажирская пристань. Для любого райисполкома, который выступает заказчиком пассажирских перевозок, эти нормативы — святое. И будь обязательные рейсы хоть сто раз убыточными (транспорт общего пользования априори не дает прибыли), их будут дотировать из районного бюджета.
Так что вполне объяснимо, почему утренний солигорский автобус доезжает до крайней деревни своего района и разворачивается.
Маршруты приказали долго жить
По словам председателя Исернского сельисполкома Сергея Вишневского, сельчане ездят по своим вопросам и в Слуцк, и в Солигорск, до которых 16—18 километров. В Солигорск даже чаще, чем в райцентр: город крупнее, перспектив в плане работы, условий жизни больше, у многих дети перебрались туда. В выходные или во время отпуска приезжают проведать родителей, посадить огород, отдохнуть от городской суеты. Но в сельсовет еще никто с просьбой продлить утренний рейс из Солигорска в эти деревни и обратно не приходил. «А если и продлят, — предполагает Сергей Вишневский, — автобус пустой будет. Сейчас почти в каждом дворе машина. Да и многие школьники (они чаще других ездят на автобусах) в связи с коронавирусом сидят дома».
Директор филиала «Автобусный парк № 2» г. Слуцка ОАО «Миноблавтотранс» Николай Валетко не скрывает, что месяц назад пассажиропоток упал на треть, а сегодня и вовсе автобусы ходят полупустые:
— Люди, особенно пожилые, берегут себя, и это правильно. Но и нам непросто, многие регулярные рейсы на этот сложный период перестали действовать. А вы говорите о продлении маршрута.
Многие деревни Минщины с 400 жителями прямым сообщением с другим райцентром похвастаться не могут. А в слуцкую Великую Сливу из Солигорска, подтвердили в автокассе, за 2 рубля с копейками можно ежедневно доехать, равно как и обратно. Не подходит время прямого автобуса? Как вариант, в любое время из Солигорска можно доехать до Слуцка (сообщение между городами отличное). А из Слуцка в Великую Сливу каждый день курсируют 4 автобуса. Вернемся к соцстандартам: в деревни с числом жителей 50 плюс (к этой категории относится Великая Слива) должно ходить 8 рейсов в неделю. Ходит 56. Разве плохо?
Транспортная карта живая
Не исключаю, что слуцким деревням утренний автобус до Солигорска в субботу и воскресенье действительно нужен. Но полторы тысячи сельчан не опросишь. Да и любой из них может сказать: «Да, нужен, пусть ходит, в деревне живее будет». Ничего, что у самого машина во дворе? Главное — расходы не из моего кармана? Специальные методики, которые помогают выявить реальную потребность в дополнительном транспортном сообщении, есть у областного оператора автомобильных перевозок — «Миноблпассажиртранса». Только за два года своего существования он наладил более 50 маршрутов, в которых нуждались люди.
— Приезжаем в деревню по жалобе одного человека, а нас встречают 100 жителей, — рассказывает про рабочие моменты заместитель директора Вадим Дылько. — И если нам удается пустить автобус или частную маршрутку, люди довольны. Последние примеры: частные перевозчики (таких в регионе около сотни) связали Свислочь и Голоцк, Дудичи и Сергеевичи в Пуховичском районе. Транспорт общего пользования дотируется, а вот частники — нет. Поэтому, когда разыгрываем лот, в нем могут быть сразу два маршрута. Один убыточный, зато второй позволит окупить все затраты. Если частник разъездится, то дело идет в плюс в обоих направлениях.
В этом году в «Миноблпассажиртранс» пришла первая благодарность из Жодино. Люди приятно удивлены: можно прийти на остановку ко времени по расписанию и уехать, а не гадать, будет автобус или нет. Правда, этому предшествовала скрупулезная работа вместе с облавтотрансом, предприятиями, школами города, общественностью. Вы знали, читатели, что после рабочей смены в 16 часов часть кузнечного цеха БелАЗа едет по домам на «единице» (автобусе), а часть принципиально вдоль трассы Р-53 ходит пешком? Этот факт учитывали, когда заново формировали транспортную сеть.
Так нужен утренний рейс до Великой Сливы или нет? Нередко требование одного человека расходится с мнением большинства местных жителей. И тут оператор работает с сельсоветом. Председатель знает все о людях — где работают, куда и как часто ездят. Поэтому если прямой утренний автобус до Солигорска слуцким деревням и нужен, то дорога сельчанам — к местной власти.
ostapchuk@sb.by
Рисунок Олега ПОПОВА.
Вернулся к теме в дачный сезон
К письму в «СГ» Иван Башура приложил ответ из Минского облисполкома, полученный в августе прошлого года. Оказывается, прямые утренние рейсы Солигорск — Слуцк через деревни, которые называл читатель, были. Их отменили в 2011 году, чтобы сократить убытки автопарка, а соцстандарты по транспортному обслуживанию и так перевыполнялись. На вопрос Ивана Башуры, почему бы не продлить утренний рейс до слуцких деревень, отвечали: «Не представляется возможным. Автобус, вернувшись в Солигорск, едет по другим маршрутам своего района».
К транспортному вопросу облисполком предложил вернуться в апреле 2020 года, когда будут вводить сезонное расписание на дачный период. Это и подстегнуло пенсионера снова поднять тему через газету.
Пляшем от соцстандартов
Собрать воедино детали пазла, чтобы увидеть полную картину и найти ответ на читательское «почему бы не дотянуть рейс до Великой Сливы?», согласились председатель Исернского сельисполкома Сергей Вишневский (о его деревнях речь), директор филиала «Автобусный парк № 2» г. Слуцка ОАО «Миноблавтотранс» Николай Валетко, заместитель директора государственного предприятия «Миноблпассажиртранс» Вадим Дылько.
Как выяснилось, дело не в чьей-то прихоти, а в соцстандартах. Они завязаны на районах, их суть: связать даже малые деревушки с райцентром, чтобы сельчане могли справки собрать, зубы полечить или, скажем, попасть в аптеку, банк, на базар…
По нормативам через деревню с 20—50 жителями в неделю должно проходить 4 рейса. Если больше 50 человек — 8, если это центр сельсовета — 16. В агрогородок, где больше тысячи жителей, в неделю должно заходить 28 автобусов. Причем в трех километрах от каждого населенного пункта, где живет минимум 20 человек, должен быть остановочный пункт — автобуса, электрички, да хоть речная пассажирская пристань. Для любого райисполкома, который выступает заказчиком пассажирских перевозок, эти нормативы — святое. И будь обязательные рейсы хоть сто раз убыточными (транспорт общего пользования априори не дает прибыли), их будут дотировать из районного бюджета.
Так что вполне объяснимо, почему утренний солигорский автобус доезжает до крайней деревни своего района и разворачивается.
Маршруты приказали долго жить
По словам председателя Исернского сельисполкома Сергея Вишневского, сельчане ездят по своим вопросам и в Слуцк, и в Солигорск, до которых 16—18 километров. В Солигорск даже чаще, чем в райцентр: город крупнее, перспектив в плане работы, условий жизни больше, у многих дети перебрались туда. В выходные или во время отпуска приезжают проведать родителей, посадить огород, отдохнуть от городской суеты. Но в сельсовет еще никто с просьбой продлить утренний рейс из Солигорска в эти деревни и обратно не приходил. «А если и продлят, — предполагает Сергей Вишневский, — автобус пустой будет. Сейчас почти в каждом дворе машина. Да и многие школьники (они чаще других ездят на автобусах) в связи с коронавирусом сидят дома».
Директор филиала «Автобусный парк № 2» г. Слуцка ОАО «Миноблавтотранс» Николай Валетко не скрывает, что месяц назад пассажиропоток упал на треть, а сегодня и вовсе автобусы ходят полупустые:
— Люди, особенно пожилые, берегут себя, и это правильно. Но и нам непросто, многие регулярные рейсы на этот сложный период перестали действовать. А вы говорите о продлении маршрута.
Многие деревни Минщины с 400 жителями прямым сообщением с другим райцентром похвастаться не могут. А в слуцкую Великую Сливу из Солигорска, подтвердили в автокассе, за 2 рубля с копейками можно ежедневно доехать, равно как и обратно. Не подходит время прямого автобуса? Как вариант, в любое время из Солигорска можно доехать до Слуцка (сообщение между городами отличное). А из Слуцка в Великую Сливу каждый день курсируют 4 автобуса. Вернемся к соцстандартам: в деревни с числом жителей 50 плюс (к этой категории относится Великая Слива) должно ходить 8 рейсов в неделю. Ходит 56. Разве плохо?
Транспортная карта живая
Не исключаю, что слуцким деревням утренний автобус до Солигорска в субботу и воскресенье действительно нужен. Но полторы тысячи сельчан не опросишь. Да и любой из них может сказать: «Да, нужен, пусть ходит, в деревне живее будет». Ничего, что у самого машина во дворе? Главное — расходы не из моего кармана? Специальные методики, которые помогают выявить реальную потребность в дополнительном транспортном сообщении, есть у областного оператора автомобильных перевозок — «Миноблпассажиртранса». Только за два года своего существования он наладил более 50 маршрутов, в которых нуждались люди.
— Приезжаем в деревню по жалобе одного человека, а нас встречают 100 жителей, — рассказывает про рабочие моменты заместитель директора Вадим Дылько. — И если нам удается пустить автобус или частную маршрутку, люди довольны. Последние примеры: частные перевозчики (таких в регионе около сотни) связали Свислочь и Голоцк, Дудичи и Сергеевичи в Пуховичском районе. Транспорт общего пользования дотируется, а вот частники — нет. Поэтому, когда разыгрываем лот, в нем могут быть сразу два маршрута. Один убыточный, зато второй позволит окупить все затраты. Если частник разъездится, то дело идет в плюс в обоих направлениях.
В этом году в «Миноблпассажиртранс» пришла первая благодарность из Жодино. Люди приятно удивлены: можно прийти на остановку ко времени по расписанию и уехать, а не гадать, будет автобус или нет. Правда, этому предшествовала скрупулезная работа вместе с облавтотрансом, предприятиями, школами города, общественностью. Вы знали, читатели, что после рабочей смены в 16 часов часть кузнечного цеха БелАЗа едет по домам на «единице» (автобусе), а часть принципиально вдоль трассы Р-53 ходит пешком? Этот факт учитывали, когда заново формировали транспортную сеть.
Так нужен утренний рейс до Великой Сливы или нет? Нередко требование одного человека расходится с мнением большинства местных жителей. И тут оператор работает с сельсоветом. Председатель знает все о людях — где работают, куда и как часто ездят. Поэтому если прямой утренний автобус до Солигорска слуцким деревням и нужен, то дорога сельчанам — к местной власти.
ostapchuk@sb.by
Рисунок Олега ПОПОВА.