Парламентарии обсудили проект закона о лизинговой деятельности
05.10.2023 07:13:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
У Нацбанка будет больше полномочий для поддержания порядка на финансовом рынке: парламентарии обсудили проект закона о лизинговой деятельности
Вчера, 4 октября, в Минске прошел круглый стол Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей, где обсуждался проект закона о лизинговой деятельности. Как говорится, документ долгожданный. Впервые на общественное обсуждение его выносили еще в 2021 году. Но к общему знаменателю пока не пришли. Чтобы расставить все точки над «i», парламентарии собрали всех заинтересованных. Мнения выслушал наш корреспондент.
На сегодняшний день в Беларуси в реестр лизинговых организаций включено 100 компаний. Из них 28 созданы с участием иностранного капитала, десять — с участием банковского. Лизинговый портфель, по предварительным оценкам, составляет более 8 миллиардов рублей, отмечает директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович:
К слову, планируется существенно расширить полномочия Нацбанка, что позволит укрепить стабильность рынка лизинга за счет внедрения системы управления рисками и установления требований к организациям. В частности, регулятор получит право устанавливать финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций, в том числе минимальный размер уставного фонда. Также Нацбанк будет определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя — физического лица, не выступающего при заключении и исполнении договора лизинга в качестве индивидуального предпринимателя, а также максимальной доходности по договорам лизинга, заключаемым с физлицами.
— Задача данного законопроекта — создать фундамент для развития реального сектора экономики. Понятно, что закон многогранный и у каждого госоргана и заинтересованных лиц есть своя позиция по данному вопросу. Важно, что налажен полезный диалог, который в итоге приведет к комплексному урегулированию отношений в сфере лизинга, — отметила во время круглого стола председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец. — Нормы, заложенные в проекте закона, призваны способствовать координации разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга, повышению экономической эффективности использования лизинга как финансового инструмента и снижению рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех ее участников, что, в свою очередь, будет способствовать формированию сбалансированного и конкурентного финансового рынка Беларуси.
— В том числе это позволит повысить эффективность распоряжения имуществом, находящимся в собственности лизинговой организации после возвращения неплатежеспособными лизингополучателями, — обратила внимание консультант главного управления регулирования некредитных финансовых организаций и инвестиционных операций Национального банка Юлия Герасимчик. — Также это позволит расширить круг потенциальных потребителей имущества, в который войдут не только его покупатели и арендаторы. Кроме того, снизятся риски лизинговой организации в части сокращения срока лизинга при заключении новой сделки с имуществом.
Отметим, в странах ЕАЭС повторный лизинг уже давно работает. И с учетом гармонизации законодательства в рамках интеграционного объединения его внедрение в Беларуси выглядит логичным.
По итогам круглого стола принято решение в кратчайшие сроки доработать законопроект и внести в установленном порядке в Палату представителей, чтобы принять его депутатами седьмого созыва.
СПРАВКА «Р»
Лизинг — это финансовая аренда с правом выкупа. Суть заключается в том, что лизинговая компания по поручению клиента покупает конкретный товар и передает ее клиенту в личное пользование. Клиент регулярно осуществляет лизинговые платежи — примерно по той же логике, что и платежи по кредиту. До того момента, когда долг не будет погашен полностью, товар остается собственностью лизинговой компании. То есть клиент его арендует, но с правом выкупа. Когда все необходимые платежи будут выплачены в полном объеме, товар перейдет в собственность клиента.
Вчера, 4 октября, в Минске прошел круглый стол Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей, где обсуждался проект закона о лизинговой деятельности. Как говорится, документ долгожданный. Впервые на общественное обсуждение его выносили еще в 2021 году. Но к общему знаменателю пока не пришли. Чтобы расставить все точки над «i», парламентарии собрали всех заинтересованных. Мнения выслушал наш корреспондент.
Набрать нужный оборот
Во всем мире популярность лизинга растет. Востребованность данной финансовой услуги объясняется удобством такой формы аренды имущества и возможностью его выкупа. Для организаций лизинговые платежи снижают налоговую нагрузку, а для физических лиц это достойная альтернатива кредиту. В качестве предмета лизинга может выступать практически любое имущество с длительным сроком пользования.На сегодняшний день в Беларуси в реестр лизинговых организаций включено 100 компаний. Из них 28 созданы с участием иностранного капитала, десять — с участием банковского. Лизинговый портфель, по предварительным оценкам, составляет более 8 миллиардов рублей, отмечает директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович:
— В прошлом году объем лизингового портфеля составлял 7,7 миллиарда рублей. Активно развивались договоры как потребительского, так и инвестиционного лизинга. По итогам же второго квартала 2023-го объем лизингового портфеля составил 8,3 миллиарда рублей, что на 7,49 процента больше по сравнению с 1 января. При этом в сегменте инвестиционного лизинга портфель составил 7 миллиардов 247 миллионов рублей. Общая сумма заключенных договоров лизинга — 2 миллиарда 573 миллиона рублей. Мы видим, что темпы роста выше, чем в 2022-м. Все это свидетельствует об активном развитии данного сегмента финансового рынка.
По букве закона
В 2014 году был принят Указ Президента № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Таким образом, была сформирована правовая база для этого сектора финансового рынка. В качестве регулятора определен Нацбанк, который разработал и принял ряд нормативных правовых актов в данной сфере. Благодаря этому устранены барьеры, препятствующие развитию лизинга жилья. Позже, в 2018-м, изменился Закон «О кредитных историях». Лизинговые организации стали не только пользователями кредитных историй, но и поставщиками информации в Кредитный регистр Нацбанка. Эта мера направлена на повышение финансовой дисциплины лизингополучателей и снижение рисков лизингодателей. Со временем назрела необходимость внесения и других новелл. Поэтому и было принято решение разработать соответствующий законопроект.
— Его разработка вызвана необходимостью регламентирования прав и обязанностей лизингодателей и лизингополучателей в вопросах осуществления лизинговой деятельности и ее юридического оформления, в том числе и с жилыми помещениями, полномочий Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и осуществления контроля за соблюдением законодательства, — отметила во время тематического круглого стола председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Людмила Нижевич.
— Принятие закона будет способствовать сохранению устойчивости финансового рынка, расширению использования лизинга как инвестиционного инструмента развития экономики Республики Беларусь, внедрению в стране наилучшей международной практики в сфере лизинга.Данный законопроект выносился на общественное обсуждение Нацбанком еще в конце 2021 года. Основные новации документа — установление Национальным банком для лизинговых организаций финансовых нормативов и их размеров, использование предельного уровня долговой нагрузки для оценки платежеспособности лизингополучателя — физического лица, развитие оперативного лизинга.
К слову, планируется существенно расширить полномочия Нацбанка, что позволит укрепить стабильность рынка лизинга за счет внедрения системы управления рисками и установления требований к организациям. В частности, регулятор получит право устанавливать финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций, в том числе минимальный размер уставного фонда. Также Нацбанк будет определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя — физического лица, не выступающего при заключении и исполнении договора лизинга в качестве индивидуального предпринимателя, а также максимальной доходности по договорам лизинга, заключаемым с физлицами.
— Задача данного законопроекта — создать фундамент для развития реального сектора экономики. Понятно, что закон многогранный и у каждого госоргана и заинтересованных лиц есть своя позиция по данному вопросу. Важно, что налажен полезный диалог, который в итоге приведет к комплексному урегулированию отношений в сфере лизинга, — отметила во время круглого стола председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец. — Нормы, заложенные в проекте закона, призваны способствовать координации разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга, повышению экономической эффективности использования лизинга как финансового инструмента и снижению рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех ее участников, что, в свою очередь, будет способствовать формированию сбалансированного и конкурентного финансового рынка Беларуси.
Камень преткновения
У участников круглого стола возник резонный вопрос: что же мешает внести законопроект в Палату представителей? Разногласия возникли вокруг повторного лизинга, который в проекте нормативного правового акта предлагается разрешить. Проще говоря, речь идет о возможности передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем с целью передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом. Эксперты акцентируют, что возможность повторной передачи имущества в лизинг позволит решить ряд актуальных задач.— В том числе это позволит повысить эффективность распоряжения имуществом, находящимся в собственности лизинговой организации после возвращения неплатежеспособными лизингополучателями, — обратила внимание консультант главного управления регулирования некредитных финансовых организаций и инвестиционных операций Национального банка Юлия Герасимчик. — Также это позволит расширить круг потенциальных потребителей имущества, в который войдут не только его покупатели и арендаторы. Кроме того, снизятся риски лизинговой организации в части сокращения срока лизинга при заключении новой сделки с имуществом.
Отметим, в странах ЕАЭС повторный лизинг уже давно работает. И с учетом гармонизации законодательства в рамках интеграционного объединения его внедрение в Беларуси выглядит логичным.
По итогам круглого стола принято решение в кратчайшие сроки доработать законопроект и внести в установленном порядке в Палату представителей, чтобы принять его депутатами седьмого созыва.
СПРАВКА «Р»
Лизинг — это финансовая аренда с правом выкупа. Суть заключается в том, что лизинговая компания по поручению клиента покупает конкретный товар и передает ее клиенту в личное пользование. Клиент регулярно осуществляет лизинговые платежи — примерно по той же логике, что и платежи по кредиту. До того момента, когда долг не будет погашен полностью, товар остается собственностью лизинговой компании. То есть клиент его арендует, но с правом выкупа. Когда все необходимые платежи будут выплачены в полном объеме, товар перейдет в собственность клиента.