На контроле Президента. Местные дороги
06.08.2020 00:00:29
Безопасные и качественные дороги давно стали брендом Беларуси. За последние годы в стране многое сделали по центральным магистралям. Основной акцент в следующей пятилетке — на местные дороги, заявил в ежегодном Послании Глава государства: «От райцентров до агрогородков и сельских пунктов необходимо обновить не менее 7000 километров. Мы эту работу начали. Так же, как 32 моста, которые мы запланировали полностью перестроить, по которым уже приняты решения, и они профинансированы». Как новые разработки помогают реанимировать дороги местного значения, сколько километров трасс отремонтируют до конца года и какие планы ставят дорожники на следующие пять лет? Об этом в очередной серии спецпроекта Агентства теленовостей «На контроле Президента», вышедшей в эфире канала «Беларусь 1».
Еще два года назад жители агрогородка Луково в Малоритском районе не стеснялись сравнивать их дорогу с овощем, который вызывает слезы. Дорожники пообещали привести транспортную артерию в порядок. И слово сдержали. Теперь главная улица полностью заасфальтирована, появилась пешеходная и велодорожка. Кроме того, облагородили и путь к храму, возле церкви появилась стоянка. Ну а для всецелого духовного спокойствия местные жители просят усовершенствовать и дорожное покрытие до соседней деревни Заболотье. Этот вопрос в процессе решения.
Владелец агроусадьбы в Гродненском районе Иосиф Веленто вспоминает, какие неприятные сюрпризы подкидывала несколько лет назад узенькая дорога на пути к одному из самых красивых уголков Беларуси. После дождей проехать по ней можно было разве что на тракторе. Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Да и поток туристов значительно увеличился. Полюбоваться красотами Августовского канала, сплавиться по нему на байдарке и заскочить на обед к Иосифу Ивановичу — таков план на один из отпускных дней у семьи Шостак из России. Путешественники говорят, что объехали уже пол-Беларуси. И еще ни разу не возникло мыслей о том, что после такого круиза по нашим дорогам придется лезть в подвеску.
— Однозначно есть с чем сравнивать, — отмечает Роман Шостак. — В аналогичной местности, где-нибудь в российской глубинке дороги гораздо хуже. У вас же они поддерживаются в хорошем состоянии, государство этим занимается.
Нестандартный подход вместе с современными технологиями и дисциплиной позволяют команде исполняющего обязанности главного инженера ДРСУ № 201 КУП «Брестоблдорстрой» Александра Каминского не только строить дороги с опережением графика, но и с уверенностью заявлять, что стандартный гарантийный пятилетний срок на их работы можно смело увеличивать вдвое.
Сегодня плотность белорусских дорог — одна из самых высоких среди стран СНГ. Самая густая сеть — в Гродненской области, где на 1000 квадратных километров приходится 421 километр дорог.
— Творчество в чем проявляется? В том, как лучше эту работу сделать, какой техникой, как оптимизировать процесс производства, — рассуждает Александр Каминский.
Сегодня практически все сотрудники Кобринского ДРСУ передислоцировались в агрогородок Дивин, где вовсю идет подготовка к областным «Дожинкам». Параллельно ремонтируют и дороги. По обновленному асфальтобетонному полотну теперь всего за пару минут можно добраться до деревни Перелесье. Позаботились и о безопасности пешеходов с велосипедистами.
В целом протяженность дорог местного значения только в Брестской области составляет 8500 километров. И это не только транспортные связи районных центров с агрогородками и деревнями, но и подъезды к сельхозорганизациям. Каждая артерия требует ухода. Важность местных дорог для страны не меньше, чем республиканских магистралей. Ведь от таких маленьких сосудов, впадающих в масштабные транспортные артерии, зависит работа всего дорожного организма государства. Каждый день по таким маршрутам тысячи белорусов ездят на работу или в школу, возвращаются домой, на предприятия доставляют сырье и отправляют в магазины готовый продукт. И Глава государства не раз подчеркивал, что реконструкция малых дорог не должна оставаться на обочине:
— Вопрос не просто назрел. Он перезрел в силу определенных причин. В последнее время мы уделяем большое внимание развитию сети республиканских автомагистралей. Это естественно. И в какой-то степени вопросы местных дорог ушли на второй план. Это привело к появлению справедливых нареканий со стороны населения на состояние дорожной сети в регионе.
Эффективность в реконструкции дорог — ключевой фактор. И касается он и профессионализма, и технологий, и финансов. Каждый день тысячи белорусских водителей вспоминают о дорогах, только натыкаясь на мелкую неровность. При этом мы вряд ли задумываемся о том, чего стоит, чтобы о наших транспортных связях говорили, что они лучшие. К примеру, чтобы «откапиталить» километр трассы, затрачивается более полумиллиона рублей.
— Как правило, финансирование осуществляется из местных бюджетов, — говорит начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Леончик. — Также существует возможность использования субвенций, направляемых из республиканского дорожного фонда на эти цели. Кредиты предоставляет и Банк развития.
Порой после зимы на некоторых дорогах появляются выбоины. Причина — резкие перепады температур, которые разрушают асфальт. И если на белорусских трассах ямы стараются оперативно залатать, то придерживаться такого же принципа в соседних странах не всегда получается. Во «всемирной паутине» полно не самых лестных отзывов водителей о дорогах в Украине, Литве. Даже в США на знаменитых хайвеях можно попасть в такую яму, что придется всерьез задуматься не только о ремонте подвески, но и замене колес.
Над увеличением срока службы и качества дорожного полотна сегодня работают и ученые. В Институте общей и неорганической химии Национальной академии наук разработали специальную эмульсию. Проще говоря, вода со специальными реагентами, которые превращают обычный битум в прочный клей. А он, в свою очередь, крепко связывает щебень.
— Очень хорошо этот материал себя зарекомендовал на местных дорогах. Технология пришла к нам из Франции. Мы ее здесь адаптировали, разработали собственные химреагенты… Применение наших материалов позволило повысить гарантийный срок службы дорожного покрытия до восьми лет. Внесение химических элементов повышает стоимость дорожных работ, но, если пересчитать на срок службы дорог, экономическая выгода ощутима, — поясняет завлабораторией Института общей и неорганической химии Ольга Опанасенко.
— Они тоже в основном неплохие дороги, но мы их должны привести в идеальное состояние… Подхватим неперспективные деревеньки (они все равно на дорогах) и бывшие центры колхозов — это четвертый уровень. Вот так мы должны в будущей пятилетке что-то построить, а где-то навести порядок. Чтобы люди не обижались.
Свыше 1000 тонн цемента, почти месяц работы — и добраться до деревни Селище в Могилевском районе теперь можно с ветерком. Экспериментальный участок бетонки за три года зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Главный инженер «Могилевоблдорстроя» Сергей Лукашков уверен: при правильном уходе о качестве трассы водители вспомнят в лучшем случае лет через 20.
А вот при реконструкции мостов активно используют железобетон. На дорогах местного значения только в Могилевской области насчитывается 416 переправ. И эти конструкции также требуют постоянного ухода и ремонта. К примеру, мост через реку Дегтярка связывает агрогородки Махово и Вейна. Сооружение не знало ремонта более 30 лет. Сейчас же здесь полным ходом идет реконструкция. Завершить все работы планируют в сентябре, что позволит не только беспрепятственно двигаться транспорту, но и пропускать автопоезда с максимально допустимой массой до 80 тонн.
Всего в этом году отремонтируют почти 2000 километров дорог местного значения. Сбавлять темпов не собираются и в ближайшую пятилетку. В планах освежить не менее 7500 километров транспортных артерий.
Еще два года назад жители агрогородка Луково в Малоритском районе не стеснялись сравнивать их дорогу с овощем, который вызывает слезы. Дорожники пообещали привести транспортную артерию в порядок. И слово сдержали. Теперь главная улица полностью заасфальтирована, появилась пешеходная и велодорожка. Кроме того, облагородили и путь к храму, возле церкви появилась стоянка. Ну а для всецелого духовного спокойствия местные жители просят усовершенствовать и дорожное покрытие до соседней деревни Заболотье. Этот вопрос в процессе решения.
Владелец агроусадьбы в Гродненском районе Иосиф Веленто вспоминает, какие неприятные сюрпризы подкидывала несколько лет назад узенькая дорога на пути к одному из самых красивых уголков Беларуси. После дождей проехать по ней можно было разве что на тракторе. Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Да и поток туристов значительно увеличился. Полюбоваться красотами Августовского канала, сплавиться по нему на байдарке и заскочить на обед к Иосифу Ивановичу — таков план на один из отпускных дней у семьи Шостак из России. Путешественники говорят, что объехали уже пол-Беларуси. И еще ни разу не возникло мыслей о том, что после такого круиза по нашим дорогам придется лезть в подвеску.
— Однозначно есть с чем сравнивать, — отмечает Роман Шостак. — В аналогичной местности, где-нибудь в российской глубинке дороги гораздо хуже. У вас же они поддерживаются в хорошем состоянии, государство этим занимается.
Нестандартный подход вместе с современными технологиями и дисциплиной позволяют команде исполняющего обязанности главного инженера ДРСУ № 201 КУП «Брестоблдорстрой» Александра Каминского не только строить дороги с опережением графика, но и с уверенностью заявлять, что стандартный гарантийный пятилетний срок на их работы можно смело увеличивать вдвое.
Сегодня плотность белорусских дорог — одна из самых высоких среди стран СНГ. Самая густая сеть — в Гродненской области, где на 1000 квадратных километров приходится 421 километр дорог.
— Творчество в чем проявляется? В том, как лучше эту работу сделать, какой техникой, как оптимизировать процесс производства, — рассуждает Александр Каминский.
Сегодня практически все сотрудники Кобринского ДРСУ передислоцировались в агрогородок Дивин, где вовсю идет подготовка к областным «Дожинкам». Параллельно ремонтируют и дороги. По обновленному асфальтобетонному полотну теперь всего за пару минут можно добраться до деревни Перелесье. Позаботились и о безопасности пешеходов с велосипедистами.
В целом протяженность дорог местного значения только в Брестской области составляет 8500 километров. И это не только транспортные связи районных центров с агрогородками и деревнями, но и подъезды к сельхозорганизациям. Каждая артерия требует ухода. Важность местных дорог для страны не меньше, чем республиканских магистралей. Ведь от таких маленьких сосудов, впадающих в масштабные транспортные артерии, зависит работа всего дорожного организма государства. Каждый день по таким маршрутам тысячи белорусов ездят на работу или в школу, возвращаются домой, на предприятия доставляют сырье и отправляют в магазины готовый продукт. И Глава государства не раз подчеркивал, что реконструкция малых дорог не должна оставаться на обочине:
— Вопрос не просто назрел. Он перезрел в силу определенных причин. В последнее время мы уделяем большое внимание развитию сети республиканских автомагистралей. Это естественно. И в какой-то степени вопросы местных дорог ушли на второй план. Это привело к появлению справедливых нареканий со стороны населения на состояние дорожной сети в регионе.
Эффективность в реконструкции дорог — ключевой фактор. И касается он и профессионализма, и технологий, и финансов. Каждый день тысячи белорусских водителей вспоминают о дорогах, только натыкаясь на мелкую неровность. При этом мы вряд ли задумываемся о том, чего стоит, чтобы о наших транспортных связях говорили, что они лучшие. К примеру, чтобы «откапиталить» километр трассы, затрачивается более полумиллиона рублей.
— Как правило, финансирование осуществляется из местных бюджетов, — говорит начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Леончик. — Также существует возможность использования субвенций, направляемых из республиканского дорожного фонда на эти цели. Кредиты предоставляет и Банк развития.
Порой после зимы на некоторых дорогах появляются выбоины. Причина — резкие перепады температур, которые разрушают асфальт. И если на белорусских трассах ямы стараются оперативно залатать, то придерживаться такого же принципа в соседних странах не всегда получается. Во «всемирной паутине» полно не самых лестных отзывов водителей о дорогах в Украине, Литве. Даже в США на знаменитых хайвеях можно попасть в такую яму, что придется всерьез задуматься не только о ремонте подвески, но и замене колес.
Над увеличением срока службы и качества дорожного полотна сегодня работают и ученые. В Институте общей и неорганической химии Национальной академии наук разработали специальную эмульсию. Проще говоря, вода со специальными реагентами, которые превращают обычный битум в прочный клей. А он, в свою очередь, крепко связывает щебень.
— Очень хорошо этот материал себя зарекомендовал на местных дорогах. Технология пришла к нам из Франции. Мы ее здесь адаптировали, разработали собственные химреагенты… Применение наших материалов позволило повысить гарантийный срок службы дорожного покрытия до восьми лет. Внесение химических элементов повышает стоимость дорожных работ, но, если пересчитать на срок службы дорог, экономическая выгода ощутима, — поясняет завлабораторией Института общей и неорганической химии Ольга Опанасенко.
Общая протяженность дорог нашей страны почти 87 000 километров, на каждого жителя приходится 9,2 метра. Примерно такой же показатель в Японии — 9,4 метра. Чуть короче отрезки у швейцарцев (8,4 метра) и немцев (7,8 метра). Общей длины белорусских трасс с лихвой хватит на то, чтобы дважды опоясать земной шар по экватору. В стране 82 процента дорог имеют статус местного значения.Движение по трассам республиканского значения особых нареканий у водителей не вызывает. До такого же уровня в ближайшие годы должны подтянуться и местные дороги. На этом особое внимание акцентирует Глава государства:
— Они тоже в основном неплохие дороги, но мы их должны привести в идеальное состояние… Подхватим неперспективные деревеньки (они все равно на дорогах) и бывшие центры колхозов — это четвертый уровень. Вот так мы должны в будущей пятилетке что-то построить, а где-то навести порядок. Чтобы люди не обижались.
Свыше 1000 тонн цемента, почти месяц работы — и добраться до деревни Селище в Могилевском районе теперь можно с ветерком. Экспериментальный участок бетонки за три года зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Главный инженер «Могилевоблдорстроя» Сергей Лукашков уверен: при правильном уходе о качестве трассы водители вспомнят в лучшем случае лет через 20.
А вот при реконструкции мостов активно используют железобетон. На дорогах местного значения только в Могилевской области насчитывается 416 переправ. И эти конструкции также требуют постоянного ухода и ремонта. К примеру, мост через реку Дегтярка связывает агрогородки Махово и Вейна. Сооружение не знало ремонта более 30 лет. Сейчас же здесь полным ходом идет реконструкция. Завершить все работы планируют в сентябре, что позволит не только беспрепятственно двигаться транспорту, но и пропускать автопоезда с максимально допустимой массой до 80 тонн.
Всего в этом году отремонтируют почти 2000 километров дорог местного значения. Сбавлять темпов не собираются и в ближайшую пятилетку. В планах освежить не менее 7500 километров транспортных артерий.