С участием властей и жителей деревень, земляков восстановили сельский приход в Борисовском районе
17.02.2024 10:14:00
Диана БЕРНИКОВИЧ
Отец Александр: «Вера и сила добра старших поколений служит верным ориентиром для детей и внуков, закладывает основу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»
В Беларуси свыше 1,2 тысячи православных храмов, многие — в сельской местности. Старинные и недавно возведенные церкви привлекают внимание любознательных туристов, паломников. Храмы по праву можно назвать украшением агрогородков и деревень, местом особого притяжения верующих и приезжающих туристов. Приходы на селе похожи на большие дружные семьи, а главная связующая нить — вера и добро.
Только в Борисовской епархии, охватывающей территорию семи районов Минской области, около 100 церквей, три монастыря. Есть местночтимые иконы Божией Матери: Логойский образ Богородицы «Знамение», Велятичский, получивший свое название от деревни Велятичи и Марьиногорский.
А еще здесь хранят память о рукописном Мстижском Евангелии начала XIV века. Сегодня оно находится в библиотеке академии наук Литвы, хотя подарено было минским бурмистром Василием Ляхом церкви Святого Юрия в Мстиже «на вечность» (об этом свидетельствует надпись на первой и последней страницах). В нем 358 страниц. Особенно примечательны заглавные буквы, для украшения которых использовали изображения птиц, зверей, змеиных хвостов. На букве В и вовсе нарисован крестьянин с лопатой.
С прихожанами храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Ганцевичах.
В Борисовском объединенном государственном музее хранится муляж Евангелия, а вот того самого храма больше нет, равно как и некоторых других ранее существовавших в округе церквей — печальный след прошедших войн, а также гонений на веру в советские годы. Но вместе с тем сами сельчане с конца прошлого века взялись активно строить, возрождать святыни. Одна из них — церковь Воздвижения Креста Господня в деревне Загорье. Настоятель прихода храма иерей Александр Лукьянович также возглавляет епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
В Загорье, которое буквально примыкает к Мстижу, живет, если не считать дачников — порядка 15 человек, в зимнее время — вдвое меньше. При этом на службы в большие праздники собирается свыше 50. Приезжают верующие со всей округи, Борисова и даже Минска. Удивительный пример неугасаемой веры.
Храм Воздвижения Креста Господня в деревне Загорье Борисовского района.
Первую деревянную церковь здесь построили в конце XVIII века на пожертвования местного помещика Слизеня. В тот момент число прихожан превышало 1,7 тысячи человек. В 1812 году храм был разрушен, затем его восстановили. В советские годы в стенах святыни оборудовали колхозный склад. Во время Великой Отечественной войны вновь зазвучала молитва. Но ненадолго. В 1943‑м фашистские оккупанты сожгли церковь. И вот в конце 90‑х прошлого века сельчане решили возродить храм.
Точнее будет сказать, что идея принадлежала уроженке края Наталье Смольской. Она же, по сути, внесла и основную часть пожертвований. Ее примеру последовали друзья, знакомые, односельчане. Сегодня Смольская живет в Москве, но часто приезжает на малую родину.
Отец Александр, рассказывая подробно об истории храма, подчеркивает, что все в нашей жизни не просто так:
— Господь ведет к этому. Наталья Юрьевна не раз делилась воспоминаниями о своей бабушке, о том, как она молилась дома на коленях перед иконами. Образ остался в памяти внучки на десятки лет. И это далеко не единственный случай, когда вера и сила добра старших поколений служит верным ориентиром для детей и внуков, закладывает основу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Многие отговаривали Наталью Юрьевну от идеи строительства храма в небольшой деревне, мол, далеко от райцентра, будет пустовать. Но она твердо стояла на своем. Бог вознаградил ее за труды: долгое время у них с супругом не было детей, и вот свершилось чудо — родился малыш.
Первоначально хотели возвести деревянный храм, заготовили бревна. Но их украли… В этом увидели промысел Божий и стали собирать деньги на кирпичную кладку. Несмотря на все испытания, работы продолжались.
— Помогали все, кто чем может — деньгами, стройматериалами, приходили и работали здесь, — вспоминает председатель Мстижского сельисполкома Людмила Шелегова. — Вносили посильную лепту организации района и, в частности, завод сборного железобетона. С миру по нитке. И иконостас у нас, хоть небольшой, но особенный, делали точь-в-точь, как в одном из московских храмов.
Менее чем за три года закончили строительство. В 2001 году первый Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет освятил храм.
В сентябре 2004 года деньги на колокол от себя лично передал посол США в Беларуси Джордж Альберт Крол.
Невозможно не обратить внимание на огромное количество икон, есть и привезенные со Святой земли.
— Много дарят люди, приезжая к нам, — поясняет священник. — Есть древняя икона Спасителя — греческое письмо, раньше я такого не встречал. Передали ее на реставрацию. Ченстоховскую икону Божией Матери принес кто-то в епархиальный социальный центр, которым я руковожу. Есть у нас икона Спасителя из Ирана, написанная на коже ягненка.
Примечательная особенность любого сельского храма — изобилие вышитых местными мастерицами салфеток, полотенец, украшающих иконы, самотканых покрывал на скамейках, стоящих у стены.
Прихожанка Алла Бульчик ответственна за благоустройство территории вокруг храма, по праздникам продает свечи и поет в церковном хоре.
— Певчих всего несколько человек. Поют в один голос и не всегда по нотам, зато с душой, — дополняет Галина Лукьянович, она же и регент хора. —
Иерей Александр Лукьянович и матушка Галина.Часто люди, приезжающие на службы, подходят, благодарят за это искреннее пение. К тому же наши прихожанки, когда собираются вместе, любят петь и просто песни задушевные про Богородицу, про молитву, про покаяние. Искренность, сила веры и держат приход на селе.
Праздничные встречи — тоже здесь же, в храме, точнее, в обустроенном под еще один притвор подвальном помещении. Церковь протапливается, поэтому встречи всегда наполнены теплом и душевной атмосферой.
— Посещаю пожилых прихожан на дому — хотят исповедаться, причаститься, — дополняет священник. — Не раз подмечал в общении с долгожителями, какая у них крепкая память: молитвы помнят наизусть. Вот, например, Софье Иосифовне Сушко из деревни Воровского 92 года, а сколько стихотворений знает, поучительных историй! Просто удивительно! Лекарства лишний раз принимать отказывается, лечится святой водой. На Крещение Господне сохраняется традиция освящения домов. Несколько дней с утра до позднего вечера объезжаю деревни. Люди в храм ходить порой ленятся, но традиции соблюдают.
И передать пожертвования на строительство, обустройство храма не отказываются, — дополняют прихожане недавно открывшегося храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Ганцевичах, что в 15 километрах от Загорья. Под него переделали бывший хозмаг. В прошлом году на собранные деньги положили деревянный пол, в этом — хотят его покрасить, купить ковровое покрытие. В церкви есть не только отопление, но и центральное водоснабжение.
— И если в Загорье когда-то раньше была церковь, то в этой деревне нет. В 2009‑м эту идею предложила директор школы Галина Сергеевна Гнедько, поддержал директор торфобрикетного завода Иван Ануфриевич Матвиенко, да и сельчане, — рассказывает Татьяна Корнеева. — Много времени ушло на оформление документации, после разрешения властей приступили к работам. Галина Сергеевна впереди других после работы спешила сюда: убирала, чистила, шпаклевала, возможно, сердце что-то чувствовало…. По чертежу Ивана Ануфриевича смастерили купол. Когда ставили его на крышу, Галина Сергеевна так искренне радовалась, слезы текли от счастья… Но настигла беда: через несколько месяцев умерла от неизлечимой болезни.
Не стало со временем и Ивана Ануфриевича. А храм есть, и к нему приходят люди. Средняя школа через дорогу, и ребята часто заглядывают, готовят праздничные концерты, утренники, небольшие спектакли.
Есть еще храм Архангела Михаила, он же самый маленький на приходе, находится в деревне Замошье. Построен недавно, и снова же инициативу проявила женщина — Елена Соловей. Рядом маленькая деревушка, а на службу порой собирается немало людей, в том числе из столицы, помолиться за своих близких… Церковь ведь стоит на кладбище.
Об истории прихода отец Александр рассказывает с особым чувством, хотя служит здесь всего четыре года. До этого был в Зембине, одном из храмов в райцентре, а еще раньше 24 года проработал на Борисовском заводе агрегатов.
— Почему вдруг священником? Господь привел. Да, были опасения, ведь в какой-то момент пришлось взять и поменять привычный уклад жизни, и ведь речь шла не только обо мне — о всей нашей семье. Дочка в то время уже училась в БГУ. Первый раз, когда мне отец Георгий предложил, не был к этому готов, ответил, что подумаю. Когда этот же вопрос услышал через год, согласился. И искренне рад, что близкие поддержали этот выбор. Мои родители всегда ходили в храм, да и я, работая на заводе, часто посещал собор, пономарил, то есть прислуживал священникам во время богослужений. Как-то попросили помочь в строительстве нового храма. И если собор от дома в трех минутах ходьбы, то туда нужно было ехать.
Шаг за шагом инженер-электронщик становился все ближе к строящейся святыни и мысли о сане священника. Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Вениамин в то время был епископом Борисовским и Марьиногорским. Благословил поступать в Минское духовное училище, через полгода Александр продолжил обучение в духовной семинарии в Жировичах. Пришлось сдавать много экзаменов — свыше 10 за одну сессию. Справился. Хоть раньше у меня был акцент на технические предметы, но для себя много читал духовной литературы.
В свое время армейскую службу Александр Лукьянович проходил в Туркменистане, видел, какое значение имеет ислам для мусульман. И это послужило стимулом больше и крепче познать свою веру. Начал изучать догматику Православной церкви. Поэтому к учебе в семинарии уже были знания. Прочитал Ветхий и Новый Завет, многие отрывки — не один раз. 9 лет назад рукоположен в священники.
На встрече со священником в детском отделении Борисовской ЦРБ.
— Я по профессии педагог-воспитатель, много лет проработала на швейной фабрике, а теперь — в епархиальном социальном центре, — дополняет матушка Галина. — И если раньше больше занималась с бумагами, то сейчас помогаю другим. Радуюсь, когда удается кого-то сделать хоть чуточку счастливее. Борисовчане активно приносят качественные, но ненужные им вещи, оставляют у дверей. Разбираем десятки пакетов каждый день. Обувь, верхняя одежда или школьные рюкзаки… Все раскладываем, развешиваем на плечики, чтобы затем передать нуждающимся. Также на пожертвования, собранные в храмах епархии, покупаем для них то, что особенно необходимо, те же лекарства для больных деток.
Центр реализует совместные проекты с ТЦСОН по работе с людьми, которые имеют нарушение слуха, с детьми с синдромом Дауна, а также страдающими аутизмом. Оказываем духовно-психологическую помощь людям с онкозаболеваниями. Налажено активное взаимодействие с городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В социальном служении помогают и другие священники епархии. Волонтеры, сестры милосердия посещают инвалидов на дому, организуют тематические выставки, паломнически поездки.
— Раз в неделю посещаю городские больницы, служу молебны с акафистами, — говорит иерей Александр. — Молитвы и причастия придают людям дополнительные силы, укрепляют дух, поэтому всегда собирается много людей. Искренне рад, что есть возможность помочь. Каждое посещение детского отделения наполнено особым волнением. После общей молитвы — обязательно небольшая беседа. Оказывается, некоторые ребятишки посещают воскресные школы, не раз с папой и мамой были в храме. И это очень правильно, когда в семьях звучит молитва, а пример родителей подсказывает, как поступить в той или иной ситуации. Ведь главное — хранить и приумножать веру, добро в своем сердце и помнить свои корни.