Домофон преткновения
21.08.2013 21:22:47
«Поставили перед фактом»
Облапошили, развели, нажились, воспользовались неосведомленностью — жители седьмого подъезда дома № 28 по минской улице Голубева знают много синонимов к слову «обманули». Ведь именно так, по их мнению, с ними поступила компания «Строймир домофон–сервис». Один из жильцов Александр Выстропов обратился в «СБ» за помощью:
— Нас поставили перед фактом, что нашу старую панель сняли с производства, запчастей для нее нет и теперь ее заменят на новую, с криптозащитой. Что это такое — не объяснили. Оказалось, один бесконтактный ключ на квартиру дается за 50 рублей, остальные нужно покупать уже по 45 тысяч. Причем нигде в городе не сделать дубликат, ведь ключ нельзя скопировать. Я зашел на сайт фирмы–изготовителя «Цифрал» и обнаружил, что цена ключей сильно завышена. И потом, что самое неприятное, установленная в подъезде модель домофона, получается, крепко привязывает нас исключительно к компании «Строймир домофон–сервис».
В итоге большинство обитателей подъезда подписали «ноту протеста» с требованием возвратить им старое оборудование. Панель вернули. Но, возмущается Александр Георгиевич, чужую, которую даже не настроили: «Сказали, что не обязаны возвращать работоспособность аппарата!»
Что интересно, когда корреспондент «СБ» обрисовала ситуацию заместителю директора по развитию компании «Стоймир домофон–сервис» Игорю Радюкевичу, он искренне удивился и пообещал разобраться. И действительно, в тот же день пришли мастера и все исправили. Хотя, недоумевают жильцы, до этого неделю не могли выкроить время! Вообще же, по мнению Игоря Радюкевича, жители по улице Голубева, 28 совершают ошибку (как, к примеру, тот водитель, который 20 лет ездит на «Жигулях» и не хочет ничего менять, потому что машина ему уже как родная). Фирма, конечно, пообещала технически обслуживать проблемный подъезд за счет запаса имеющихся панелей, мол, их в подменном фонде около 100, но, говорит Игорь Иванович, нужно понимать — домофонизация завершилась, однако все имеет свой срок службы: «Мы как эксплуатирующая организация заинтересованы в том, чтобы систему через какое–то время поменять, так ее легче обслуживать. Да, начата модернизация».
Александр Казимиров, директор маркетинговой компании «Вектор успеха», чьи агенты ходили по квартирам и узнавали мнение жильцов, показывает документы:
— Это домофонное оборудование монтировалось в 2001 — 2002 годах. В договоре прописан гарантийный срок — 10 лет со дня ввода панели в эксплуатацию. Он истек. Более того, в 2005 году эта панель «Цифрал CCD–2094/tm» была снята с производства заводом–изготовителем. Если панель сломается, обслуживающая организация, которая устанавливала домофоны, не обязана проводить ремонт за свой счет. Она вправе предложить за отдельную плату вспомогательные услуги — замену оборудования, модернизацию, установку дополнительных абонентских устройств.
Но предложить и поставить перед фактом — разные вещи. По словам Игоря Радюкевича, обычно клиентам на выбор предлагаются три варианта. Или бесплатно получить современную панель, или выкупить ее, скинувшись по 300 тысяч. А вот третий вариант пришелся бы по душе жителям по улице Голубева, 28. Он позволяет ничего не менять, то есть сохранить старое оборудование и, как раньше, обслуживаться у компании «Строймир домофон–сервис». Но обиженные жильцы никакого разговора об альтернативах не помнят.
— Меня вообще просто попросили расписаться в каких–то бумагах, мол, вы нас видели, чтобы начальству подтвердить, что мы работаем, — удивляется Мария Павловна Тарасевич из квартиры № 193.
У Александра Выстропова, между прочим, есть ответ на вопрос, почему им пытались всучить именно панель с криптозащитой. Когда он только начинал борьбу за возвращение на дверь подъезда прежнего устройства, наткнулся на объявление на главной странице официального сайта компании «Цифрал», обещающее всяческую защиту от конкурентов на рынке: «Заменив обычный домофон на домофон с криптозащитой, вы на долгое время обезопасите свой бизнес от посягательств на обслуживаемые вами подъезды и сохраните абонентскую базу». Корреспондент «СБ» тоже видела это своими глазами. Что ж, бизнес есть бизнес. Потом, правда, объявление бесследно испарилось...
«Цифрал», откройся!
Спору нет, у новых домофонов есть свои преимущества. Они более антивандальны, так как изготовлены из металла потолще. В них есть подсветка. Система позволяет сразу подключить не аудио–, а уже даже видеодомофон. Причем камеру «Строймир домофон–сервис» ставит бесплатно, люди платят только за вызывное устройство в квартире. Да и криптозащита имеет смысл. Дело в том, что для старых панелей существует 33 номинала ключей. Если собрать их все в коллекцию, то можно открыть любую дверь. С криптоключами такого не провернуть, они подходят только к конкретному подъезду. Другой вопрос — цена. Почему, спрашивает Александр Выстропов, на сайте «Цифрала» такой ключ стоит меньше доллара за штуку, а жильцы должны платить больше пяти? В мастерских по изготовлению ключей объясняют: бесконтактные модели столько в среднем и стоят по Минску — 45 тысяч. В конце концов, никто не обязан что–либо продавать по себестоимости.
Кстати, цены — один из главных вопросов, которые будоражат очередь в единственном на сегодня пункте продажи ключей с криптозащитой. Людей — море. Многие расстроены, что приходится раскошелиться, берут–то сразу по 5 — 6. Ирина с улицы Калиновского сетует: «Представитель фирмы, который собирал подписи, сказал, что дополнительные ключи будут по 11 тысяч, а тут...» Еще шумно обсуждают «побочные» эффекты домофонной модернизации. Например, Юрий с улицы Лынькова приехал с семьей из отпуска и не смог зайти в дом. А Сергей Леонидович с Бурдейного два дня заходил в собственную квартиру... через балкон. Олег Островский с улицы Лещинского двумя руками за бесконтактный ключ, только вот когда им устанавливали новую панель, дверь три дня была открыта — заходи кто хочешь. И большинство волнует: почему с разных концов города нужно ехать именно сюда ?
Да, в нескольких пунктах изготовления корреспонденту «СБ» подтвердили, что им пока не сделать таких дубликатов. Но ключи с криптозащитой уже отправили на исследование в Россию и Китай, чтобы понять, как к ним подступиться. «Строймир домофон–сервис» обещает, что в скором времени еще минимум три фирмы будут продавать «особо умные» ключи населению, с ними есть договоренность.
Эмоции на пустом месте?
Термин «домофонные войны» родился в России, соседствуя в прессе с такими грозными словосочетаниями, как «варварские методы конкуренции» и «навязывание услуг». И у нас, между прочим, дом по Голубева, 28 не единственный, где восстали против замены оборудования. Пришлось отстаивать свою панель и жителям дома № 15 на Рафиева, где ее хотели заменить еще до окончания гарантийного срока.
В компании «Строймир домофон–сервис» придерживаются мнения, что чаще всего людьми руководят эмоции. Дескать, кто–то что–то недопонял, кто–то что–то запамятовал, подписали документы — потом передумали, некоторые просто уверены: им все должны сделать бесплатно.
— Мы понимаем, что людям тяжело снова платить за запорно–переговорное устройство, — подчеркивает Игорь Радюкевич. — 8 — 10 лет назад они уже это сделали. Поэтому мы с нашими партнерами взяли на себя часть трат. «Строймир домофон–сервис» за свой счет ставит панель, компания «Ключевые системы» предоставляет один ключ по символической цене. Недавно к нам присоединился и «Белгосстрах», который предлагает три бесплатных ключа при условии заключения с ним договора. Есть скидки на 10 тысяч рублей на дополнительные ключи для инвалидов I и II группы, многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны.
Что же подогревает эмоции вокруг домофонов? Плохие продавцы? Спешка, из–за которой на долгое общение с жильцами нет времени? Информационный вакуум? Но ведь таков человек: обнаружив лукавство однажды, начинает искать подвох даже там, где его нет. Жильцы с улицы Голубева, 28, кстати, ничего не имеют против идеи модернизации как таковой. Им не по душе только недостаток информации и двери нараспашку.
Советская Белоруссия №157 (24294). Пятница, 23 августа 2013 года.