Почему некоторые приватизированные квартиры вновь переходят в статус государственных?
06.06.2019 22:30:00
Светлана МАРКОВА
Где деньги, Зин?
Однокомнатную квартиру в сорок пять «квадратов» могилевчане Нина и Петр Шестаковы получили взамен своего старого дома, который пошел под снос, — из госфонда. Новоселье отметили пять лет назад. И практически сразу приняли решение о приватизации. Начальник бюро по приватизации жилья ЖРЭУ Октябрьского района Могилева Екатерина Волкова уточнила:— Каждый месяц при этом нужно было вносить по 89 рублей. Сначала деньги поступали регулярно. А через какое-то время платежи прекратились. Мы звонили, отправляли уведомления, претензии. Хозяин отвечал, что он выделял средства на эти цели. А жена поясняла, что «забыла» оплатить квитанции.
К тому моменту, когда был составлен иск в суд, сумма долга вместе с пеней достигла почти 2 тысяч рублей. «У супругов еще оставался шанс рассчитаться по счету и оставить жилье в собственности. Однако они им не воспользовались», — констатировала Екатерина Волкова. Как выяснилось, муж на самом деле выдавал жене нужные суммы на оплату квитанций по приватизации. Но сорокалетняя горожанка к этой обязанности отнеслась легкомысленно — «лишние» деньги тратила на наряды и косметику. Что теперь? Квартира получила иной статус — коммерческой. Жить в ней Шестаковы, конечно, имеют право. Но оставить в наследство детям, продать или подарить уже не смогут. А самое главное, расходы выросли: арендная плата почти вдвое выше выплат на приватизацию — 170 рублей в месяц! Плюс коммунальные услуги. И проигнорировать вновь появившуюся статью расходов не получится, потому что в конечном итоге можно и вовсе попасть под выселение.
Жилье теряют по беспечности
Старший помощник прокурора Могилева Елена Дубровская не скрывает: граждан, «забывающих» о платежах за приватизацию квартир, в областном центре не так уж мало:— Среди них есть и те, кто изо всех сил боролся за возможность оформить жилье в частную собственность, пытаясь вскочить при этом в последний вагон. До 2016 года, к примеру, актуальными были заявления в суды и прокуратуру с просьбами выселить «лишних» людей из квартиры. Либо — признать родственников, местонахождение которых неизвестно, безвестно пропавшими или умершими.
В списке должников также есть граждане, в свое время бравшие кредиты для первого взноса на приватизацию, а составлял он, как известно, 10 процентов от стоимости квартиры.
Всего могилевчане задолжали за приватизацию более 130 тысяч рублей.
«Как правило, причина образования серьезных долгов по оплате приватизации жилья чаще всего кроется не в трудном материальном положении граждан, — поделилась своими наблюдениями Елена Дубровская. — Ежемесячная сумма взносов ведь небольшая — в среднем от 5 до 20 рублей. Такие расходы по карману даже семьям не с самым высоким достатком».
В прошлом году прокуратура Могилева заявила 43 иска о расторжении договоров приватизации. И это самые злостные должники, которые не спешили погашать задолженности по году и даже больше! Для двенадцати владельцев в итоге жилье так и не станет частным — из-за собственной беспечности «отвоеванную» несколько лет назад возможность они упустили. Но большинство, осознав последствия, вносили платежи вместе с набежавшей пеней чуть ли не в момент слушаний. И деньги ведь каким-то образом находились!
С начала года в суды Октябрьского и Ленинского районов Могилева заявлено уже тридцать таких исков. Всего могилевчане задолжали за приватизацию более 130 тысяч рублей.
Письмо с уведомлением
Объективности ради Екатерина Волкова признала: некоторых могилевчан угроза потери права собственника на жилье встряхнула так, что они досрочно внесли всю причитающуюся за приватизацию сумму. В частности, только от жителей Октябрьского района с начала года в городской бюджет поступило свыше 140 тысяч рублей подобных платежей. Однако сознательность присуща не всем, потому ежедневная отправка письменных напоминаний и претензий по разным адресам Могилева продолжается. «А стоят такие послания не так уж и дешево, — констатировала Екатерина Волкова. — Чтобы быть уверенным, что письмо дошло до адресата, мы посылаем его с уведомлением. Сегодня такое отправление обходится в три с половиной рубля».Елена Дубровская напомнила:
— Своевременные расчеты за приватизацию — в интересах прежде всего владельцев квартир. Эта форма платежа уже занесена в систему ЕРИП, и люди могут сами следить за тем, какая сумма уплачена, а какая — осталась. Не скрою: мы стараемся действовать в интересах граждан. И в случае отсутствия платежей учитываем все моменты, которые привели к такой ситуации. Но и сами граждане должны помнить: долго игнорировать платежи у них не получится. Согласно статье 144 Жилищного кодекса, если человек в течение 12 месяцев не рассчитывается за приватизацию, договор купли-продажи приватизируемого им жилого помещения в судебном порядке может быть расторгнут.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Кабушев, заместитель прокурора Могилева:
— Согласно договорам приватизации, занимаемые гражданами жилые помещения переходят в их собственность, а граждане на момент заключения договора уплачивают 10 процентов от стоимости жилого помещения. Оставшиеся 90 процентов погашают равными частями в рассрочку на 40 лет. Многие считают, что если квартира уже в собственности, то можно и не платить — все равно не выселят. Да, это не основание для выселения. Но основание для расторжения договора и перевода соответственно жилья из частного фонда в государственный — жилье становится коммерческим. И за аренду коммерческого жилья также ежемесячно необходимо платить государству, а в случае неуплаты в течение 2 месяцев за пользование коммерческим жильем граждане подлежат выселению. Потому стоит подумать, что лучше: своевременно платить или накапливать долги, загонять себя в кабалу и, возможно, в конечном итоге остаться без жилья.