О чем писала «СБ» в преддверии грандиозной операции «Багратион» — 17-19.06.1944
21.06.2024 08:10:00
Олег УСАЧЕВ
Почему мы так любим читать старые газеты? Потому что они отражают колорит эпохи, ведь в каждой газетной строчке — история твоей семьи, деревни, города, страны. Мы продолжаем посредством архивной подшивки знакомить с событиями 80‑летней давности, о которых рассказывала газета военных лет «Совецкая Беларусь». Напомним, что наше издание после оккупации Белоруссии в июне 1941 года в специально оборудованном вагоне-редакции отправилось в глубь РСФСР, чтобы население нашей республики знакомилось не только со сводками Совинформбюро, но и конкретными примерами героизма советских людей на фронтах и в тылу.
17 июня 1944 года
Удивительное дело, до наступательной операции «Багратион» оставалось меньше недели, но в «СБ» об этом ни слова, ни легкого намека даже между строк. Все потому, что наступление подготавливалось в строжайшей тайне. К разработке плана операции привлекался крайне ограниченный круг лиц. Все распоряжения отдавались исключительно устно и лично исполнителю, любая переписка о готовящейся операции, а также использование телефона или телеграфа категорически запрещались. Советские войска стягивались на исходные позиции только в ночное время. СМЕРШ работал в круглосуточном режиме, обеспечивалась глухота немецкой радиоразведки. Это кажется невозможным, но немцы до последнего о «Багратионе» не знали.
За две недели до начала операции разведка вермахта доложила Гитлеру, что главные удары Советского Союза летом 1944 года ожидаются не в центре советско-германского фронта в Белоруссии, а на южном участке. Что говорить, если командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Эрнст Буш за неделю до начала операции «Багратион» отпросился у фюрера в отпуск, ведь он был уверен, что Красная армия не собирается наступать в Белоруссии.
На первой полосе номера «СБ» за 17 июня в сводке Совинформбюро рассказывается об успешны боях советских войск с финнами на Карельском перешейке:
«На працягу 16 чэрвеня нашы войскi працягваюць развiваць наступленне, з баямi занялi больш 100 насялённых пунктаў… На другiх участках фронта — без змен».
В этой же сводке рассказывается о любопытном случае на юго-востоке от Витебска: «Чырвонаармеец т. Буланаў агнём з вiнтоўкi збiў нямецкi самалёт «Хеншэль-126».
Нельзя сказать, что эта история уникальная. Ведь этот самолет-разведчик, получивший, к слову, в Красной армии прозвище «костыль», был в числе первых, сбитых советскими истребителями 22 июня 1941 года. Немецкий самолет был очень «вертким», и попасть в него было трудно, а чтобы сбить, его надо было изрядно изрешетить. А уж подстрелить из винтовки самолет «Хеншель-126» совсем непросто. Вот как после войны описывался подвиг Буланова:
«Утром над передним краем советской обороны на высоте 400 — 500 метров появился немецкий разведчик «Хеншель-126». Рядовой Михаил Буланов вел в это время наблюдение за противником. Когда самолет приблизился, Буланов открыл по нему огонь из винтовки. Бронебойно-зажигательной пулей была повреждена моторная часть. Вражеский самолет резко пошел на снижение, ударился о землю и взорвался».
Неизвестно, какую награду за «костыль» получил Буланов, но за подобный подвиг младший лейтенант Бамбаль получил орден Красной Звезды. Кстати, Бамбаль был первым, кто подстрелил самолет-разведчик из винтовки. Если точнее, из винтовки Мосина, признанной позднее самым массовым оружием Великой Отечественной войны.
Партизанская пресса
Как известно, после оккупации Минска наша газета переехала в Гомель и далее в специально оборудованном вагоне-редакции отправилась в глубь РСФСР. Главная задача, которую поставило руководство республики перед изданием, — продолжать выходить в тираж и давать людям объективную правду, чего бы это ни стоило. Издаваемая «Совецкая Беларусь» самолетами и другими доступными путями доставлялась в оккупированную Белоруссию. Но наша газета была не одинока в стремлении донести слово правды белорусам. С первых дней войны в условиях жесткой оккупации стали выходить подпольные и партизанские листки, газеты, журналы. Они наряду с информированием сводок Совинформбюро призывали советских людей не поддаваться страху и лживой пропаганде фашистов, брать в руки оружие и сражаться с врагом, укрепляли веру в свои силы.
На четвертой полосе «СБ» за 17 июня рассказывается о партизанском рукописном журнале «Народный мститель». Публикуем фрагмент:
«Больш 25 рукапiсных часопiсаў выдаюць беларускiя партызаны. Надзвычай удалы часопiс выходзiць у партызанскай брыгадзе, якой камандуе дзядзя Коля. Чaсопiс называецца «Народны мсцiўца» i па свайму зместу цалкам адпавядае гэтай баявой назве. Перад намi адзiн з апошнiх нумароў. Ён пачынаецца перадавым артыкулам «Ваяваць, як франтавiкi». Затым надрукавана многа цiкавага па свайму зместу матэрыялу пра жыццё партызан. Нельга без хвалявання чытаць нарыс таварыша С. аб партызанскiм атрадзе iменi Дзяржынскага. Ён расказвае аб тым, як першыя днi ў атрадзе было толькi некалькi чалавек i як ён паступова рос i зараз стаў магутнай баявой адзiнкай!»
По технике изготовления партизанские газеты и журналы представляли собой рукописные или напечатанные на машинке тексты с рисунками. Использовалась всевозможная бумага, от обоев и ученических тетрадей до ватмана и канцелярских книг. Рассказы, юморески, шаржи и карикатуры писали и рисовали сами партизаны. Благодаря тому, что такие рукописные газеты и журналы хранились вместе с документами отряда или бригады, они смогли дожить до сегодняшних дней. Увидеть оригиналы можно в Национальном архиве Беларуси и музее истории Великой Отечественной войны.
Остается добавить, что орган ЦК КП(б) Белоруссии, Совнаркома и Президиума Верховного Совета БССР газета «Совецкая Беларусь» из российской Казани вернулась на родину после освобождения Гомеля в конце 1943 года. К слову, через месяц после освобождения города над Сожем сюда переехало руководство республики. Гомель более чем на полгода стал столицей Белоруссии. В родной Минск из Гомеля редакция нашей газеты вернулась в июле 1944 года.
18 июня 1944 года
В сводке Совинформбюро, размещенной традиционно на первой полосе, рассказывается о том, что на Карельском перешейке нашими войсками занято 120 финских населенных пунктов. Ох, не тех друзей выбрали горячие финские генералы. Разница между Красной армией образца Советско‑финской войны и текущей Великой Отечественной фантастическая. В общем, на информационном поле доминируют наши успехи в Карелии. О «Багратионе» — ни‑ни… При том, что до начала операции четыре дня. Только очень опытные военные специалисты, читая в сводке информацию об успехах партизан в Белоруссии, могли догадываться, что что‑то начинается… Приводим фрагмент из оперативной сводки Совинформбюро за 17 июня:
«Некалькi беларускiх партызанскiх атрадаў, якiя дзейнiчаюць у Мiнскай вобласцi, за месяц пусцiлi пад адкос 24 нямецкiя воiнскiя эшалоны. Нападаючы на ворага з засад ля шасейных i грунтавых дарог, партызаны знiшчылi 43 аўтамашыны i вынiшчылi больш 200 гiтлераўцаў».
И это были только цветочки из партизанских лесов. Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 года. За два дня (раньше было нельзя, чтобы враг не догадался, что готовится сокрушительная операция) до начала «Багратиона» белорусские партизаны парализовали немецкий тыл. После войны бывший штабной начальник вермахта писал: «Начало разгрома группы армий «Центр» было положено действиями 240 тысяч партизан, которые за одну ночь взорвали все железные дороги и парализовали транспортную систему».
19 июня 1944 года
В удивительное время жили 80 лет назад наши дедушки и бабушки, их родители. В одном номере «СБ» можно было прочесть про боевые действия на фронтах, о подвигах партизан и подпольщиков, и тут же — новости с полей, состязания шахматистов, премьера нового фильма «Небо Москвы»… Лучезарной душевной лирикой пронизан, например, материал «Першы дзень на сенажацi» о сенокосе в колхозе «Золотая дубрава» Полесской области:
«З узыходам солнца ў калгасе пачаўся рабочы дзень. Касцы ўскiнулi на плечы косы i накiравалiся на луг. На працу iшлi старыя, жанчыны i моладзь. Адразу ж разгарнулася сацыялiстычнае спаборнiцтва за паспяховае правядзенне сенаўборкi. Зазвiнели косы. Прыгожа кладуцца густыя пакосы. Звеннявая Тацяна Жук паглядзела на працу сваiх сябровак i сказала: «Добра, дзяўчаткi». …Увечары, калi сонца схавалася за небасхiл, касцы з песнямi вярталiся з сенажацi».
До начала наступательной операции «Багратион» оставалось три дня, до Великой Победы — менее 11 месяцев.
О том, как «Совецкая Беларусь» освещала события 80‑летней давности, мы продолжим рассказывать в ближайших номерах.