МАРТ, Нацбанк и Минфин работают над поправками в Закон «О защите прав потребителей»
14.03.2020 08:14:36
Мария ДРУК
Похоже, потребители в большинстве своем стали более грамотными. По крайней мере, только так можно объяснить то, что специалисты Министерства антимонопольного регулирования и обществ по защите прав потребителей констатировали уменьшение обращений к ним по итогам прошлого года. Объясняют они это очень просто: наверняка и в торговле, и в сфере услуг выросла культура взаимодействия между продавцами и их клиентами. Но признать стоит: ряд острых вопросов все еще остается нерешенным. О них нам в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей рассказали эксперты.
«Алло, вы выиграли!»
Так, в ближайших планах МАРТ — внести изменения в законодательство по поводу шрифта на ценниках. Просто в некоторых магазинах стоимость товара со скидкой для участников дисконтной программы либо при условии покупки на определенную сумму на ценнике указывается крупными цифрами. А рядом мелкими — цена на товар, приобретаемый при обычных условиях, при небольшой сумме покупки либо не для держателей карт лояльности. В итоге покупатель на кассе порой удивляется, что цена оказалась выше, нежели та, которую он заметил на стойке и ожидал получить. Продавцы же в ответ делают круглые глаза и начинают пенять на невнимательность гражданина. Вопросы возникают и к размеру шрифта на информацию за килограмм или литр товара. Такие данные закон обязывает продавцов указывать, но это очень невыгодно для них — реальные цифры отпугивают покупателя. Увы, на рекомендации, которые не так давно регулятор активно рассылал во все торговые сети, откликнулись далеко не все ретейлеры.
На повестке дня также жалобы граждан на навязчивых мастеров, предлагающих услуги по замене фильтров и розеток, регулировке пластиковых окон. А еще — звонки с сообщениями о неожиданных «выигрышах», за которые приходится заплатить втридорога. И не стоит забывать про рекламу чудодейственных лекарств в интернете — порой якобы с рекомендациями известных врачей и публичных персон.
В первом случае МАРТ рекомендует: прежде чем открывать дверь незнакомцу с отверткой, лучше позвонить в организацию, которую он якобы представляет, и уточнить, действительно ли у них проходит какая-то акция. К звонкам о выигрышах тоже лучше отнестись настороженно. Ведь зачастую предлагают оплатить пересылку копеечного приза. Лучше уточните, как это вам так повезло, и разузнайте все об организаторе и товаре. Что же касается онлайн-продаж лекарств, то знайте: в нашей стране это и вовсе запрещено. А вот дозволяется ли хождение того или иного БАДа, можно узнать в госреестре лекарственных средств Центра экспертизы и испытаний в здравоохранении. Информация находится в открытом доступе.
В целом в МАРТ замечают: число обращений потребителей в ведомство и исполкомы уменьшается. Так, в 2019-м их было 10 900 против 12 000 годом ранее.
Проблема продажи на «презентациях» дорогущих одеял, посуды, массажеров тоже уже набила оскомину специалистам обществ по защите прав потребителей. Тем не менее люди все еще ведутся на «уникальные» предложения нечистых на руку дельцов. В зоне риска — пожилые люди, которые ходят развеяться, получить общение и внимание, а заодно узнать для себя что-то новое. Возвращаются с таких встреч они с «чрезвычайно полезными» вещами под мышкой, а в нагрузку — банковский кредит. Опомнятся — попробуй еще верни все назад! Если в случае с постельным бельем можно что-то исправить, то со сложнобытовой техникой обычно возникают вопросы, не скрывает юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Ольга Хилько. По ее словам, на такого рода необдуманные покупки во время презентаций им жалуются каждую неделю.
— Почитайте информацию на упаковке или в буклете, соотнесите с тем, что вам говорят, и возьмите паузу, несмотря на «горящие» скидки, которые продавец предоставляет «только сегодня». Поищите в интернете или попросите родных найти более подробные сведения о товаре, — напоминает Ольга Хилько.
У председателя ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анны Суша есть предложение, пусть и немного спорное:
— Несколько лет назад, когда такие «презентации» только набирали оборот, родилась идея: было бы хорошо, если бы в Закон «О защите прав потребителей» внесли поправку о том, что договор можно заключать только по месту нахождения юрадреса продавца или его представителей.
«Подтянулись» с правами
В целом в МАРТ замечают: число обращений потребителей в ведомство и исполкомы уменьшается. Так, в 2019-м их было 10 900 против 12 000 годом ранее. По всей видимости, граждане изучили свои права и активнее решают вопросы с продавцами. Нет — идут в госорганы, в чьей компетенции находится решение подобных спорных вопросов. Неудивительно, что суммарно 10 министерств и концернов в прошлом году получили от потребителей товаров и услуг 8100 жалоб.
Кстати, в Закон «О защите прав потребителей» хотят внести важную поправку. МАРТ совместно с Нацбанком и Минфином работают над главой по защите прав потребителей финансовых услуг.
— В целом закон распространяется и на потребителей финансовых услуг, но, учитывая, что они имеют свою специфику и большинство платежей проходит в интернет-режиме, есть много нюансов. Поэтому возникла необходимость внести дополнение в закон, — поясняет начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
В МАРТ настаивают на том, что документы должны быть написаны ясным языком, чтобы потребитель, который не обладает специальными знаниями, мог понять, о чем идет речь в документе. Хорошо, если сегодня клиент понимает хотя бы половину из стандартного банковского договора.
— Также планируется введение института по рассмотрению имущественных жалоб потребителей финуслуг — досудебного урегулирования конфликтов, — объяснила Инна Гаврильчик.
Кроме того, усиливаются полномочия Национального банка. «Этого бояться не надо. Говорят, что госорганы жестко себя ведут. Но если мы говорим о сфере защиты прав потребителей, то обязательно государственные органы должны обладать инструментарием, чтобы в полной мере защитить права потребителей», — считает представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик напомнила, что Нацбанк разработал закон о платежных системах и платежных услугах, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Парламент.
— Здесь тоже есть важные моменты для потребителей. Он готовится, чтобы четко расписать все позиции, как работают платежные системы и как оказываются платежные услуги, чтобы люди разбирались, как эти механизмы работают. Если вдруг где-то нарушены права потребителей, то можно было определить, где, в каком звене произошло нарушение. Тогда проще разобраться и защитить права граждан, — подчеркнула она.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В Белорусское общество защиты потребителей в прошлом году поступило более 15 000 обращений потребителей. Для сравнения: годом ранее таких обращений было почти 19 000.
БОЗП заявило 222 иска и 226 претензий. В итоге потребителям возместили более 1,2 миллиона рублей материального ущерба и морального вреда. Годом ранее по решениям судов сумма была заметно ниже — около 448,6 тысячи.
druk@sb.by
«Алло, вы выиграли!»
Так, в ближайших планах МАРТ — внести изменения в законодательство по поводу шрифта на ценниках. Просто в некоторых магазинах стоимость товара со скидкой для участников дисконтной программы либо при условии покупки на определенную сумму на ценнике указывается крупными цифрами. А рядом мелкими — цена на товар, приобретаемый при обычных условиях, при небольшой сумме покупки либо не для держателей карт лояльности. В итоге покупатель на кассе порой удивляется, что цена оказалась выше, нежели та, которую он заметил на стойке и ожидал получить. Продавцы же в ответ делают круглые глаза и начинают пенять на невнимательность гражданина. Вопросы возникают и к размеру шрифта на информацию за килограмм или литр товара. Такие данные закон обязывает продавцов указывать, но это очень невыгодно для них — реальные цифры отпугивают покупателя. Увы, на рекомендации, которые не так давно регулятор активно рассылал во все торговые сети, откликнулись далеко не все ретейлеры.
На повестке дня также жалобы граждан на навязчивых мастеров, предлагающих услуги по замене фильтров и розеток, регулировке пластиковых окон. А еще — звонки с сообщениями о неожиданных «выигрышах», за которые приходится заплатить втридорога. И не стоит забывать про рекламу чудодейственных лекарств в интернете — порой якобы с рекомендациями известных врачей и публичных персон.
В первом случае МАРТ рекомендует: прежде чем открывать дверь незнакомцу с отверткой, лучше позвонить в организацию, которую он якобы представляет, и уточнить, действительно ли у них проходит какая-то акция. К звонкам о выигрышах тоже лучше отнестись настороженно. Ведь зачастую предлагают оплатить пересылку копеечного приза. Лучше уточните, как это вам так повезло, и разузнайте все об организаторе и товаре. Что же касается онлайн-продаж лекарств, то знайте: в нашей стране это и вовсе запрещено. А вот дозволяется ли хождение того или иного БАДа, можно узнать в госреестре лекарственных средств Центра экспертизы и испытаний в здравоохранении. Информация находится в открытом доступе.
В целом в МАРТ замечают: число обращений потребителей в ведомство и исполкомы уменьшается. Так, в 2019-м их было 10 900 против 12 000 годом ранее.
Проблема продажи на «презентациях» дорогущих одеял, посуды, массажеров тоже уже набила оскомину специалистам обществ по защите прав потребителей. Тем не менее люди все еще ведутся на «уникальные» предложения нечистых на руку дельцов. В зоне риска — пожилые люди, которые ходят развеяться, получить общение и внимание, а заодно узнать для себя что-то новое. Возвращаются с таких встреч они с «чрезвычайно полезными» вещами под мышкой, а в нагрузку — банковский кредит. Опомнятся — попробуй еще верни все назад! Если в случае с постельным бельем можно что-то исправить, то со сложнобытовой техникой обычно возникают вопросы, не скрывает юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Ольга Хилько. По ее словам, на такого рода необдуманные покупки во время презентаций им жалуются каждую неделю.
— Почитайте информацию на упаковке или в буклете, соотнесите с тем, что вам говорят, и возьмите паузу, несмотря на «горящие» скидки, которые продавец предоставляет «только сегодня». Поищите в интернете или попросите родных найти более подробные сведения о товаре, — напоминает Ольга Хилько.
У председателя ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анны Суша есть предложение, пусть и немного спорное:
— Несколько лет назад, когда такие «презентации» только набирали оборот, родилась идея: было бы хорошо, если бы в Закон «О защите прав потребителей» внесли поправку о том, что договор можно заключать только по месту нахождения юрадреса продавца или его представителей.
«Подтянулись» с правами
В целом в МАРТ замечают: число обращений потребителей в ведомство и исполкомы уменьшается. Так, в 2019-м их было 10 900 против 12 000 годом ранее. По всей видимости, граждане изучили свои права и активнее решают вопросы с продавцами. Нет — идут в госорганы, в чьей компетенции находится решение подобных спорных вопросов. Неудивительно, что суммарно 10 министерств и концернов в прошлом году получили от потребителей товаров и услуг 8100 жалоб.
Кстати, в Закон «О защите прав потребителей» хотят внести важную поправку. МАРТ совместно с Нацбанком и Минфином работают над главой по защите прав потребителей финансовых услуг.
— В целом закон распространяется и на потребителей финансовых услуг, но, учитывая, что они имеют свою специфику и большинство платежей проходит в интернет-режиме, есть много нюансов. Поэтому возникла необходимость внести дополнение в закон, — поясняет начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
В МАРТ настаивают на том, что документы должны быть написаны ясным языком, чтобы потребитель, который не обладает специальными знаниями, мог понять, о чем идет речь в документе. Хорошо, если сегодня клиент понимает хотя бы половину из стандартного банковского договора.
— Также планируется введение института по рассмотрению имущественных жалоб потребителей финуслуг — досудебного урегулирования конфликтов, — объяснила Инна Гаврильчик.
Кроме того, усиливаются полномочия Национального банка. «Этого бояться не надо. Говорят, что госорганы жестко себя ведут. Но если мы говорим о сфере защиты прав потребителей, то обязательно государственные органы должны обладать инструментарием, чтобы в полной мере защитить права потребителей», — считает представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик напомнила, что Нацбанк разработал закон о платежных системах и платежных услугах, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Парламент.
— Здесь тоже есть важные моменты для потребителей. Он готовится, чтобы четко расписать все позиции, как работают платежные системы и как оказываются платежные услуги, чтобы люди разбирались, как эти механизмы работают. Если вдруг где-то нарушены права потребителей, то можно было определить, где, в каком звене произошло нарушение. Тогда проще разобраться и защитить права граждан, — подчеркнула она.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В Белорусское общество защиты потребителей в прошлом году поступило более 15 000 обращений потребителей. Для сравнения: годом ранее таких обращений было почти 19 000.
БОЗП заявило 222 иска и 226 претензий. В итоге потребителям возместили более 1,2 миллиона рублей материального ущерба и морального вреда. Годом ранее по решениям судов сумма была заметно ниже — около 448,6 тысячи.
druk@sb.by