Народный календарь и традиции. 8–14 января
04.01.2024 08:45:00
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ
На следующий день после Рождества, 8 января, кланялись иконе Божьей Матери «Блаженное чрево» с благодарностью за рождение Христа. Совершенно понятно, что в этот день особым вниманием и почтением окружали женщин — рожениц и повивальных бабок, чья «должность», умение и знания держали их «на высоте» в любое время. У нас и в России в народе этот день еще называли «бабiны кашы».
Фото из архива «СБ»
Кашу как обрядовое блюдо из ячневой, гречневой или просяной крупы варила сама бабка‑повитуха («пупарэзнiца»). Каша была на молоке, с маслом, яйцами и медом. Ее еще и украшали‑наряжали, или, как говорят у нас, «аздаблялi кветкамi», какими‑то своими, домашними сладостями, лесными орехами, сушеными фруктами, а чуть позже по времени и конфетами. Все действия с «бабiнай кашай» были своеобразным театрализованным представлением, которое начиналось под конец праздничного обеда и могло потом продолжаться до нескольких часов.
9 января — Степанов день. Согласно приметам, нельзя было рубить дрова, это могло привести к рождению больной «свойскай жывёлы». Наоборот, ее в Степанов день очень обильно кормили, поили, всячески холили и жалели, особенно лошадей.
День 10 января старались проводить со своими родными, «з сямейнiкамi», или, как говорили в восточных регионах, «домочадцами».
11 января — память Вифлеемских младенцев. Считалось, что в этот день ожесточается и поднимается всякая нечисть. Собирали старые, самые разные острые, деревянные предметы и сжигали их для защиты. Особое внимание было к малым деткам — «немаўляткам».
13 января — канун Нового года по старому стилю, «Шчодры вечар». Заранее все убиралось и чистилось, готовился богатый, чтобы ломился, стол, «шчодрая куцця». В народе говорили, что у того, кто не печет блинов в этот вечер, не будет «гладкай i тоўстай свойскай жывёлкi», особенно телят, так что наши «увiшныя гаспадынькi» старались вовсю. В прежние времена в некоторых регионах среди молодежи выбирали самую красивую девушку, одевали и украшали ее, называя «Шчодрай». Группа девушек во главе со «Шчодрай» ходила от дома к дому и пела поздравительные песни — «шчадроўкi». В одних местах собирался «вялiкi гурт хлопцаў», все они разодевались как можно ярче и смешнее, выбирали высокого и «мужнага дзяцюка» — «Шчадраца». Одет он был в какой‑нибудь очень яркий плащ, обвешанный разноцветными ленточками, тесемками и даже «званочкамi». На голове была «корона», а на лице, так же как и у его помощников — «Шчадраванцаў i Шчодрыкаў», маска, сделанная из коры, бумаги, мха и другого подсобного материала, длинные волосы из конского хвоста спадали на плечи, в руках он держал огромный и тоже всячески украшенный «жезл».
Что еще крайне интересно, вечер накануне Нового года — это и вечер… краж! Каждый старается украсть что‑то у знакомых, соседей, родичей. Красть нужно так незаметно, чтобы никто не увидел и ничего не понял. На следующий же день с утра все «украденное» приносится обратно владельцам, никто не в обиде, и более того, сам «гаспадар» должен отблагодарить «вора» хорошими, добрыми словами вместе с «чаркай i пачастункам». Как оказывается, охота поживиться чужим как серьезный порок была у многих людей всегда, и с давних времен такое обрядовое «выкраданне» обеспечивало якобы полную защиту от настоящих воров или же их скорую поимку и возвращение имущества хозяевам.
Фото из архива «СБ»
Кашу как обрядовое блюдо из ячневой, гречневой или просяной крупы варила сама бабка‑повитуха («пупарэзнiца»). Каша была на молоке, с маслом, яйцами и медом. Ее еще и украшали‑наряжали, или, как говорят у нас, «аздаблялi кветкамi», какими‑то своими, домашними сладостями, лесными орехами, сушеными фруктами, а чуть позже по времени и конфетами. Все действия с «бабiнай кашай» были своеобразным театрализованным представлением, которое начиналось под конец праздничного обеда и могло потом продолжаться до нескольких часов.
9 января — Степанов день. Согласно приметам, нельзя было рубить дрова, это могло привести к рождению больной «свойскай жывёлы». Наоборот, ее в Степанов день очень обильно кормили, поили, всячески холили и жалели, особенно лошадей.
День 10 января старались проводить со своими родными, «з сямейнiкамi», или, как говорили в восточных регионах, «домочадцами».
11 января — память Вифлеемских младенцев. Считалось, что в этот день ожесточается и поднимается всякая нечисть. Собирали старые, самые разные острые, деревянные предметы и сжигали их для защиты. Особое внимание было к малым деткам — «немаўляткам».
13 января — канун Нового года по старому стилю, «Шчодры вечар». Заранее все убиралось и чистилось, готовился богатый, чтобы ломился, стол, «шчодрая куцця». В народе говорили, что у того, кто не печет блинов в этот вечер, не будет «гладкай i тоўстай свойскай жывёлкi», особенно телят, так что наши «увiшныя гаспадынькi» старались вовсю. В прежние времена в некоторых регионах среди молодежи выбирали самую красивую девушку, одевали и украшали ее, называя «Шчодрай». Группа девушек во главе со «Шчодрай» ходила от дома к дому и пела поздравительные песни — «шчадроўкi». В одних местах собирался «вялiкi гурт хлопцаў», все они разодевались как можно ярче и смешнее, выбирали высокого и «мужнага дзяцюка» — «Шчадраца». Одет он был в какой‑нибудь очень яркий плащ, обвешанный разноцветными ленточками, тесемками и даже «званочкамi». На голове была «корона», а на лице, так же как и у его помощников — «Шчадраванцаў i Шчодрыкаў», маска, сделанная из коры, бумаги, мха и другого подсобного материала, длинные волосы из конского хвоста спадали на плечи, в руках он держал огромный и тоже всячески украшенный «жезл».
Что еще крайне интересно, вечер накануне Нового года — это и вечер… краж! Каждый старается украсть что‑то у знакомых, соседей, родичей. Красть нужно так незаметно, чтобы никто не увидел и ничего не понял. На следующий же день с утра все «украденное» приносится обратно владельцам, никто не в обиде, и более того, сам «гаспадар» должен отблагодарить «вора» хорошими, добрыми словами вместе с «чаркай i пачастункам». Как оказывается, охота поживиться чужим как серьезный порок была у многих людей всегда, и с давних времен такое обрядовое «выкраданне» обеспечивало якобы полную защиту от настоящих воров или же их скорую поимку и возвращение имущества хозяевам.