В ГТК рассказали об опасностях шоп-туров, очередях на границе и декларировании лекарств
17.05.2018 08:00:26
Константин КОВАЛЕВ
Светлана СЫРИЦКАЯ
НА границе в сторону Литвы и Латвии часты очереди, которые доставляют массу неудобств. Возрос и поток транспорта на въезд в Беларусь. В апреле 2018 года по сравнению с аналогичным периодом минувшего поток грузовиков увеличился в среднем на 18—20, а легковушек — на 50 процентов. На носу сезон отпусков, и похоже, очереди будут только увеличиваться. О чем нужно знать, чтобы быстро и комфортно пересечь границу? Какие товары лучше не брать в подарок?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии ответил начальник Главного управления организации таможенного контроля ГТК Дмитрий КОВАЛЕНОК.
— Здравствуйте, Дмитрий Витальевич. Меня зовут Олег Бирков, звоню из Бобруйска по такой наболевшей проблеме. Чтобы попасть в Литву, иногда в очереди стою по пять часов. Нельзя ускорить время прохождения?
— В этом направлении ведется серьезная работа, однако необходимо учитывать, что причины очередей на границе различны и зачастую связаны с организацией ритмичности работы либо сбоями информационных систем на сопредельной стороне. Но мы держим тесную связь с коллегами по ту сторону погранперехода и помогаем друг другу в случае чрезвычайной ситуации, когда, например, информационные системы дают сбой.
Пиковые ситуации случаются, как правило, в предпраздничные дни и в преддверии больших выходных. Поэтому мы привлекаем к работе в пунктах пропуска дополнительное число сотрудников. И устанавливаем график отпусков с учетом летнего периода, когда наблюдается наиболее высокая нагрузка на границе.
«СГ»: — Изменилась ли общая пропускная способность белорусских пунктов пропуска?
— За 15 лет практически втрое — до 30 тысяч автомобилей в сутки. Хотя такой результат мы прогнозировали достичь лишь к 2019 году. Свою роль сыграло развитие инфраструктуры и технической оснащенности границы. Однако в этом направлении есть к чему стремиться. Так, в ближайшие годы запланирована реконструкция крупных пунктов пропуска на границе с Европейским союзом, в том числе «Каменный Лог», «Урбаны».
— Добрый день. Алексей из Борисова звонит. Скажите, какова судьба контрабанды? Какие товары граждане пытаются ввезти незаконно?
— Сразу отмечу: таможенные органы ничего не конфискуют. И никогда этого не делали. В Беларуси это исключительная компетенция суда. В рамках своей деятельности таможня осуществляет необходимое производство и направляет материалы в суд для принятия соответствующего решения. Спектр товаров, которые пытаются ввезти нелегально, довольно широк. Выявляются как факты недекларирования продуктов питания, одежды, бытовой техники, так и нестандартные случаи. Например, в Национальном аэропорту в одежде пассажира обнаружили птичку колибри.
— Беспокоит Степан из Барановичского района. Интересно, ввозят ли еще авто из Евросоюза?
— Пока сохраняется тенденция ввоза транспортных средств до 5 лет с объемом двигателя до 1,5 кубического сантиметра — в таком случае действует минимальная ставка пошлин. Кроме того, из-за рубежа автомобили активно ввозят и юридические лица.
— Жанна Никовская из Гродно. Как идет подготовка к проведению II Европейских игр?
— Хорошо, что уже есть положительный опыт проведения международных спортивных соревнований, в частности чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В период проведения Европейских игр на помощь таможенникам придут волонтеры. Подписаны двусторонние документы с сопредельными государствами, позволяющие спортсменам и болельщикам перемещать товары в более упрощенном порядке, а в пунктах пропуска будут применяться обновленные средства контроля. Станут работать специальные колл-центры, где можно задать вопросы по таможенному регулированию.
— Дмитрий Витальевич, беспокоит Федор Шпилевский. Слышал, что поменяются нормы беспошлинного ввоза товаров. Это правда?
— Действительно, вступившее в силу новое решение Евразийской экономической комиссии поэтапно корректирует нормы беспошлинного ввоза во всем союзе. Однако в 2018 году общие нормы — весом 50 килограммов и стоимостью 1500 евро (для наземного вида транспорта) и 10 000 (для воздушного) — не меняются.
С 1 января 2019 года лимиты для наземного вида транспорта снизятся до тысячи евро и 50 килограммов. Еще через год они составят 750 евро и 35 килограммов. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 килограммов.
— Олег Ломачев из Барановичей. Интересно, какие инициативы белорусских таможенников учтены в новом Таможенном кодексе ЕАЭС?
— В рамках обсуждения подготовленного проекта в Евразийскую экономическую комиссию направлено более двух тысяч обращений, из которых более четверти — от белорусской стороны. В окончательную редакцию кодекса вошли наши предложения по переходу на автоматическое оформление товаров, сокращению сроков выпуска, оптимизации работы уполномоченных экономических операторов и резидентов свободных экономических зон — что в итоге явилось одними из основных упрощений нового документа.
— Здравствуйте. Это Игорь Патренчук из Гомеля. Насколько актуальна информация, размещенная на сайте ГТК? Можно ли ею пользоваться при пересечении границы?
— За последние годы правовая грамотность белорусов выросла значительно. Сегодня и подростки, и старшее поколение готовы обсуждать таможенные правила. Возможно, мы еще не достигли европейского уровня. Но это естественный эволюционный процесс, когда развитие туризма и увеличение внешней торговли заставляют как граждан, так и таможенников учиться работать друг с другом в рамках действующего законодательства.
На интернет-портале таможенных органов Беларуси регулярно публикуются и обновляются информационные и аналитические материалы. Сейчас завершается новый блок материалов, посвященный отпускному сезону, — это международная практика. Однако не стоит забывать, что пользоваться только сайтом недостаточно, особенно если граждане планируют осуществить серьезную покупку (например, автомобиль или сложнобытовую технику) либо ввезти товары после долгого пребывания за рубежом. На практике как раз такая категория граждан оказывается неготовой к таможенным правилам и попадает в некомфортные ситуации на границе. Я бы настоятельно порекомендовал гражданам тщательно планировать свою поездку, особенно сопряженную с дорогостоящими покупками. Для этого следует ознакомиться с первоисточниками — правовыми актами в области таможенного дела. А в случаях, когда они не дают исчерпывающих ответов на интересующие вопросы, — обратиться с запросом в таможню, через которую планируете ввезти товары.
— Звонит Иван Тихонов из Мозыря. Дмитрий Витальевич, скажите, какие есть ограничения на перемещение лекарств?
— В актах Евразийской экономической комиссии определен перечень лекарственных средств, которые подлежат обязательному декларированию. С ним можно ознакомиться на сайте комиссии и нашем. По общему правилу физическим лицам разрешается перемещать через таможенную границу лекарственные средства, не содержащие наркотических веществ. Препараты, которые их содержат, можно ввезти в объеме недельной потребности (а содержащие психотропные — не более 90 приемов) при условии медицинского подтверждения. При этом лицо должно выбирать красный канал при пересечении границы. Дополнительно порекомендовал бы следующее. Если на препарат выдается рецепт либо вы не знаете, содержит ли он наркотические вещества, лучше его задекларировать.
— Здравствуйте. Вам звонят из Глубокого. Расскажите, какие культурные ценности пытаются провезти через границу чаще всего?
— Основными предметами историко-культурной ценности, которые граждане перемещают через таможенную границу, являются монеты, ордена и медали, предметы искусства. Именно они лидируют как в легальном, так и нелегальном обороте. В прошлом году мы изъяли свыше двух тысяч предметов историко-культурного наследия.
«СГ»: — Как часто бывают случаи, когда под видом одних товаров перевозят совершенно другие?
— Подобное случается. Факты, выявленные на одной таможне, изучаются и в дальнейшем используются для работы в рамках системы рисков для иных таможен. Однозначно, любые сыпучие вещества, пересылаемые в посылках, являются объектами повышенного внимания. Бывает, без заводской упаковки пересылают чай, спортивное питание, измельченное растительное сырье, различные биологические добавки. Для того чтобы определить состав перемещаемых веществ, таможенные органы проводят экспресс-тесты с использованием различных технических средств контроля. При необходимости направляют товар на экспертизу. В частности, таможенная лаборатория при Институте подготовки и переподготовки кадров должностных лиц таможенных органов проводит целый спектр различных экспертиз, как таможенных, так и судебных.
— Егор из Рогачева беспокоит. Подскажите, если я проезжаю границу на личном транспорте, обязан ли показывать сотруднику таможни, где находится VIN-номер кузова?
— Любой человек должен следовать установленным нормам и правилам, а также законным требованиям контролирующих органов. Тем более если он заинтересован максимально быстро пройти границу. К примеру, в аэропорту, проходя процедуру контроля службой безопасности, мы все снимаем часы, достаем из карманов металлические предметы, мобильники. Это нормально. Если вы этого не сделаете, сотрудник безопасности вас просто не пропустит. Точно так же с товарами на границе.
Кому, как не владельцу транспортного средства, знать, в каком месте указан номер шасси? Если же водитель по различным причинам не предоставляет данную информацию, то сотрудник в рамках таможенного контроля будет осуществлять поиск VIN-номера. А это может занять определенное время, особенно учитывая тот факт, что единых требований по их нанесению не существует.
— Дмитрий Витальевич, расскажите, пожалуйста, как ввезти семена овощей из Польши?
— Любой семенной материал запрещен ко ввозу. Неважно, семена это или луковицы. Даже если вы покупаете товар в магазине, в заводской упаковке — это еще не гарант безопасности ввозимой продукции. Должен быть соответствующий фитосанитарный сертификат страны вывоза. Но случаи их выдачи физическим лицам, исходя из практики работы, единичны. Случается, например, что магазины выдают покупателям некие дипломы либо сертификаты качества, но они ничего общего с фитосанитарными не имеют. Поэтому внимательно читайте содержимое выданного вам документа.
— Ирина из Гродно. Скажите, пропустят ли меня на границе, если буду везти в Беларусь перьевые подушки?
— Опять-таки вопрос больше по компетенции ветеринарных служб. Но считаю возможным отметить: если введен карантин по птице, то он автоматически блокирует ввоз соответствующей продукции в любом виде — будь то мясо, консервы или перьевые подушки. Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, лучше непосредственно перед выездом на границу уточнить соответствующие ограничения в Департаменте ветеринарного контроля и продовольствия.
— Здравствуйте. Меня зовут Максим. Я фотограф из Гродно. Поступило деловое предложение провести профессиональную фотосессию за границей. Нужно ли при выезде декларировать дорогостоящий фотоаппарат и сопутствующее оборудование?
— Я бы порекомендовал это сделать. Иначе при возвращении вам могут засчитать его в стоимость ввозимого товара. А если техника дорогостоящая, возможно, еще и в лимиты не вложитесь. Придется платить пошлину, если не сможете доказать, что фотоаппарат был ранее вывезен с территории ЕАЭС. Например, доказательством могут послужить чеки о приобретении, на самый крайний случай — фото, сделанные в Беларуси еще до поездки за границу. Все же лучше заранее побеспокоиться о мелочах, которые впоследствии могут сыграть решающую роль.
Тем, кто планирует с дорогостоящей техникой периодически выезжать за рубеж, хочу дать маленький совет: заполните декларацию сразу в двух экземплярах, указав серийный номер техники, — телефона, фотокамеры, ноутбука и даже объектива, чтобы всякий раз при выезде из Беларуси не заполнять новую, а предоставлять имеющуюся, со штампом. Это будет подтверждением того, что ваша техника уже есть в базе данных.
«СГ»: — Только вот особо изощренные граждане иногда покупают вещи в Европе и, срезав этикетки и ценники, выдают за свои, уже ношеные. Понятное дело, не для себя покупают...
— Думаете, сотрудника таможни так легко обмануть? Даже взглядом определить можно, какие джинсы только что из магазина, а какие стираные и ношеные. Зачастую граждане везут в Беларусь брендовые вещи, купленные на распродаже. Но если не будет ни чека, ни этикеток, мы посчитаем по реальной их стоимости. И если гражданин не сможет уложиться в существующие лимиты, то покупка по суперскидке может обойтись ему непредвиденно дорого.
— Дмитрий Витальевич, звонит Алла Васильевна из Брестского района. Накануне Радоницы попала в неприятную ситуацию. Купила в Хмельницком 20 лампадок на могилки родственников, но в Беларусь с этим товаром не пропустили. Пришлось оставить. Но ведь я ничего не нарушаю. Последний раз выезжала за границу два года назад. И тут такое невезение.
— Претензий к вам не должно было возникнуть. Но необходимо уточнять, какие иные обстоятельства были в случае вашего пересечения. В частности, отдельные граждане, которые едут за покупками в соседние страны, могут попасть в достаточно неприятное положение. Микроавтобус заполняется лицами, которые ввозят товары для дальнейшей продажи, а также несколькими гражданами, которые покупают лишь для себя, чтобы «разбавить» товарный объем.
Происходит ситуация, когда в рамках одного транспортного средства присутствуют признаки «коммерческой» партии товара. Из-за этого оно может быть возвращено на сопредельную сторону. При этом добросовестные пассажиры страдают и должны для себя принять непростое решение: либо следовать обратно в данном микроавтобусе, либо самостоятельно продолжать движение в Беларусь.
«СГ»: — То есть нашу читательницу подставили?
— Возможно. Такая проблема существует, и однозначное решение подобрать сложно. Организованный шоп-тур таит в себе определенную долю риска, поскольку отдельный гражданин косвенно зависит от добросовестности иных пассажиров.
«СГ»: — Дмитрий Витальевич, пожалуй, на границе в лицо знают сотрудников центрального аппарата. Проявляют ли к вам снисхождение при прохождении процедуры досмотра?
— О своем приезде я не уведомляю, хотя границу доводится проходить достаточно часто. Для меня как специалиста по организации контроля очень важно оценить качество и уровень работы сотрудников таможни. Посмотреть на свою работу с другой стороны. По возвращении можно сделать определенные выводы, рекомендации, направленные на улучшение работы всей структуры в целом. Люди разные, и ситуации разные на границе происходят: у кого-то колесо спустилось, кто-то торопится на встречу, у кого-то маленький ребенок. Это все вносит свои нюансы в нашу работу, поэтому любую ситуацию нужно рассматривать взвешенно и объективно.
«СГ»: — Но пытаетесь провести «контрольную закупку», чтобы проверить сотрудников на внимательность?
— Для такого эксперимента нужно пройти ряд серьезных процедурных согласований. Самостоятельно таким «вольным творчеством» заниматься нельзя. Тем более сотрудник таможни должен поступить в рамках законодательства и в ответ на провокацию составить соответствующие процессуальные документы. Есть методы куда проще, но не менее показательные. Например, учения, в рамках которых можно взять обычный спичечный коробок. И далее отрабатывать практические занятия. Тест простой, но достаточно информативный, так как позволяет проверить наших сотрудников на внимательность и бдительность.
kovalev@sb.by;
syritskaya@sb.by
Фото Александра КУЛЕВСКОГО
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии ответил начальник Главного управления организации таможенного контроля ГТК Дмитрий КОВАЛЕНОК.
— Здравствуйте, Дмитрий Витальевич. Меня зовут Олег Бирков, звоню из Бобруйска по такой наболевшей проблеме. Чтобы попасть в Литву, иногда в очереди стою по пять часов. Нельзя ускорить время прохождения?
— В этом направлении ведется серьезная работа, однако необходимо учитывать, что причины очередей на границе различны и зачастую связаны с организацией ритмичности работы либо сбоями информационных систем на сопредельной стороне. Но мы держим тесную связь с коллегами по ту сторону погранперехода и помогаем друг другу в случае чрезвычайной ситуации, когда, например, информационные системы дают сбой.
Пиковые ситуации случаются, как правило, в предпраздничные дни и в преддверии больших выходных. Поэтому мы привлекаем к работе в пунктах пропуска дополнительное число сотрудников. И устанавливаем график отпусков с учетом летнего периода, когда наблюдается наиболее высокая нагрузка на границе.
«СГ»: — Изменилась ли общая пропускная способность белорусских пунктов пропуска?
— За 15 лет практически втрое — до 30 тысяч автомобилей в сутки. Хотя такой результат мы прогнозировали достичь лишь к 2019 году. Свою роль сыграло развитие инфраструктуры и технической оснащенности границы. Однако в этом направлении есть к чему стремиться. Так, в ближайшие годы запланирована реконструкция крупных пунктов пропуска на границе с Европейским союзом, в том числе «Каменный Лог», «Урбаны».
— Добрый день. Алексей из Борисова звонит. Скажите, какова судьба контрабанды? Какие товары граждане пытаются ввезти незаконно?
— Сразу отмечу: таможенные органы ничего не конфискуют. И никогда этого не делали. В Беларуси это исключительная компетенция суда. В рамках своей деятельности таможня осуществляет необходимое производство и направляет материалы в суд для принятия соответствующего решения. Спектр товаров, которые пытаются ввезти нелегально, довольно широк. Выявляются как факты недекларирования продуктов питания, одежды, бытовой техники, так и нестандартные случаи. Например, в Национальном аэропорту в одежде пассажира обнаружили птичку колибри.
— Беспокоит Степан из Барановичского района. Интересно, ввозят ли еще авто из Евросоюза?
— Пока сохраняется тенденция ввоза транспортных средств до 5 лет с объемом двигателя до 1,5 кубического сантиметра — в таком случае действует минимальная ставка пошлин. Кроме того, из-за рубежа автомобили активно ввозят и юридические лица.
— Хорошо, что уже есть положительный опыт проведения международных спортивных соревнований, в частности чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В период проведения Европейских игр на помощь таможенникам придут волонтеры. Подписаны двусторонние документы с сопредельными государствами, позволяющие спортсменам и болельщикам перемещать товары в более упрощенном порядке, а в пунктах пропуска будут применяться обновленные средства контроля. Станут работать специальные колл-центры, где можно задать вопросы по таможенному регулированию.
— Дмитрий Витальевич, беспокоит Федор Шпилевский. Слышал, что поменяются нормы беспошлинного ввоза товаров. Это правда?
— Действительно, вступившее в силу новое решение Евразийской экономической комиссии поэтапно корректирует нормы беспошлинного ввоза во всем союзе. Однако в 2018 году общие нормы — весом 50 килограммов и стоимостью 1500 евро (для наземного вида транспорта) и 10 000 (для воздушного) — не меняются.
С 1 января 2019 года лимиты для наземного вида транспорта снизятся до тысячи евро и 50 килограммов. Еще через год они составят 750 евро и 35 килограммов. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 килограммов.
— Олег Ломачев из Барановичей. Интересно, какие инициативы белорусских таможенников учтены в новом Таможенном кодексе ЕАЭС?
— В рамках обсуждения подготовленного проекта в Евразийскую экономическую комиссию направлено более двух тысяч обращений, из которых более четверти — от белорусской стороны. В окончательную редакцию кодекса вошли наши предложения по переходу на автоматическое оформление товаров, сокращению сроков выпуска, оптимизации работы уполномоченных экономических операторов и резидентов свободных экономических зон — что в итоге явилось одними из основных упрощений нового документа.
— За последние годы правовая грамотность белорусов выросла значительно. Сегодня и подростки, и старшее поколение готовы обсуждать таможенные правила. Возможно, мы еще не достигли европейского уровня. Но это естественный эволюционный процесс, когда развитие туризма и увеличение внешней торговли заставляют как граждан, так и таможенников учиться работать друг с другом в рамках действующего законодательства.
На интернет-портале таможенных органов Беларуси регулярно публикуются и обновляются информационные и аналитические материалы. Сейчас завершается новый блок материалов, посвященный отпускному сезону, — это международная практика. Однако не стоит забывать, что пользоваться только сайтом недостаточно, особенно если граждане планируют осуществить серьезную покупку (например, автомобиль или сложнобытовую технику) либо ввезти товары после долгого пребывания за рубежом. На практике как раз такая категория граждан оказывается неготовой к таможенным правилам и попадает в некомфортные ситуации на границе. Я бы настоятельно порекомендовал гражданам тщательно планировать свою поездку, особенно сопряженную с дорогостоящими покупками. Для этого следует ознакомиться с первоисточниками — правовыми актами в области таможенного дела. А в случаях, когда они не дают исчерпывающих ответов на интересующие вопросы, — обратиться с запросом в таможню, через которую планируете ввезти товары.
— Звонит Иван Тихонов из Мозыря. Дмитрий Витальевич, скажите, какие есть ограничения на перемещение лекарств?
— В актах Евразийской экономической комиссии определен перечень лекарственных средств, которые подлежат обязательному декларированию. С ним можно ознакомиться на сайте комиссии и нашем. По общему правилу физическим лицам разрешается перемещать через таможенную границу лекарственные средства, не содержащие наркотических веществ. Препараты, которые их содержат, можно ввезти в объеме недельной потребности (а содержащие психотропные — не более 90 приемов) при условии медицинского подтверждения. При этом лицо должно выбирать красный канал при пересечении границы. Дополнительно порекомендовал бы следующее. Если на препарат выдается рецепт либо вы не знаете, содержит ли он наркотические вещества, лучше его задекларировать.
— Здравствуйте. Вам звонят из Глубокого. Расскажите, какие культурные ценности пытаются провезти через границу чаще всего?
— Основными предметами историко-культурной ценности, которые граждане перемещают через таможенную границу, являются монеты, ордена и медали, предметы искусства. Именно они лидируют как в легальном, так и нелегальном обороте. В прошлом году мы изъяли свыше двух тысяч предметов историко-культурного наследия.
— Подобное случается. Факты, выявленные на одной таможне, изучаются и в дальнейшем используются для работы в рамках системы рисков для иных таможен. Однозначно, любые сыпучие вещества, пересылаемые в посылках, являются объектами повышенного внимания. Бывает, без заводской упаковки пересылают чай, спортивное питание, измельченное растительное сырье, различные биологические добавки. Для того чтобы определить состав перемещаемых веществ, таможенные органы проводят экспресс-тесты с использованием различных технических средств контроля. При необходимости направляют товар на экспертизу. В частности, таможенная лаборатория при Институте подготовки и переподготовки кадров должностных лиц таможенных органов проводит целый спектр различных экспертиз, как таможенных, так и судебных.
— Егор из Рогачева беспокоит. Подскажите, если я проезжаю границу на личном транспорте, обязан ли показывать сотруднику таможни, где находится VIN-номер кузова?
— Любой человек должен следовать установленным нормам и правилам, а также законным требованиям контролирующих органов. Тем более если он заинтересован максимально быстро пройти границу. К примеру, в аэропорту, проходя процедуру контроля службой безопасности, мы все снимаем часы, достаем из карманов металлические предметы, мобильники. Это нормально. Если вы этого не сделаете, сотрудник безопасности вас просто не пропустит. Точно так же с товарами на границе.
Кому, как не владельцу транспортного средства, знать, в каком месте указан номер шасси? Если же водитель по различным причинам не предоставляет данную информацию, то сотрудник в рамках таможенного контроля будет осуществлять поиск VIN-номера. А это может занять определенное время, особенно учитывая тот факт, что единых требований по их нанесению не существует.
— Дмитрий Витальевич, расскажите, пожалуйста, как ввезти семена овощей из Польши?
— Любой семенной материал запрещен ко ввозу. Неважно, семена это или луковицы. Даже если вы покупаете товар в магазине, в заводской упаковке — это еще не гарант безопасности ввозимой продукции. Должен быть соответствующий фитосанитарный сертификат страны вывоза. Но случаи их выдачи физическим лицам, исходя из практики работы, единичны. Случается, например, что магазины выдают покупателям некие дипломы либо сертификаты качества, но они ничего общего с фитосанитарными не имеют. Поэтому внимательно читайте содержимое выданного вам документа.
— Опять-таки вопрос больше по компетенции ветеринарных служб. Но считаю возможным отметить: если введен карантин по птице, то он автоматически блокирует ввоз соответствующей продукции в любом виде — будь то мясо, консервы или перьевые подушки. Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, лучше непосредственно перед выездом на границу уточнить соответствующие ограничения в Департаменте ветеринарного контроля и продовольствия.
— Здравствуйте. Меня зовут Максим. Я фотограф из Гродно. Поступило деловое предложение провести профессиональную фотосессию за границей. Нужно ли при выезде декларировать дорогостоящий фотоаппарат и сопутствующее оборудование?
— Я бы порекомендовал это сделать. Иначе при возвращении вам могут засчитать его в стоимость ввозимого товара. А если техника дорогостоящая, возможно, еще и в лимиты не вложитесь. Придется платить пошлину, если не сможете доказать, что фотоаппарат был ранее вывезен с территории ЕАЭС. Например, доказательством могут послужить чеки о приобретении, на самый крайний случай — фото, сделанные в Беларуси еще до поездки за границу. Все же лучше заранее побеспокоиться о мелочах, которые впоследствии могут сыграть решающую роль.
Тем, кто планирует с дорогостоящей техникой периодически выезжать за рубеж, хочу дать маленький совет: заполните декларацию сразу в двух экземплярах, указав серийный номер техники, — телефона, фотокамеры, ноутбука и даже объектива, чтобы всякий раз при выезде из Беларуси не заполнять новую, а предоставлять имеющуюся, со штампом. Это будет подтверждением того, что ваша техника уже есть в базе данных.
«СГ»: — Только вот особо изощренные граждане иногда покупают вещи в Европе и, срезав этикетки и ценники, выдают за свои, уже ношеные. Понятное дело, не для себя покупают...
— Думаете, сотрудника таможни так легко обмануть? Даже взглядом определить можно, какие джинсы только что из магазина, а какие стираные и ношеные. Зачастую граждане везут в Беларусь брендовые вещи, купленные на распродаже. Но если не будет ни чека, ни этикеток, мы посчитаем по реальной их стоимости. И если гражданин не сможет уложиться в существующие лимиты, то покупка по суперскидке может обойтись ему непредвиденно дорого.
— Претензий к вам не должно было возникнуть. Но необходимо уточнять, какие иные обстоятельства были в случае вашего пересечения. В частности, отдельные граждане, которые едут за покупками в соседние страны, могут попасть в достаточно неприятное положение. Микроавтобус заполняется лицами, которые ввозят товары для дальнейшей продажи, а также несколькими гражданами, которые покупают лишь для себя, чтобы «разбавить» товарный объем.
Происходит ситуация, когда в рамках одного транспортного средства присутствуют признаки «коммерческой» партии товара. Из-за этого оно может быть возвращено на сопредельную сторону. При этом добросовестные пассажиры страдают и должны для себя принять непростое решение: либо следовать обратно в данном микроавтобусе, либо самостоятельно продолжать движение в Беларусь.
«СГ»: — То есть нашу читательницу подставили?
— Возможно. Такая проблема существует, и однозначное решение подобрать сложно. Организованный шоп-тур таит в себе определенную долю риска, поскольку отдельный гражданин косвенно зависит от добросовестности иных пассажиров.
«СГ»: — Дмитрий Витальевич, пожалуй, на границе в лицо знают сотрудников центрального аппарата. Проявляют ли к вам снисхождение при прохождении процедуры досмотра?
— О своем приезде я не уведомляю, хотя границу доводится проходить достаточно часто. Для меня как специалиста по организации контроля очень важно оценить качество и уровень работы сотрудников таможни. Посмотреть на свою работу с другой стороны. По возвращении можно сделать определенные выводы, рекомендации, направленные на улучшение работы всей структуры в целом. Люди разные, и ситуации разные на границе происходят: у кого-то колесо спустилось, кто-то торопится на встречу, у кого-то маленький ребенок. Это все вносит свои нюансы в нашу работу, поэтому любую ситуацию нужно рассматривать взвешенно и объективно.
«СГ»: — Но пытаетесь провести «контрольную закупку», чтобы проверить сотрудников на внимательность?
— Для такого эксперимента нужно пройти ряд серьезных процедурных согласований. Самостоятельно таким «вольным творчеством» заниматься нельзя. Тем более сотрудник таможни должен поступить в рамках законодательства и в ответ на провокацию составить соответствующие процессуальные документы. Есть методы куда проще, но не менее показательные. Например, учения, в рамках которых можно взять обычный спичечный коробок. И далее отрабатывать практические занятия. Тест простой, но достаточно информативный, так как позволяет проверить наших сотрудников на внимательность и бдительность.
kovalev@sb.by;
syritskaya@sb.by
Фото Александра КУЛЕВСКОГО