В 2023 году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек — в Беларуси активно развивают промтуризм
13.03.2024 08:30:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
В Беларуси развитию промышленного туризма уделяется большое внимание на государственном уровне. Сегодня в стране более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению этого направления — на них разработаны и утверждены маршруты. К примеру, участники экскурсий могут прокатиться на тракторе, узнать, как производят сладости, и посидеть за рулем самого большого автомобиля в мире. В прошлом году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек — это на треть больше, чем годом ранее. Узнали, какое будущее у этого направления.
![](https://storage01.sb.by/iblock/1d4/1d4e156f6e3a38530c4fa1e53d8d8c4c/6357cd22d3246fd6b4c1503cb728a40c.jpg)
— Одно из самых значимых направлений — промышленный туризм. Нам удалось сохранить его потенциал с советских времен. Все бренды и ведущие предприятия работают до сих пор, и мы этим гордимся. Однако мир не стоит на месте, конкуренция растет, это требует новых шагов, — заявил на международном семинаре «Промышленный туризм как бренд и стратегия» заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик. — У людей изменилось отношение к экскурсиям на производства. Если раньше они носили профориентационный характер, то сейчас практически все объекты предлагают принять участие в мастер-классах, посетить музеи и дегустационные залы, приложить руку к созданию популярных товаров.
![](https://storage01.sb.by/iblock/359/359e26af2aece2ccfa35437556c6856c/3382744515b0ee738dda88b942cf4bd8.jpg)
В нашей стране создана рабочая группа по промышленному туризму, которая входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров, подчеркнул заместитель министра:
— Кроме того, реализуется дорожная карта по развитию промтуризма. С 1 января 2023 года вступил в силу новый закон о туризме. В частности, он дает право именно работникам промпредприятий заниматься экскурсионной деятельностью без аттестации.
По его словам, промышленный туризм в стране развивается интенсивно. Так, сегодня более 130 предприятий и организаций продвигают это направление. Они имеют определенную базу, наработки и мотивацию развивать промтуризм.
![](https://storage01.sb.by/iblock/d8b/d8b32fadd81700ed6e756b045371ed4f/e67bd49c4b84e92a18a2429d17626f71.jpg)
Приятно, что наши предприятия посещают не только белорусы, но и туристы из других стран. В частности, в прошлом году Беларусь посетили свыше 5 миллионов туристов из России.Мы видим, что им интересны жизнь, технологии, продукция наших предприятий, — отметил Олег Андрейчик.
Он также напомнил, что в прошлом году услуги промышленного туризма оказывали 12 холдингов и самостоятельных организаций системы Министерства промышленности:
— Например, в прошлом году предприятия концерна «Белгоспищепром» приняли 42 тысячи человек, а полученный доход от этой деятельности составил более миллиона рублей.
Помимо промышленного туризма, белорусские предприятия активно развивают и профориентационный туризм. Налажено взаимодействие с республиканскими и региональными учреждениями образования страны. Предприятия стратегически смотрят вперед, тем самым готовя будущие кадры.
![](https://storage01.sb.by/iblock/c8c/c8c5ee17e5b38d73b42b2e5d19a80070/138b34218b6e0011d1d5ef4fadc5d8d1.jpg)
— Если говорить о статистике посещения объектов промышленного туризма, то около 70 процентов — это учащиеся школ. Экскурсии дают ребятам возможность посмотреть на производство и производственные процессы. Такая практика способствует эффективной профориентации, — подчеркнул замминистра.
— Промтуризм на Минском тракторном заводе начал развиваться в 2017 году с одной экскурсии в день. Сейчас мы работаем с понедельника по субботу четыре раза в день. В прошлом году МТЗ посетили более 15 тысяч человек, — рассказал во время семинара ведущий специалист по промышленному туризму ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович. — Мы на этом не останавливаемся, будем развивать промышленный туризм и дальше. Есть планы по выходу за пределы завода, но для этого нужно получить аттестацию. Кроме того, для нас промтуризм — это бренд, имидж нашего предприятия, а также профориентация. Мы знакомим детей с будущими профессиями, показываем, что сегодня собой представляют современные действующие предприятия и производства.
Одно из перспективных направлений развития промышленного туризма — создание совместных проектов в области подготовки кадров и организации трансграничных маршрутов, поделился планами Олег Андрейчик:
— Мы видим желание субъектов Российской Федерации сотрудничать с нашими регионами по выстраиванию цепочки туристических маршрутов. Кроме того, перспективным направлением может стать разработка стратегии по унификации законодательства в сфере туризма, которая позволит осуществлять эту деятельность на территории двух стран. Над этим мы сейчас работаем. Возможно, это и будет трендом будущего развития промышленного туризма.
semenkova@sb.by