Белорусская лялька станет своеобразным символом праздника «Александрия собирает друзей»
31.05.2022 07:33:00
Уже в одиннадцатый раз в агрогородке Александрия Шкловского района пройдет республиканский праздник «Купалье». На фестивальной ярмарке со старинными традиционными ремеслами белорусов знакомятся не только гости, но и сами мастера к каждому фесту отправляются в этнографические экспедиции, чтобы возродить во всей полноте один из видов народного искусства. Так, на одном из фестивалей проводился конкурс народных костюмов, в прошлом году символом праздника был рушник, а в этом — белорусская лялька.
![](/upload/iblock/b7a/b7ad7cd79cc12a845e3a059ce70b391f.jpg)
Как выглядит Купалинка? Гости Александрии смогут оценить фантазию искусных рукодельниц со всей Могилевской области, почерк мастера и колорит местечка, где он живет: у каждой куклы будет свое лицо. Директор Коровчинского дома ремесел из Дрибинского района Татьяна Дмитрук рассказывает, что у дрибинской ляльки вековая биография:
— Мы успели застать бабушек, которые поделились с нами секретами изготовления игровой куклы еще из их детства. Они даже проводили мастер-классы для ребятишек, а мы все брали на карандаш и снимали на видео. За основу бралось поленце или даже початок кукурузы, а дальше в ход шли лоскутки ткани, кусочки мешковины — на что была богата крестьянская семья. Благодаря нашим же старожилам удалось восстановить технику плетения дрибинских лаптей, ее впоследствии внесли в Список историко-культурных ценностей Беларуси. Ну и, конечно же, наши знаменитые дрибинские валенки! Из этнографических экспедиций мы узнали, что шаповалы тоже делали куколок из шерсти.
![](/upload/iblock/dbd/dbdc27b5d9735a7427798d11de0f804b.jpg)
![](/upload/iblock/660/660965e0e10dc91505ef974e60fb547e.jpg)
Мастерицы из Краснополья намерены сделать акцент на вышивке. Оказывается, в белорусском орнаменте есть отдельные узоры, которые обозначают хоровод, огонь, купальскую траву и танцующую Купалинку.
Но не только кукол в купальских костюмах увидят гости праздника в Александрии, а еще и целые коллекции белорусских народных игрушек. Из каких только материалов наши предки не мастерили цацки! «Даже из бульбы» — так поведали глусским мастерицам местные старожилы. Из отварного клубня вырезался, к примеру, поросенок, после подсушивания на солнце игрушка затвердевала. А вот глусский бондарь народный мастер Владимир Станкевич шутит, что (уже с сединой на висках) впал в детство: увлекся деревянной игрушкой:
![](/upload/iblock/d99/d9916b6fef6d9c63bf567c63c00ef93d.jpg)
— Еще в старину умельцы старались придумать оригинальный механизм, оживляющий игрушки: у меня кузнечики на колесах, зверушки, которые вращаются на турниках, дятел, стучащий клювом по дереву. В ход идут липа, береза, сосна, акация, вместо лака использую льняное масло. Сейчас игрушки из дерева снова в моде. Это же не пластик, их приятно держать в руках, они передают тепло рук мастера.
Председатель Могилевского отделения Белорусского союза мастеров народного творчества Наталия Доменикова считает, что в народной кукле очень ярко прослеживаются этнические особенности, ведь их создают по образу и подобию:
![](/upload/iblock/fce/fced32fbcc57c098ea630b12af93c10b.jpg)
— Объявив конкурс народной игрушки, мы ставили задачу привлечь внимание мастеров наших домов ремесел и школ искусств к исследовательской работе, чтобы они встречались со старожилами и воссоздавали традиции своей малой родины. Результатом такой работы станут мастер-классы, выставки. В этих бесхитростных цацках можно прочесть зашифрованные послания от наших предков: история народной игрушки тесно связана с фольклором, верованиями, бытом того времени.
![](/upload/iblock/e5c/e5c85ff784e3b674202336287e51c70c.jpg)
Сама Наталия Доменикова будет мастерить традиционные для белорусов игрушки из соломки. Не забудут ремесленники и про куклы-обереги. Зажиночных делали перед началом жатвы — на урожай; куклу на счастливое замужество девица должна была сотворить собственными руками; пеленашка призвана оберегать младенца от напастей; куколка-зерновушка — даровать благосостояние хозяевам.
![](/upload/iblock/b7a/b7ad7cd79cc12a845e3a059ce70b391f.jpg)
Как выглядит Купалинка? Гости Александрии смогут оценить фантазию искусных рукодельниц со всей Могилевской области, почерк мастера и колорит местечка, где он живет: у каждой куклы будет свое лицо. Директор Коровчинского дома ремесел из Дрибинского района Татьяна Дмитрук рассказывает, что у дрибинской ляльки вековая биография:
— Мы успели застать бабушек, которые поделились с нами секретами изготовления игровой куклы еще из их детства. Они даже проводили мастер-классы для ребятишек, а мы все брали на карандаш и снимали на видео. За основу бралось поленце или даже початок кукурузы, а дальше в ход шли лоскутки ткани, кусочки мешковины — на что была богата крестьянская семья. Благодаря нашим же старожилам удалось восстановить технику плетения дрибинских лаптей, ее впоследствии внесли в Список историко-культурных ценностей Беларуси. Ну и, конечно же, наши знаменитые дрибинские валенки! Из этнографических экспедиций мы узнали, что шаповалы тоже делали куколок из шерсти.
![](/upload/iblock/dbd/dbdc27b5d9735a7427798d11de0f804b.jpg)
![](/upload/iblock/660/660965e0e10dc91505ef974e60fb547e.jpg)
Мастерицы из Краснополья намерены сделать акцент на вышивке. Оказывается, в белорусском орнаменте есть отдельные узоры, которые обозначают хоровод, огонь, купальскую траву и танцующую Купалинку.
Но не только кукол в купальских костюмах увидят гости праздника в Александрии, а еще и целые коллекции белорусских народных игрушек. Из каких только материалов наши предки не мастерили цацки! «Даже из бульбы» — так поведали глусским мастерицам местные старожилы. Из отварного клубня вырезался, к примеру, поросенок, после подсушивания на солнце игрушка затвердевала. А вот глусский бондарь народный мастер Владимир Станкевич шутит, что (уже с сединой на висках) впал в детство: увлекся деревянной игрушкой:
![](/upload/iblock/d99/d9916b6fef6d9c63bf567c63c00ef93d.jpg)
— Еще в старину умельцы старались придумать оригинальный механизм, оживляющий игрушки: у меня кузнечики на колесах, зверушки, которые вращаются на турниках, дятел, стучащий клювом по дереву. В ход идут липа, береза, сосна, акация, вместо лака использую льняное масло. Сейчас игрушки из дерева снова в моде. Это же не пластик, их приятно держать в руках, они передают тепло рук мастера.
Председатель Могилевского отделения Белорусского союза мастеров народного творчества Наталия Доменикова считает, что в народной кукле очень ярко прослеживаются этнические особенности, ведь их создают по образу и подобию:
![](/upload/iblock/fce/fced32fbcc57c098ea630b12af93c10b.jpg)
— Объявив конкурс народной игрушки, мы ставили задачу привлечь внимание мастеров наших домов ремесел и школ искусств к исследовательской работе, чтобы они встречались со старожилами и воссоздавали традиции своей малой родины. Результатом такой работы станут мастер-классы, выставки. В этих бесхитростных цацках можно прочесть зашифрованные послания от наших предков: история народной игрушки тесно связана с фольклором, верованиями, бытом того времени.
![](/upload/iblock/e5c/e5c85ff784e3b674202336287e51c70c.jpg)
Сама Наталия Доменикова будет мастерить традиционные для белорусов игрушки из соломки. Не забудут ремесленники и про куклы-обереги. Зажиночных делали перед началом жатвы — на урожай; куклу на счастливое замужество девица должна была сотворить собственными руками; пеленашка призвана оберегать младенца от напастей; куколка-зерновушка — даровать благосостояние хозяевам.
Гостям Александрии дадут возможность окунуться в детство, а значит, вспомнить малую родину, свои корни.kukshinskaya@sb.by