В вопросах регулирования цен Беларусь ориентируется на национальные интересы
16.09.2024 07:15:00
Кристина ХИЛЬКО
Расходы на питание — важная часть личного бюджета. В Беларуси не первый год действует механизм регулирования цен, при котором сохраняется разумный баланс между социальной направленностью развития страны и рыночными законами. 14 сентября в различных регионах и столице стартовали первые осенние сельхозярмарки, где стоимость многих товаров ощутимо ниже магазинных. Что способствует сохранению стабильных цен и о чем говорит мировой опыт?
Личные наблюдения подтверждают и данные Белстата. В июле этого года по сравнению с июнем подешевели 54 товара. В тройку лидеров по уровню снижения розничной цены вошли морковь (-25,18 %), свекла (-23,93 %) и свежие помидоры (-18,26 %). Также значительно подешевели виноград, сладкий перец, картофель, груши. И это только начало сезона — дальше по мере сбора урожая цифры будут становиться еще более приятными.
Ключевой документ, устанавливающий основы государственной политики в сфере, которая волнует каждого, — Закон «О ценообразовании», уточнила Жанна Тарасевич, ассистент кафедры экономики и управления предприятиями АПК факультета экономики и менеджмента БГЭУ:
— По типу установления выделяют регулируемые (например, ЖКХ, топливо, медицинские услуги) и свободные цены, которые назначает сам продавец. Регулируемые цены устанавливаются, как правило, на социально значимые товары, работы и услуги, а их перечень определяет Правительство. В разные периоды экономического развития страны количество позиций может увеличиваться или сокращаться, мы видим это на примере правительственного постановления № 713.
Недавно в МАРТ отметили, что этот документ представляет собой гибкий механизм, который при необходимости может быть скорректирован с учетом изменяющихся экономических условий. Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли, рассказал:
— К концу года надо выработать новую систему ценового регулирования, которая позволит обеспечить, возможно, без таких жестких мер соблюдение тех же принципов справедливого ценообразования, как и сегодня. МАРТ активно работает со всеми заинтересованными. Очень непростая задача, но ее необходимо выполнить.
Министр также подчеркнул, что постановление № 713 достигло той цели, которую поставил Президент, — обеспечить ценовое регулирование и выполнение параметров по инфляции:
— Население и бизнес это понимают. В целом мы видим по рентабельности производителей и торговли, что «жирок срезали», но работа идет. Количество убыточных организаций торговли снизилось за первое полугодие. Теперь нужно двигаться дальше.
— В последние годы область регулирования цен расширена и на товары, и на услуги. Соответствующие решения принял ряд профильных министерств (МАРТ, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия). Под пристальным вниманием в первую очередь оказались продукты питания, товары повседневного спроса, ряд медицинских услуг.
Эксперт отметила, что экономика реагирует и на количество предложений на рынке, ведь при развитии конкуренции наблюдается снижение цен:
— Политика белорусского государства построена на главном принципе — справедливости, что проявляется в балансе интересов общества, бизнеса и государства. В цену включаются постоянные и переменные издержки и прибыль предприятия. Но затраты должны быть экономически обоснованы и целесообразны, а размер прибыли — позволять собственнику получать разумный доход и развивать свое дело. Например, устанавливаемые тарифы должны не только закрывать затраты предприятия, а также давать бизнесу возможность получить прибыль. Но она не должна быть сверхмерной в 100, 200, 1000 %, если мы говорим о социально значимых товарах и услугах. Как показывает мировая практика, предельный уровень рентабельности составляет не более 30 %.
По словам Жанны Тарасевич, Беларусь в настоящее время демонстрирует экономический рост, инфляция находится в пределах прогнозных параметров, действующая система ценообразования доказала свою жизнеспособность, но она требует дошлифовки:
— Для нашей страны, в условиях цифровизации экономики, в перспективе видится сокращение ряда позиций ценового регулирования в виде фиксированных цен или предельных тарифов. Целесообразнее применять такой способ регулирования, как предельный уровень рентабельности, а также проводить постоянный дистанционный мониторинг цен по отдельным позициям на основе создания и анализа больших данных и при выявлении резких колебаний по отдельным позициям вводить временное регулирование (до 90 дней), что позволяет не только национальное, но и союзное законодательство. Сейчас разрабатываются определенные корректировки в постановление № 713 и новые подходы к формированию цен, которые должны максимально учитывать интересы бизнеса, потребителей, государства. И чтобы добиться баланса, важно вести конструктивный диалог, консолидировать мнения всех сторон и дальше принимать решения на основе консенсуса.
Опыт ценового регулирования широко применяется по всему миру, отметила эксперт. На днях кандидат в президенты США от демократов Камала Харрис представила свою программу, в которой предусматривается государственное регулирование цен на продовольствие, а также ряд других нерыночных мер. И это далеко не единственный пример. Так, прошлым летом во Франции продовольственные компании и крупные ретейлеры после указаний правительства были вынуждены снизить цены на многие продукты питания. В 2022 году Венгрия, чтобы защитить интересы граждан на фоне растущих цен на продукты первой необходимости, ввела госрегулирование цен на сахар, пшеничную муку, подсолнечное масло, куриную грудку и т.д. В Испании проводится контроль за ценами в отношении товаров первой необходимости (в первую очередь сельскохозяйственной продукции). Также наряду с прямым регулированием цен многие страны Европы используют и косвенные инструменты борьбы с инфляцией на основе дотаций и субсидий.
КОМПЕТЕНТНО
Светлана Бартош, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей:
— Одно из важных направлений моей работы в избирательном округе, как и моих коллег-депутатов, — мониторинг торговых объектов всех форм собственности, при этом особое внимание уделяется объектам Белкоопсоюза и наличию товаров белорусского производства на полках. За последние годы наблюдаю стремительное и масштабное развитие розничных сетей, сокращение неорганизованной торговли, появление новых методов и форм работы. Посещая торговые сети, вижу, что государственное регулирование цен работает. Могут быть мелкие недочеты, но крупных нарушений не установлено. Сейчас, например, покупателям предлагают серьезные скидки на овощи борщевого набора и другие сезонные товары. Особое место занимают вопросы госрегулирования уровня и соотношения цен, прежде всего на товары народного потребления, поскольку они прямо влияют на семейный бюджет наших граждан, а также в целом на настроение белорусов и согласие в обществе.
hilkok@sb.by
Александр Лукашенко:
— Ценообразование — это основа справедливого мира в Беларуси. Это главная статья договора власти и народа. Надо выдержать, выстоять. Надо каждому стремиться сохранить нашу страну. У нас для этого все есть. Мы не просто можем ее сохранить, а когда закончится эта дележка планеты, мы будем на порядок выше.
10 февраля 2023 года, во время совещания по вопросам ценообразования.
— Ценообразование — это основа справедливого мира в Беларуси. Это главная статья договора власти и народа. Надо выдержать, выстоять. Надо каждому стремиться сохранить нашу страну. У нас для этого все есть. Мы не просто можем ее сохранить, а когда закончится эта дележка планеты, мы будем на порядок выше.
10 февраля 2023 года, во время совещания по вопросам ценообразования.
Сезонная скидка
На входе в магазин у дома покупателей встречают заполненные свежими овощами и фруктами стеллажи. В основном все наше, сезонное. Кладу в корзину морковь — за килограмм выходит меньше рубля. В прошлом месяце она стоила на 14 копеек дороже. Рядом сеточка крупного картофеля по цене 1 рубль 50 копеек за килограмм. Для супа-пюре покупаю солнечную тыкву. Цена «кругляша» — 3 рубля 60 копеек за кило. Заглядываю на столичный рынок. Прогулявшись по торговым рядам, замечаю, что картошку можно найти на 10 копеек дешевле, чем в магазине, кило моркови обойдется примерно в 1 рубль 40 копеек, а тыквы продают от 3 рублей за кило.Личные наблюдения подтверждают и данные Белстата. В июле этого года по сравнению с июнем подешевели 54 товара. В тройку лидеров по уровню снижения розничной цены вошли морковь (-25,18 %), свекла (-23,93 %) и свежие помидоры (-18,26 %). Также значительно подешевели виноград, сладкий перец, картофель, груши. И это только начало сезона — дальше по мере сбора урожая цифры будут становиться еще более приятными.
Ключевой документ, устанавливающий основы государственной политики в сфере, которая волнует каждого, — Закон «О ценообразовании», уточнила Жанна Тарасевич, ассистент кафедры экономики и управления предприятиями АПК факультета экономики и менеджмента БГЭУ:
— По типу установления выделяют регулируемые (например, ЖКХ, топливо, медицинские услуги) и свободные цены, которые назначает сам продавец. Регулируемые цены устанавливаются, как правило, на социально значимые товары, работы и услуги, а их перечень определяет Правительство. В разные периоды экономического развития страны количество позиций может увеличиваться или сокращаться, мы видим это на примере правительственного постановления № 713.
Недавно в МАРТ отметили, что этот документ представляет собой гибкий механизм, который при необходимости может быть скорректирован с учетом изменяющихся экономических условий. Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли, рассказал:
— К концу года надо выработать новую систему ценового регулирования, которая позволит обеспечить, возможно, без таких жестких мер соблюдение тех же принципов справедливого ценообразования, как и сегодня. МАРТ активно работает со всеми заинтересованными. Очень непростая задача, но ее необходимо выполнить.
Министр также подчеркнул, что постановление № 713 достигло той цели, которую поставил Президент, — обеспечить ценовое регулирование и выполнение параметров по инфляции:
— Население и бизнес это понимают. В целом мы видим по рентабельности производителей и торговли, что «жирок срезали», но работа идет. Количество убыточных организаций торговли снизилось за первое полугодие. Теперь нужно двигаться дальше.
Баланс интересов
Жанна Тарасевич напомнила, что в начале пандемии по некоторым товарным позициям наблюдалась спекуляция и ситуацию оперативно исправили:— В последние годы область регулирования цен расширена и на товары, и на услуги. Соответствующие решения принял ряд профильных министерств (МАРТ, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия). Под пристальным вниманием в первую очередь оказались продукты питания, товары повседневного спроса, ряд медицинских услуг.
Эксперт отметила, что экономика реагирует и на количество предложений на рынке, ведь при развитии конкуренции наблюдается снижение цен:
— Политика белорусского государства построена на главном принципе — справедливости, что проявляется в балансе интересов общества, бизнеса и государства. В цену включаются постоянные и переменные издержки и прибыль предприятия. Но затраты должны быть экономически обоснованы и целесообразны, а размер прибыли — позволять собственнику получать разумный доход и развивать свое дело. Например, устанавливаемые тарифы должны не только закрывать затраты предприятия, а также давать бизнесу возможность получить прибыль. Но она не должна быть сверхмерной в 100, 200, 1000 %, если мы говорим о социально значимых товарах и услугах. Как показывает мировая практика, предельный уровень рентабельности составляет не более 30 %.
По словам Жанны Тарасевич, Беларусь в настоящее время демонстрирует экономический рост, инфляция находится в пределах прогнозных параметров, действующая система ценообразования доказала свою жизнеспособность, но она требует дошлифовки:
— Для нашей страны, в условиях цифровизации экономики, в перспективе видится сокращение ряда позиций ценового регулирования в виде фиксированных цен или предельных тарифов. Целесообразнее применять такой способ регулирования, как предельный уровень рентабельности, а также проводить постоянный дистанционный мониторинг цен по отдельным позициям на основе создания и анализа больших данных и при выявлении резких колебаний по отдельным позициям вводить временное регулирование (до 90 дней), что позволяет не только национальное, но и союзное законодательство. Сейчас разрабатываются определенные корректировки в постановление № 713 и новые подходы к формированию цен, которые должны максимально учитывать интересы бизнеса, потребителей, государства. И чтобы добиться баланса, важно вести конструктивный диалог, консолидировать мнения всех сторон и дальше принимать решения на основе консенсуса.
Опыт ценового регулирования широко применяется по всему миру, отметила эксперт. На днях кандидат в президенты США от демократов Камала Харрис представила свою программу, в которой предусматривается государственное регулирование цен на продовольствие, а также ряд других нерыночных мер. И это далеко не единственный пример. Так, прошлым летом во Франции продовольственные компании и крупные ретейлеры после указаний правительства были вынуждены снизить цены на многие продукты питания. В 2022 году Венгрия, чтобы защитить интересы граждан на фоне растущих цен на продукты первой необходимости, ввела госрегулирование цен на сахар, пшеничную муку, подсолнечное масло, куриную грудку и т.д. В Испании проводится контроль за ценами в отношении товаров первой необходимости (в первую очередь сельскохозяйственной продукции). Также наряду с прямым регулированием цен многие страны Европы используют и косвенные инструменты борьбы с инфляцией на основе дотаций и субсидий.
КОМПЕТЕНТНО
Светлана Бартош, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей:
— Одно из важных направлений моей работы в избирательном округе, как и моих коллег-депутатов, — мониторинг торговых объектов всех форм собственности, при этом особое внимание уделяется объектам Белкоопсоюза и наличию товаров белорусского производства на полках. За последние годы наблюдаю стремительное и масштабное развитие розничных сетей, сокращение неорганизованной торговли, появление новых методов и форм работы. Посещая торговые сети, вижу, что государственное регулирование цен работает. Могут быть мелкие недочеты, но крупных нарушений не установлено. Сейчас, например, покупателям предлагают серьезные скидки на овощи борщевого набора и другие сезонные товары. Особое место занимают вопросы госрегулирования уровня и соотношения цен, прежде всего на товары народного потребления, поскольку они прямо влияют на семейный бюджет наших граждан, а также в целом на настроение белорусов и согласие в обществе.
hilkok@sb.by