Один самокат – один человек: какие правила действуют при передвижении на средствах персональной мобильности
20.04.2023 13:47:26
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
С наступлением тепла на улицах все чаще можно встретить любителей прокатиться с ветерком на электросамокате и других средствах персональной мобильности: электроскейте, гироскутере, сигвее, моноколесе. Модные девайсы на дорогах и тротуарах – источник повышенной опасности, поскольку развивают высокую скорость, что при ограниченной маневренности может привести к потере управления. Какие правила следует соблюдать при езде на самокате, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, а также не попасть на больничную койку, «Знаменке» рассказал старший инспектор ДПС Госавтоинспекции Советского РУВД Минска майор милиции Дмитрий Картель.
– В конце марта в сети завирусилось видео, где трое парней едут на одном самокате. Случай не единичный. Сама неоднократно видела, как гоняют парочки. Какими последствиями чреваты такие поездки? Какова допустимая вместимость средств персональной мобильности? И почему ее запрещено превышать?
– Действительно, при перевесе управлять самокатом сложнее. Возрастает вероятность не удержаться на поворотах, да и травмы при падении вдвоем или втроем более серьезные.
– Что еще важно знать для безопасных покатушек?
– Перемещаться по проезжей части в случае необходимости разрешено только с 14 лет. Передвигаться следует по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходной зоне или обочине, не создавая препятствий для других. Перед зеброй убедитесь, что вам ничего не угрожает, и только после этого пересекайте дорогу со скоростью идущего человека. Крепко держитесь за руль, не отвлекайтесь на смартфон, контролируйте ситуацию и соблюдайте безопасную дистанцию до других участников движения. Заметив поблизости детей или следуя мимо остановок общественного транспорта, выходов из торговых объектов, снижайте скорость. В темное время суток или при недостаточной видимости обозначьте себя световозвращающими элементами, а на СПМ установите фонарик.
– Могут ли инспекторы ГАИ оштрафовать тех, кто ездит на самокате вдвоем или втроем?
– Безусловно. Если ранее человек не привлекался за нарушение правил передвижения по проезжей части или тротуару, ему вынесут предупреждение (при этом в базе ГАИ будет сделана соответствующая отметка). Если ситуация повторится в течение года, привлекут к административной ответственности – наложению штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
– Слышала, в Минске любителей прокатиться на шеринговом самокате ожидают нововведения...
– С шеринговыми компаниями договорились о снижении программным способом скорости средств персональной мобильности, как того требуют ПДД, до 25 километров в час. На отдельных участках с массовым пребыванием людей (в парках, скверах) – до 15. То есть, попадая в определенную зону, СПМ не сможет ехать быстрее установленного ограничения. При использовании собственных устройств за показателем необходимо следить самостоятельно. Важно с пониманием относиться к правилам, ведь их несоблюдение может повлечь тяжелые последствия.
– Какая ответственность предусмотрена для самокатчиков при столкновении с пешеходом? А с машиной?
– Водитель СПМ приравнивается к пешеходу, поэтому и отвечать он будет как пешеход. Нарушение ПДД влечет наложение штрафа от одной до трех базовых величин. За поездку в состоянии алкогольного опьянения – от трех до пяти. Если управляющий самокатом создал аварийную обстановку или угрозу безопасности дорожного движения (к примеру, вынудил автомобилиста резко затормозить или изменить направление), то от трех до восьми.
– Что делать пешеходу, если его сбил электросамокатчик или велосипедист?
– Необходимо сообщить о столкновении по телефону 102. Сотрудники милиции определят, к какой категории относится происшествие, и вышлют для дальнейших разбирательств соответствующую службу. Если усмотрят состав административного правонарушения, виновного привлекут к ответственности. Если происшествие – результат стечения обстоятельств, дальнейшее разбирательство продолжится в рамках гражданско-правовых отношений – подачей искового заявления в суд.
ЕСТЬ ВОПРОС
А вы ездите на самокате?
Павел Лапатинский, первый секретарь Московского райкома БРСМ Минска:
– Самокат – удобное средство перемещения, особенно когда нужно преодолеть небольшое расстояние, например добраться до остановки общественного транспорта или метро. Я и сам так частенько делаю. Летом могу и просто ради удовольствия покататься. Если время позволяет, езжу на самокате на работу. А что, очень удобно. От Студенческой деревни, где живу, до администрации района, где тружусь, напрямую по проспекту Дзержинского. В условиях городских джунглей особо не разгонишься, конечно: нужно спешиваться у подземных переходов, снижать скорость на зебре. Но это не доставляет особого дискомфорта. Даже наоборот – Минск в этом плане очень дружелюбный город: широкие проспекты позволяют не мешать другим участникам дорожного движения.
Лола Тонкевич, учащаяся гимназии № 61 Минска:
– С одной стороны, самокат – очень полезная вещь, потому что он доступен (найти его можно практически везде) и развивает высокую скорость. Это относительно дешевый и, главное, экологичный вид транспорта, позволяющий быстро и без пробок добраться куда тебе нужно. Но, с другой, знаю на личном опыте, что бывает очень страшно ездить по улицам, где большое скопление людей или напряженное движение. Еще тревожнее, когда идешь по тротуару, а тебе навстречу несется «гонщик». Могут возникнуть и травмоопасные ситуации. Однажды, к примеру, проезжая на самокате по ливневой решетке, зацепилась и упала. Очень перепугалась тогда, но со временем страх прошел.
derzhanovich@sb.by
– В конце марта в сети завирусилось видео, где трое парней едут на одном самокате. Случай не единичный. Сама неоднократно видела, как гоняют парочки. Какими последствиями чреваты такие поездки? Какова допустимая вместимость средств персональной мобильности? И почему ее запрещено превышать?
– Действительно, при перевесе управлять самокатом сложнее. Возрастает вероятность не удержаться на поворотах, да и травмы при падении вдвоем или втроем более серьезные.
Кроме того, девайсу немудрено сломаться во время поездки, поскольку он рассчитан на одного человека.В Правилах дорожного движения (пункт 18.5.3) прописано, что пешеходу запрещается перевозить других лиц вне специально оборудованного места для сидения, предусмотренного конструкцией средства персональной мобильности. Поэтому и можно использовать СПМ только в одиночку.
– Что еще важно знать для безопасных покатушек?
– Перемещаться по проезжей части в случае необходимости разрешено только с 14 лет. Передвигаться следует по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходной зоне или обочине, не создавая препятствий для других. Перед зеброй убедитесь, что вам ничего не угрожает, и только после этого пересекайте дорогу со скоростью идущего человека. Крепко держитесь за руль, не отвлекайтесь на смартфон, контролируйте ситуацию и соблюдайте безопасную дистанцию до других участников движения. Заметив поблизости детей или следуя мимо остановок общественного транспорта, выходов из торговых объектов, снижайте скорость. В темное время суток или при недостаточной видимости обозначьте себя световозвращающими элементами, а на СПМ установите фонарик.
Используйте шлем или другую защитную экипировку.Запрещено управлять самокатом или другим средством персональной мобильности в состоянии алкогольного опьянения или при недомогании.
– Могут ли инспекторы ГАИ оштрафовать тех, кто ездит на самокате вдвоем или втроем?
– Безусловно. Если ранее человек не привлекался за нарушение правил передвижения по проезжей части или тротуару, ему вынесут предупреждение (при этом в базе ГАИ будет сделана соответствующая отметка). Если ситуация повторится в течение года, привлекут к административной ответственности – наложению штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
– Слышала, в Минске любителей прокатиться на шеринговом самокате ожидают нововведения...
– С шеринговыми компаниями договорились о снижении программным способом скорости средств персональной мобильности, как того требуют ПДД, до 25 километров в час. На отдельных участках с массовым пребыванием людей (в парках, скверах) – до 15. То есть, попадая в определенную зону, СПМ не сможет ехать быстрее установленного ограничения. При использовании собственных устройств за показателем необходимо следить самостоятельно. Важно с пониманием относиться к правилам, ведь их несоблюдение может повлечь тяжелые последствия.
– Какая ответственность предусмотрена для самокатчиков при столкновении с пешеходом? А с машиной?
– Водитель СПМ приравнивается к пешеходу, поэтому и отвечать он будет как пешеход. Нарушение ПДД влечет наложение штрафа от одной до трех базовых величин. За поездку в состоянии алкогольного опьянения – от трех до пяти. Если управляющий самокатом создал аварийную обстановку или угрозу безопасности дорожного движения (к примеру, вынудил автомобилиста резко затормозить или изменить направление), то от трех до восьми.
– Что делать пешеходу, если его сбил электросамокатчик или велосипедист?
– Необходимо сообщить о столкновении по телефону 102. Сотрудники милиции определят, к какой категории относится происшествие, и вышлют для дальнейших разбирательств соответствующую службу. Если усмотрят состав административного правонарушения, виновного привлекут к ответственности. Если происшествие – результат стечения обстоятельств, дальнейшее разбирательство продолжится в рамках гражданско-правовых отношений – подачей искового заявления в суд.
ЕСТЬ ВОПРОС
А вы ездите на самокате?
Павел Лапатинский, первый секретарь Московского райкома БРСМ Минска:
– Самокат – удобное средство перемещения, особенно когда нужно преодолеть небольшое расстояние, например добраться до остановки общественного транспорта или метро. Я и сам так частенько делаю. Летом могу и просто ради удовольствия покататься. Если время позволяет, езжу на самокате на работу. А что, очень удобно. От Студенческой деревни, где живу, до администрации района, где тружусь, напрямую по проспекту Дзержинского. В условиях городских джунглей особо не разгонишься, конечно: нужно спешиваться у подземных переходов, снижать скорость на зебре. Но это не доставляет особого дискомфорта. Даже наоборот – Минск в этом плане очень дружелюбный город: широкие проспекты позволяют не мешать другим участникам дорожного движения.
Лола Тонкевич, учащаяся гимназии № 61 Минска:
– С одной стороны, самокат – очень полезная вещь, потому что он доступен (найти его можно практически везде) и развивает высокую скорость. Это относительно дешевый и, главное, экологичный вид транспорта, позволяющий быстро и без пробок добраться куда тебе нужно. Но, с другой, знаю на личном опыте, что бывает очень страшно ездить по улицам, где большое скопление людей или напряженное движение. Еще тревожнее, когда идешь по тротуару, а тебе навстречу несется «гонщик». Могут возникнуть и травмоопасные ситуации. Однажды, к примеру, проезжая на самокате по ливневой решетке, зацепилась и упала. Очень перепугалась тогда, но со временем страх прошел.
derzhanovich@sb.by