Железной дороге семья Кривчик посвятила более двухсот лет
15.12.2017 08:35:45
Трудолюбивые, порядочные, талантливые и очень дружные — такие они, путейцы Кривчики. Глава семейства Анатолий Петрович полвека отдал любимому делу. Сейчас на заслуженном отдыхе. Однако в свои 75 лет полон жизненных сил, энергии и оптимизма: активно участвует в общественной жизни — председатель совета ветеранов Октябрьского района Минска. На сегодняшний день общий трудовой стаж династии Кривчик на железной дороге составляет 211 лет. И самый молодой ее представитель — внук Анатолия Кривчика — Денис. Он сейчас работает в минской дистанции пути и параллельно учится на заочном отделении Белорусского государственного университета транспорта.
История трудовой династии Кривчик берет отсчет в далеком 1871 году, когда прадед Анатолия Петровича — Данила Иванович Кривчик — строил легендарную Либаво–Роменскую железную дорогу.
О своих пращурах Анатолий Петрович помнит такое:
— Он был простым безземельным крестьянином из глухой деревушки под Руденском, пришел на ту стройку века, чтобы прокормить семью. Верой и правдой трудился на железной дороге более 30 лет. И со временем стал не просто рабочим, а артельным старостой, сейчас такая должность называется бригадир пути. По стопам прадеда пошел и один из его сыновей — Степан, который еще до революции получил образование и дослужился на железной дороге до высокого чина. Я не так много про него знаю, но такой интересный факт из трудовой биографии в семейной летописи сохранился: и при царе, а потом уже при советской власти у моего деда в распоряжении был персональный вагон. Наверное, не все знают, но такой вагон — это своеобразный рабочий кабинет на колесах. И в то время, и сейчас он может быть только у руководителей самого высокого ранга.
Дом, где жила семья Кривчик до войны, располагался на углу нынешних улиц Ульяновской и Свердлова, там сейчас находится здание Минского отделения Белорусской железной дороги. Жили в достатке, все–таки железнодорожников ценили во все времена и хорошо платили. Так случилось, что династию Кривчик продолжила только одна из дочерей Степана Даниловича — Ольга, мать Анатолия. До войны она работала билетным кассиром на станции Минск–Пассажирский. Сам Анатолий Петрович родился в эвакуации в Краснодаре в 1942 году. Отца своего он, к сожалению, так и не увидел: похоронка на него пришла в сентябре 1944–го.
Три поколения Кривчиков: Денис, Сергей и Анатолий.
— Когда мы возвратились после эвакуации, то Минск, по рассказам мамы, просматривался практически насквозь. Все было разрушено. Еще несколько лет даже были землянки. Гуляешь по парку Горького — и вдруг из–под земли, из–под снега дым идет. Я был еще совсем мальчишкой и не понимал, что так тяжело люди жили. На том месте, где стоял наш дом, была огромная яма. Рядом ведь находился железнодорожный вокзал. А это — крупный транспортный узел, и немецкая авиация уничтожала этот квартал с особым пристрастием. Нам выделили временное жилье. Матери пришлось подрабатывать, чтобы нас прокормить, потому что из–за тяжелой болезни на железную дорогу ее уже не брали.
В Минске в 1955 году открывается Детская железная дорога. И среди первых воспитанников был 14–летний мальчик Толя. С усердием он получал первые навыки будущей профессии. Анатолий Петрович не без гордости вспоминает, что от простого стрелочника, дежурного по переезду и станции стал руководителем смены юных железнодорожников. Со временем старательного и ответственного работника руководство направило учиться в Брестский железнодорожный техникум. После учебы свою трудовую деятельность Анатолий Петрович начал с простого рабочего Минской дистанции пути (подразделение железной дороги по содержанию путевого хозяйства). Затем становится бригадиром, быстро учится и перенимает секреты путейского дела у своих старших коллег. И совсем скоро Анатолий Кривчик отправляется познавать науки уже в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Со своей супругой Ниной Кузьминичной, с которой он счастлив в браке уже более пятидесяти лет, познакомились в том же институте.
— Я, как увидел ее, сразу влюбился. Нина работала лаборантом на кафедре. Девушка она, конечно, видная, и поклонников у нее было хоть отбавляй. Ну и пришлось мне побегать за ней 3 года. Но я человек очень настойчивый. Мы расписались в Гомеле, а потом уже переехали в столицу. Она со временем устроилась в ту же Минскую дистанцию пути, в которой работал и я.
Работа путейца совсем непростая. Не только из–за физических нагрузок (даже в должности главного инженера приходилось брать лопату и расчищать пути от снега), сколько из–за невероятной ответственности. Я отвечаю за безопасность на железной дороге, и если, не дай бог, что–то будет не так, то поезд может сойти с рельсов, — рассказывает железнодорожник. — Наши пути как настоящий живой организм, с которым всегда что–то происходит. Когда я был главным инженером, то свободного времени совсем не было. В любой момент, будь то раннее утро или поздняя ночь, всегда мог раздаться звонок. И в семье уже знали, что на путях что–то случилось.
Однажды во время первомайской демонстрации, где Анатолий Кривчик был со своим маленьким сыном Сергеем, к нему незаметно подошли незнакомые «люди в штатском».
— Это вы Кривчик? Проследуйте с нами...
Как потом выяснилось, это были сотрудники Комитета государственной безопасности. Оказалось, что случилась чрезвычайная ситуация: кто–то положил на железнодорожное полотно металлическую тележку.
— Во все времена железная дорога была стратегическим объектом, — поясняет Анатолий Петрович. — Поэтому и расследованиями занимались сотрудники КГБ. И нашли же тех, кто это сделал. А раньше ведь не было никаких камер, ничего подобного. Выяснили, что это была такая неудачная «шутка», которую устроили сорванцы. Мне даже не хочется думать, какие могли быть последствия у такой шалости.
Сегодня Анатолий Кривчик возглавляет совет ветеранов Октябрьского района Минска. Деятельность заслуженного железнодорожника была отмечена на самом высоком уровне — он кавалер ордена Почета.
Супруга Анатолия Кривчика — Нина Кузьминична — посвятила железной дороге 38 лет. Выйдя на пенсию, продолжает трудиться во Дворце культуры и спорта железнодорожников. Постоянство и преданность делу передались и сыну Сергею, который уже более 30 лет работает на железной дороге. Анатолий Петрович с улыбкой вспоминает, что его сын едва не нарушил семейную традицию:
— Сразу после школы Сергей поступил в Минское художественное училище имени Глебова. Мечтал стать художником. Но так случилось, что востребованным оказался на железной дороге. Сегодня он и оформитель, и ремонтник искусственных сооружений. А это работа, требующая высочайшей квалификации и ответственности. Продолжает династию и старший внук Денис. Вот вы только представьте, он ровно через 50 лет поступил в тот же университет, где был студентом и я.
bakun@sb.by
Фото из личного архива Анатолия Кривчика.
История трудовой династии Кривчик берет отсчет в далеком 1871 году, когда прадед Анатолия Петровича — Данила Иванович Кривчик — строил легендарную Либаво–Роменскую железную дорогу.
О своих пращурах Анатолий Петрович помнит такое:
— Он был простым безземельным крестьянином из глухой деревушки под Руденском, пришел на ту стройку века, чтобы прокормить семью. Верой и правдой трудился на железной дороге более 30 лет. И со временем стал не просто рабочим, а артельным старостой, сейчас такая должность называется бригадир пути. По стопам прадеда пошел и один из его сыновей — Степан, который еще до революции получил образование и дослужился на железной дороге до высокого чина. Я не так много про него знаю, но такой интересный факт из трудовой биографии в семейной летописи сохранился: и при царе, а потом уже при советской власти у моего деда в распоряжении был персональный вагон. Наверное, не все знают, но такой вагон — это своеобразный рабочий кабинет на колесах. И в то время, и сейчас он может быть только у руководителей самого высокого ранга.
Дом, где жила семья Кривчик до войны, располагался на углу нынешних улиц Ульяновской и Свердлова, там сейчас находится здание Минского отделения Белорусской железной дороги. Жили в достатке, все–таки железнодорожников ценили во все времена и хорошо платили. Так случилось, что династию Кривчик продолжила только одна из дочерей Степана Даниловича — Ольга, мать Анатолия. До войны она работала билетным кассиром на станции Минск–Пассажирский. Сам Анатолий Петрович родился в эвакуации в Краснодаре в 1942 году. Отца своего он, к сожалению, так и не увидел: похоронка на него пришла в сентябре 1944–го.
Три поколения Кривчиков: Денис, Сергей и Анатолий.
— Когда мы возвратились после эвакуации, то Минск, по рассказам мамы, просматривался практически насквозь. Все было разрушено. Еще несколько лет даже были землянки. Гуляешь по парку Горького — и вдруг из–под земли, из–под снега дым идет. Я был еще совсем мальчишкой и не понимал, что так тяжело люди жили. На том месте, где стоял наш дом, была огромная яма. Рядом ведь находился железнодорожный вокзал. А это — крупный транспортный узел, и немецкая авиация уничтожала этот квартал с особым пристрастием. Нам выделили временное жилье. Матери пришлось подрабатывать, чтобы нас прокормить, потому что из–за тяжелой болезни на железную дорогу ее уже не брали.
В Минске в 1955 году открывается Детская железная дорога. И среди первых воспитанников был 14–летний мальчик Толя. С усердием он получал первые навыки будущей профессии. Анатолий Петрович не без гордости вспоминает, что от простого стрелочника, дежурного по переезду и станции стал руководителем смены юных железнодорожников. Со временем старательного и ответственного работника руководство направило учиться в Брестский железнодорожный техникум. После учебы свою трудовую деятельность Анатолий Петрович начал с простого рабочего Минской дистанции пути (подразделение железной дороги по содержанию путевого хозяйства). Затем становится бригадиром, быстро учится и перенимает секреты путейского дела у своих старших коллег. И совсем скоро Анатолий Кривчик отправляется познавать науки уже в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Со своей супругой Ниной Кузьминичной, с которой он счастлив в браке уже более пятидесяти лет, познакомились в том же институте.
— Я, как увидел ее, сразу влюбился. Нина работала лаборантом на кафедре. Девушка она, конечно, видная, и поклонников у нее было хоть отбавляй. Ну и пришлось мне побегать за ней 3 года. Но я человек очень настойчивый. Мы расписались в Гомеле, а потом уже переехали в столицу. Она со временем устроилась в ту же Минскую дистанцию пути, в которой работал и я.
Работа путейца совсем непростая. Не только из–за физических нагрузок (даже в должности главного инженера приходилось брать лопату и расчищать пути от снега), сколько из–за невероятной ответственности. Я отвечаю за безопасность на железной дороге, и если, не дай бог, что–то будет не так, то поезд может сойти с рельсов, — рассказывает железнодорожник. — Наши пути как настоящий живой организм, с которым всегда что–то происходит. Когда я был главным инженером, то свободного времени совсем не было. В любой момент, будь то раннее утро или поздняя ночь, всегда мог раздаться звонок. И в семье уже знали, что на путях что–то случилось.
Однажды во время первомайской демонстрации, где Анатолий Кривчик был со своим маленьким сыном Сергеем, к нему незаметно подошли незнакомые «люди в штатском».
— Это вы Кривчик? Проследуйте с нами...
Как потом выяснилось, это были сотрудники Комитета государственной безопасности. Оказалось, что случилась чрезвычайная ситуация: кто–то положил на железнодорожное полотно металлическую тележку.
— Во все времена железная дорога была стратегическим объектом, — поясняет Анатолий Петрович. — Поэтому и расследованиями занимались сотрудники КГБ. И нашли же тех, кто это сделал. А раньше ведь не было никаких камер, ничего подобного. Выяснили, что это была такая неудачная «шутка», которую устроили сорванцы. Мне даже не хочется думать, какие могли быть последствия у такой шалости.
Сегодня Анатолий Кривчик возглавляет совет ветеранов Октябрьского района Минска. Деятельность заслуженного железнодорожника была отмечена на самом высоком уровне — он кавалер ордена Почета.
Супруга Анатолия Кривчика — Нина Кузьминична — посвятила железной дороге 38 лет. Выйдя на пенсию, продолжает трудиться во Дворце культуры и спорта железнодорожников. Постоянство и преданность делу передались и сыну Сергею, который уже более 30 лет работает на железной дороге. Анатолий Петрович с улыбкой вспоминает, что его сын едва не нарушил семейную традицию:
— Сразу после школы Сергей поступил в Минское художественное училище имени Глебова. Мечтал стать художником. Но так случилось, что востребованным оказался на железной дороге. Сегодня он и оформитель, и ремонтник искусственных сооружений. А это работа, требующая высочайшей квалификации и ответственности. Продолжает династию и старший внук Денис. Вот вы только представьте, он ровно через 50 лет поступил в тот же университет, где был студентом и я.
bakun@sb.by
Фото из личного архива Анатолия Кривчика.