Компетентный вторник: какой быть внешнеполитической стратегии Беларуси?
27.07.2021 08:31:00
Внешнеполитическая стратегия Беларуси нуждается в корректировке, заявил недавно Глава государства на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе. Какой же целесообразно ей быть в нынешних условиях? Поразмышлять над этим мы пригласили компетентных собеседников: председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности Сергея Рачкова, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Андрея Савиных и декана факультета философии и социальных наук БГУ кандидата исторических наук Вадима Гигина.
Стратегические очертания
C. Рачков: Беларусь всегда стремилась развивать одинаково добрые, плодотворные, взаимовыгодные отношения со всеми странами по всем векторам. Но сегодня стоит вопрос о том, чтобы сделать акцент на развитии отношений именно с теми странами, которые хотят взаимодействовать с Беларусью, развивать политическое, торгово-экономическое, гуманитарное сотрудничество. На мой взгляд, мы должны сделать больший упор на работу в тех государствах, о которых говорил Президент на встрече с главами дипломатических представительств. Это страны дальней дуги и постсоветского пространства: Российская Федерация, Китай, Индия, Пакистан. У нас также много друзей в Африке — Египет, Алжир, Судан и другие государства. Уверен, что и западные страны со временем переосмыслят свою политику в отношении Беларуси и мы продолжим нашу совместную работу. Все эти и другие аспекты будут отражены в концепции внешней политики Беларуси, проект которой сейчас разрабатывается, в том числе с участием парламентариев, в Министерстве иностранных дел.
А. Савиных: Внешнеполитическая стратегия Беларуси должна быть подчинена одной глобальной цели — созданию благоприятных условий для укрепления суверенитета, политического и социально-экономического развития нашей страны.
Иными словами, она должна быть нацелена на защиту интересов белорусского общества, государства и граждан на основе доминирующей в нашем обществе системы ценностей и общей мировоззренческой картины будущего.
Для достижения этой цели нужны адекватные времени инструменты и внешнеполитические инициативы. Они должны быть сформулированы на основе анализа всех ключевых глобальных процессов, которые определяют тенденции развития человечества в краткосрочном периоде. И делать это нужно через призму национальных интересов, постоянно оценивая различные сценарии как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
В. Гигин: Как и многие постсоветские страны, мы пережили период определенных иллюзий по отношению к Западу. Это был своеобразный эксперимент, схожий с происходившим в России во времена раннего Путина. Сейчас наша внешнеполитическая линия должна стать более активной и по-хорошему идейно заряженной. Конечно, во главе угла стоит экономика.
И все же необходимо помнить, что дипломат — это человек, который четко и последовательно проводит идейно-политическую линию своего государства в стране пребывания. Сейчас наш МИД стал вести себя более наступательно, и это правильно.
Ведь внешняя политика — это и продолжение внутренней, и способ отстаивания своих национальных интересов. Чуть перефразируя высказывание одного российского издателя XIX века, можно сказать, что у нас должно быть Министерство иностранных дел Беларуси, а не Министерство иностранных дел в Беларуси. Согласитесь, разница небольшая, но существенная.
Нейтралитет здесь неуместен
А. Савиных: В современном мире действительный нейтралитет невозможен. Сегодня в рамках процесса регионализации или формирования многополярного мира суверенные государства смогут сохранять и развивать свою политическую идентичность и государственные традиции исключительно в рамках межгосударственных союзов и объединений, имеющих общую торговую и оборонную политику. Все государства, которые не смогут защитить свои национальные интересы через участие в таких объединениях, окажутся один на один со всеми угрозами и вызовами, в том числе исходящими от крупных геополитических игроков в их борьбе за ресурсы.
Но меня очень беспокоит, что сохранение этого тезиса в Основном Законе через какое-то время в будущем может стать поводом для очередной попытки изоляции Беларуси от наших традиционных союзников и спровоцирует очередную попытку по перехвату власти внешними игроками.
C. Рачков: Мы много говорили о принципе нейтралитета в первые годы независимости нашей страны. А потом занялись конкретными прагматичными вопросами, в первую очередь решением экономических задач. И эта тема перестала звучать в дискурсе. Сейчас мы вновь вспомнили о том, что в Конституции есть такое положение.
На мой взгляд, сегодня быть полностью нейтральным во взаимозависимом мире очень сложно. Принцип нейтральности включает то, что Беларусь не направляет Вооруженные Силы за пределы своей страны.
В. Гигин: Учитывая наши обязательства по Союзному государству, ОДКБ, стремление к нейтралитету как законодательно установленная цель выглядит несколько странно. Вспомним, с каким энтузиазмом были встречены заявления министра иностранных дел Владимира Макея и заместителя начальника Генерального штаба Павла Муравейко о том, что данная норма не соответствует требованию времени. И с этой позицией стоит согласиться. Когда наши бывшие партнеры с Запада развязывают гибридную войну, ставя целью свержение конституционного строя в Республике Беларусь, блок НАТО неуклонно придвигает свою военную инфраструктуру к нашим границам, о каком нейтралитете может идти речь? Уверен, что эта норма должна быть вынесена на более широкую общественную дискуссию.
Сохранится ли многовекторность
В. Гигин: К сожалению, сам термин «многовекторность» несколько демонизирован. Под ним некоторые стали понимать возможный дрейф внешнеполитического курса Беларуси от России в сторону Запада. Важно напомнить, что сам принцип многовекторности был сформулирован Президентом еще в 1990-е годы, как раз когда начиналось союзное строительство. И тогда он не вызывал такой негативной реакции. Многовекторность — это готовность развивать добрые отношения с любым государством, без каких-либо предварительных условий и взаимных претензий. Что в этом плохого? Ведь это же не отрицает того, что главным нашим союзником на международной арене является Российская Федерация. Также стратегическим партнером выступает КНР.
C. Рачков: Многовекторность внешней политики нашей страны нами отточена и проверена временем. Многие методы и формы работы апробированы как МИД, так и другими органами, которые участвуют в реализации внешней политики. Основной ее принцип — реализация экономических интересов и продвижение экспорта белорусских товаров и услуг. С учетом того что коллективный Запад проводит политику санкционного давления на нашу страну, и в первую очередь применяет экономический прессинг, многовекторность становится еще более актуальной и необходимой. Ожидают ли нас на восточном направлении, тем более что у каждой страны свои национальные интересы? Но, к счастью, у нас нет с большинством стран каких-то политических разногласий. Это говорит о том, что нам нужно сосредоточиться на реализации конкретных экономических, инвестиционных, гуманитарных проектов.
А. Савиных: Я убежден, что под влиянием процесса регионализации на политическом уровне возможна только внешняя политика, в основу которой положена строгая иерархия внешнеполитических и оборонных приоритетов. Высшим приоритетом является наш союз с Россией и странами ЕАЭС. Кстати, мне не нравится термин «восточное направление». Я бы предпочел формулировку, точнее привязанную к территории нашего традиционного взаимодействия, — Евразийский союз. Убежден, что именно тут и находятся наши союзники, тут наши многовековые связи и тут наше будущее.
Это никоим образом не умаляет или отрицает нашего стремления укреплять пояс добрососедства вокруг Беларуси. Подчеркну, что многовекторность — это полезный и нужный инструмент на уровне экспортных стратегий, которые должны охватывать весь мир и использовать любые возможности для укрепления нашего экспортного потенциала.
Каким должен быть дипломат XXI века?
А. Савиных: Точности ради нужно сказать, что дипломат — это проводник и защитник прежде всего политических интересов и безопасности своей страны. Тут есть одно очень важное обстоятельство — делать он это должен с уважением к традициям, истории и интересам страны аккредитации. К сожалению, сегодня мы наблюдаем поведение отдельных дипломатов, которые укладываются исключительно в логику гибридной войны, где все отношения сводятся к противоборству и направлены на причинение ущерба противнику. Когда такие действия демонстрируют люди, имеющие статус дипломата, можно с уверенностью говорить о тотальном кризисе такой дипломатической службы и ее полном подчинении спецслужбам этой зарубежной страны.C. Рачков: Наша дипломатия должна быть очень практичной, потому что время выдвигает такие требования. Сегодня очень важно быть настойчивыми, ставить конкретные цели и их добиваться. Хочу также заметить, что в XXI веке дипломат не должен потерять классические черты дипломата и XIX, и XX веков. Широкий кругозор, профессионализм, умение проводить переговоры, соблюдать этические требования и нормы — неотъемлемые качества.
Но главное — это любовь и преданность своей стране и своему народу. Кроме того, XXI век ставит перед дипломатом вопрос универсальности. Поэтому сегодня дипломат должен быть и маркетологом, и экономистом, и специалистом, который разбирается в современных вопросах внешней торговли.