В 1951 году вид на стадион «Динамо со стороны нынешнего концертного зала «Минск» был на современный взгляд довольно неожиданным и даже слегка апокалиптическим: тихая заводь Свислочи отражает небо, робко шумит камыш, стучит колесами резвый трамвайчик, а одинокая корова на берегу естественным образом дополняет пейзаж мирной жизни. Кругом горы песка и мусора, пыль — город еще только вставал из руин, продирал глаза и зализывал раны. Во время боевых действий «Динамо» разрушили до основания, а потому в первые послевоенные годы основной рабочей и соревновательной точкой для спортсменов и болельщиков стал стадион «Пищевик», что в парке Горького — там были глиняные беговые дорожки, но на этом достоинства арены заканчивались: не было ни душа, ни даже умывальника. Беспокоила и другая проблема: каждый год с весенним разливом «Пищевик» полностью затапливало. Сейчас, к слову, на этом месте находится искусственное поле для игры в хоккей на траве, что рядом с крытым ледовым дворцом «Юность».
Общими дружными усилиями центральную трибуну на «Динамо» довольно быстро вернули в рабочее состояние. Но знаменитой аркады, опоясывающей всю арену, которую и теперь сохранили после реконструкции, удачно вписав ее в современный облик, как видим, пока нет. Проект стадиона, каким многие из нас его помнят (без козырька, конечно, который возведут к Олимпиаде–1980), появился как раз в начале 1950–х. А после XIX съезда КПСС, директива которого по очередному пятилетнему плану четко указывала фронт работ: «...по поручению Коммунистической партии и лично товарища Сталина обеспечить дальнейшее развитие физических сил трудящихся, укрепление здоровья нашего народа» началось активное строительство. Жизнь забурлила, средств на восстановление спортивной инфраструктуры не жалели.
В здоровом теле — здоровый дух, тогда это были не просто слова, а философия жизни. Новые спортивные объекты стали появляться в республике, как грибы после хорошего дождя. Первая послевоенная пятилетка принесла физкультурникам немало радости: возвели стадион ручных игр с трибунами на 2.500 зрителей — как о нем гордо говорили тогда: один из лучших в Советском Союзе! Вскоре открыл двери гимнастический павильон общества «Спартак» площадью более 300 квадратных метров, повсеместно вырастали залы для бокса, борьбы, шахмат, тяжелой атлетики, бассейны. Девиз «От нормы ГТО к олимпийским медалям» звучал бодро, молодежь повально увлекалась спортом и смотрела на жизнь с широким энтузиазмом. Однако изюминкой и главным спортивным сооружением Минска должен был остаться стадион «Динамо», после реконструкции обещавший вместить на своих трибунах 37.000 зрителей.
Авторство послевоенного проекта обновленного «Динамо» принадлежит двум глыбам советского зодчества — архитекторам Михаилу Парусникову и Степану Сатунцу. Парусников, к слову, приложил руку не только к «Динамо», но и в целом к облику нового города: здание КГБ, Госбанка, он участвовал в разработке проекта планировки и застройки центра — первой очереди Ленинского проспекта и Октябрьской площади. Фишкой ультрасовременной по тем временам новой арены стала та самая аркада, придавшая стадиону уникальность и неповторимый шарм. И сейчас можно только порадоваться, что, несмотря на все споры и мнения, прежний величественный стиль решили сохранить, органично вписав его в современность.
В 1954–м футбольные болельщики потирали в нетерпении руки: мало того, что минский «Спартак» завоевал право выступать в сильнейшем дивизионе (класс «А»), так еще и свои матчи должен был проводить на обновленной арене: к весне уже были готовы южная и восточная часть трибун, северная еще возводилась. «Мы поставили перед собой задачу сделать стадион «Динамо» центром пропаганды физической культуры и спорта, одним из лучших стадионов страны, местом роста спортивного мастерства и развития талантов, стадионом, достойным столицы Белоруссии — возрожденного Минска», — отчитывались руководители БССР в прессе. Стадион действительно был прекрасен: 4 теннисных корта, волейбольная, баскетбольная и городошная площадки, большой спортивный зал для занятий гимнастикой, залы борьбы и бокса, тяжелой атлетики и фехтования, массажные комнаты, медпункты, душевые, буфеты и даже 50–метровый тир на пять бойниц. Роскошь для послевоенного времени просто фантастическая! Было создано даже свое дерновое хозяйство площадью в 2 гектара, где выращивалась газонная трава для оперативной замены выбитых мест поля. Сегодня, к слову, такой опции арена не имеет, и вопрос замены поврежденного газона продолжает оставаться весьма актуальным. В общем, старта чемпионата СССР по футболу в Минске ждали с волнением и трепетом, а главный тренер минчан Михаил Бозененков бодрился: «В 1952 году наши игроки тренировались три раза в неделю, а сейчас работают каждый день с высокой плотностью нагрузок». Команда подходила к сезону в полной боевой готовности.
Историческая арка стадиона «Динамо» изящно вписалась в современный стиль арены
Дебют «Спартака» на обновленной арене состоялся в День труда — 1 мая. Минчане начали сезон ни шатко ни валко, сыграли вничью с «Локомотивом», уступили «Крыльям Советов», но потом неожиданно стали набирать обороты, обыграв одноклубников из Москвы и «Зенит». На этой волне в Минск пожаловал возрожденный указом министра обороны Булганина ЦДСА. Это была уже не великая «команда лейтенантов», но вполне грозная сила. Стадион не смог вместить всех желающих, билеты размели буквально за день, и 30 тысяч счастливчиков оказались свидетелями исторической победы своих любимчиков: с московскими армейцами до того момента минчане встречались 12 раз и все, чего сумели добиться, два раза сыграли вничью. На сей раз победили: единственный и решающий гол с пенальти отправил в ворота гостей защитник Владимир Малявкин. Ну и, конечно, не обошлось без подвигов в воротах великолепного и легендарного Алексея Хомича!
В тот год стадион «Динамо» стал настоящим местом притяжения для любителей спорта всей республики. Вскоре сюда пожаловали московские динамовцы с Львом Яшиным в воротах (минчане будущих чемпионов тоже «прижучили» с тем же счетом — 1:0), видели болельщики звезд столичного «Спартака» и тбилисского «Динамо»... А 22 августа заполнили трибуны, став свидетелями еще одного исторического события: впервые после Великой Отечественной войны в Минске состоялся международный футбольный поединок. Пусть и товарищеский — к нам приехала сборная Варшавы. А пришедшая осень хоть и не стала для команды золотой, но бронзовый ее отлив также заставил душу петь и ликовать: это были первые медали белорусского футбола на всесоюзной арене. Можно лишь гадать, сыграл ли роль (и какую?) в этом успехе отстроенный заново стадион «Динамо», ставший на долгие годы для всех нас родным и близким. Но несколько цифр, думается, могут ответить и на этот вопрос. Из 10 матчей в чемпионате–1954, проведенных в Минске, спартаковцы не проиграли ни одного (!), победив в восьми. В сумме более 200 тысяч зрителей следили за этими поединками.
Пока арена вновь стояла на реконструкции (долгих четыре года, с 2014–го по 2018–й), ее очень не хватало. Это ощущалось буквально физически — спортивная жизнь (и футбольная в частности) в столице будто замерла, впав в летаргический сон. Но теперь сердце стучит с прежней частотой и глаза открыты. История продолжает твориться. Впереди так много интересного, что захватывает дух: только в 2019–м на «Динамо» пройдут соревнования II Европейских игр, а также матчевая встреча легкоатлетов Европы и США. А дальше — больше: «Динамо» снова с нами, а мы рядом с ним.
s_kanashyts@sb.by