В обучение школьников внедряют эвристический подход
05.03.2022 08:50:38
Доказанный факт: уже в течение первого часа забывается до 60 процентов всей полученной информации, в памяти остается лишь самая яркая ее часть. Именно поэтому мероприятия проекта «ШАГ» по изучению фактов Великой Отечественной войны можно рассматривать как совершенно новый уровень образовательного процесса в школах. Это нельзя назвать обычным уроком или пресным информационным часом. Говорят, что даже те дети, которые были равнодушны к истории, начинают ее любить.
Учитель истории гимназии № 1 Елена Савина.
Минская гимназия № 1 имени Ф. Скорины. На большом экране — фрагмент документального фильма. В руках у школьников листовки. Их создали педагоги для наглядности. Но эти листы бумаги с напечатанным текстом очень похожи на те, настоящие, которые партизаны распространяли среди населения.
Каждое мероприятие, посвященное истории, в проекте Минобразования «Школа Активного Гражданина» — это отдельная тема. На ее изучение выделяется около 30 минут, чтобы дети не устали и эффективно запоминали информацию. Это не стандартный урок, где учитель говорит, а ученики пишут конспект, отмечает директор гимназии Наталия Бушная:
— Скорее, мы изучаем историю в формате диалога. Причем в него вовлекаются все: педагоги, ученики, приглашенные гости. Формальный урок забудется, этот нет. Сегодня наша ученица Ангелина Шатровская подготовила эссе о ветеране Великой Отечественной войны Льве Шейктмане. И знаете, почему оно никого не оставило равнодушным? Лев Семенович всегда был для нас почетным гостем. Приходил к школьникам, рассказывал, разговаривал. Многие его знали и даже здоровались за руку. А в мае прошлого года его не стало. Поэтому каждая строчка эссе отзывалась какой-то болью. Большое счастье, что родился такой проект по изучению истории. Живых свидетелей войны остается все меньше. Я уже не говорю о тех, кто воевал.
Старший преподаватель исторического факультета БГУ Сергей Каун не в первый раз участвует в подобном мероприятии:
— Мне часто приходится работать с источниками, с материальными объектами, которые несут данные о прошлом. Зачастую в них отсутствует эмоциональная составляющая. Обычные документы — сухие фразы и цифры. Они не вызовут в ребенке отклика. Поэтому мы уходим от традиционных лекций
azanovich@sb.by
Учитель истории гимназии № 1 Елена Савина.
Минская гимназия № 1 имени Ф. Скорины. На большом экране — фрагмент документального фильма. В руках у школьников листовки. Их создали педагоги для наглядности. Но эти листы бумаги с напечатанным текстом очень похожи на те, настоящие, которые партизаны распространяли среди населения.
Каждое мероприятие, посвященное истории, в проекте Минобразования «Школа Активного Гражданина» — это отдельная тема. На ее изучение выделяется около 30 минут, чтобы дети не устали и эффективно запоминали информацию. Это не стандартный урок, где учитель говорит, а ученики пишут конспект, отмечает директор гимназии Наталия Бушная:
— Скорее, мы изучаем историю в формате диалога. Причем в него вовлекаются все: педагоги, ученики, приглашенные гости. Формальный урок забудется, этот нет. Сегодня наша ученица Ангелина Шатровская подготовила эссе о ветеране Великой Отечественной войны Льве Шейктмане. И знаете, почему оно никого не оставило равнодушным? Лев Семенович всегда был для нас почетным гостем. Приходил к школьникам, рассказывал, разговаривал. Многие его знали и даже здоровались за руку. А в мае прошлого года его не стало. Поэтому каждая строчка эссе отзывалась какой-то болью. Большое счастье, что родился такой проект по изучению истории. Живых свидетелей войны остается все меньше. Я уже не говорю о тех, кто воевал.
Важно, чтобы дети прикоснулись к памяти, чтобы они заинтересовались историей своей семьи.Представьте, у нас четвероклассники (сейчас они уже в шестом классе) издали собственную книгу «Беларусь помнит». Настоящую. Красивую, напечатанную, в твердом переплете. В ней они рассказали о своих родственниках. Поверьте, после такого опыта они не будут воспринимать минувшие события как нечто очень далекое и никак не связанное с их личными судьбами.
Старший преподаватель исторического факультета БГУ Сергей Каун не в первый раз участвует в подобном мероприятии:
— Мне часто приходится работать с источниками, с материальными объектами, которые несут данные о прошлом. Зачастую в них отсутствует эмоциональная составляющая. Обычные документы — сухие фразы и цифры. Они не вызовут в ребенке отклика. Поэтому мы уходим от традиционных лекций
Образовательные подходы меняются. Используем новые информационные технологии — презентации, отрывки из кинохроник. Эвристический подход — дети вместе с учителем приходят к новым знаниям.Кстати, всегда готовлюсь к занятиям. Новые страницы в истории открываются постоянно, рассекречиваются документы. Возникают и спорные моменты, когда историческими фактами пытаются манипулировать. Не зря 2022-й объявлен Годом исторической памяти. Это попытка объективно разобраться с нашим прошлым и помочь в этом детям.
azanovich@sb.by