Драйвер экономики: эксперты о том, над чем промышленному сектору Беларуси придется поработать
18.04.2024 20:47:00
Выпуск промышленной продукции предприятиями Минпрома за три года увеличился почти на 40 процентов. В прошлом году ее произведено почти на 30 миллиардов рублей. Темп роста — около 113 процентов. Такие цифры озвучили на большом совещании по промышленности у Президента. Но и проблемы есть. Снижение производства на ряде промышленных гигантов, запасы на складах, поиск новых рынков сбыта. Задачи Главой государства поставлены серьезные. Над чем придется поработать промышленному сектору в ближайшее время? Ответ на этот вопрос дали эксперты на ток-шоу «Экономическая среда» в эфире телеканала «Беларусь 1». Среди гостей — первый заместитель министра промышленности Александр Огородников, первый заместитель министра экономики Андрей Картун, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергей Лесин, директор ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» Владимир Туровец.
— Здесь нужно рассматривать этот процесс как непрерывный, начиная от проектирования (уже на этом этапе нужно применять инструменты риск-менеджмента и предугадывать вероятность возникновения отказов из-за каких-то конструктивных недоработок). На этапе внедрения опытных образцов производства, на этапе подбора и внедрения технологий нужно также с точки зрения риск-менеджмента подходить к процессам выбора инструментов, выбора оборудования.
— Культуру качества мы должны прививать с самого начала. Речь идет про учебные заведения (средние специальные, профессионально-технические, высшие). Культура качества, по моему мнению, начинается именно там. Когда мы приходим уже на предприятие, работаем в системе. Она позволяет, конечно, избежать ошибок в части технологического брака. Но не того брака, который делается из-за отсутствия этой самой культуры у работника. Безусловно, это нужно прививать с самого начала.
В частности, он подчеркнул, что промышленность была, есть и будет драйвером экономики:
— Она тянет за собой очень много отраслей, которые потребляют результаты ее работы. Три последних года растем. Причем надо понимать, что мы работаем на мировой рынок, потому что система Министерства промышленности более 70 процентов произведенного объема продает на внешний контур. Соответственно, мы подвержены всем циклическим изменениям, всем открытым процессам на внешних рынках. И, соответственно, уровень менеджмента, который может оценить и, самое главное, предугадать с определенной точностью процессы, которые будут происходить в будущем, закладывает корень нашего успеха.
Он обосновал причину такого детального пояснения:
— Потому что продукция, находящаяся на складе, — это конец производственного цикла. А он включает не только производство продукции, но и цикл движения денежных средств, уходящих поставщикам, которые должны произвести продукцию у себя. И если взять по разным предприятиям, то у каждого из них свои производственные циклы. Сборка телевизора, холодильника, БЕЛАЗа, трактора может показаться короткими процессами. Но со всеми заготовительными операциями это занимает от двух до трех месяцев. В то же время продукция также находится на складе.
— Мы сравниваем периоды времени по годам. Если в 2023‑м годовой объем промышленности вырос на 5 миллиардов рублей, а прирост склада составил около 350 миллионов, то 350 миллионов на 5 миллиардов — незначительный объем, который раскладывается по периоду времени. Но с другой стороны, есть несколько направлений, на которые повлиял определенным образом рынок.
Он назвал уязвимые позиции:
— Например, холодильники. Мы понимали, что происходят определенные изменения на нашем ключевом рынке — в Российской Федерации. Но глубина этих изменений, экономическая и финансовая возможность конкурентов-поставщиков — Китайской Народной Республики, Турецкой Республики, — которые вошли на рынок с аналогичным товаром и возможностью предоставления финансовых механизмов рассрочки их реализации, определенным образом сказались и на нашем производителе. В принципе, мы не потеряли долю по прошлому году, потому что общий рынок холодильников-морозильников уменьшился. Но мы потеряли в объемах производства, и для поддержания определенного минимального уровня, чтобы не свалиться в отрицательную черту, у нас что-то легло на склад.
При этом он привел в пример ситуацию трехлетней давности, когда начались ковидные времена:
— Мы сделали ставку на африканский рынок, рынок Латинской Америки. На том же африканском рынке есть опорные точки — Египет, Нигерия, Экваториальная Гвинея, Южно-Африканская Республика. Здесь объем рынка больше 100 миллиардов, причем растет импорт. Мы подготовили инструменты, постоянно идет их модернизация.
Он пояснил: речь о финансовых инструментах поддержки экспорта — это так называемое предэкспортное финансирование.
— Также активно развиваются и нефинансовые инструменты. Например, компенсационная торговля. Это бартерные операции на трансграничных рынках, — добавил Андрей Картун.
По его словам, зачастую африканские контрагенты говорят, что в силу жесткого валютного законодательства не могут рассчитаться деньгами, только поменять тракторы, например, на апельсины. И уже есть удачные кейсы такого обмена.
Большое внимание этому уделяют белорусские предприятия, например БЕЛАЗ. Какова доля отечественной компонентной базы в производимой гигантом продукции, рассказал Сергей Лесин:
— Модельный ряд, конечно, очень широкий, поэтому говорить о цифрах в среднем по локализации будет неверно. Но скажу так: у нас уровень локализации по отечественным узлам, комплектующим находится в пределах от 60 до 75 процентов: 75 процентов — машины с гидромеханическими трансмиссиями, 60 — с электромеханическими трансмиссиями. Около 40 — 60 процентов компонентов изготавливается непосредственно на производственных площадках. 20 процентов — то, что мы приобретаем по кооперации у белорусских предприятий.
Гендиректор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» подчеркнул, что на локализацию можно посмотреть не только как на экономическую составляющую, но и как на составляющую технологического суверенитета и безопасности:
— В этом ключе мы должны рассматривать предприятия Союзного государства как единый контур. И если мы смотрим на уровень локализации с учетом Союзного государства, то здесь картина довольно оптимистична.
В качестве позитивного примера он привел следующий:
Пока это не серия, а отработка в эксплуатации надежности узлов. Если мы говорим про серийную продукцию, массовую, то уровень локализации там с учетом российской составляющей — 75 процентов.
Кроме российских поставщиков, по словам Сергея Лесина, компоненты производителю поставляют дружественные страны Юго-Восточной Азии.
О том, работают ли станкостроительные предприятия нашей страны над стратегией и какой у них уровень локализации, подробно рассказал Владимир Туровец. Он пояснил, что стратегия у станкостроительных предприятий есть:
— На сегодняшний день совместно с Российской Федерацией подписан ряд документов: межправительственное соглашение, дорожная карта по развитию сотрудничества. Соглашение предусматривает осуществление совместных программ, проектов, взаимный обмен научными разработками. А дорожная карта — это пошаговый план сотрудничества по созданию центров компетенций на территории России, а также на базе станкоинструментальных предприятий наших стран. В рамках дорожной карты также предусмотрено создание станков со стопроцентной локализацией на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
— Если мы говорим про белорусскую составляющую, то это около 50 процентов. Если говорим про Союзное государство, то здесь мы достигаем по ряду оборудования даже 90 процентов. В среднем — 80 процентов.
Он сообщил, что в мае на выставке в Москве запланировано представить обрабатывающий центр белорусского производства с уровнем локализации Союзного государства в 100 процентов.
Также Владимир Туровец отметил, что за последние два года спрос на продукцию белорусской станкоинструментальной промышленности возрос в несколько раз, и пояснил почему:
— Немало этому способствовали ограничительные меры, санкции, принятые недружественными странами в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь. Поэтому мы на первое место поставили повышение технологического потенциала наших предприятий, потому что без модернизации производственных процессов существенно повысить объем и качество выпускаемой продукции достаточно сложно.
Подводя итог сказанному, он добавил:
— Уже в текущем году запланирована именно модернизация ряда основных предприятий станкоинструментальной промышленности страны.
Александр Огородников констатировал, что в компактной Беларуси есть все возможности для четкого планирования:
— С учетом выбытия оборудования на наших предприятиях (что касается станков), с учетом выбытия сельскохозяйственной техники мы можем планировать не на год-два, а на три. Мы с легкостью можем писать производственную программу. Абсолютно четко руководитель предприятия и вся его команда будут понимать, что они делают для белорусского рынка. Это плановость производства и закупок.
Со своей стороны Андрей Картун отметил, что система госпланирования уже существует:
— В годовых программах у нас третий год подряд работает целевое планирование. Когда утверждаются основные макроэкономические параметры Президентом, мы разворачиваем целевой план в зоне промышленности (сколько нужно произвести тракторов, комбайнов и так далее), чтобы выйти на целевой уровень промышленного производства.
Ольга Александрова
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:
— Каждая критическая позиция показывает наши слабые места. Именно по ним конкуренты потом бьют санкциями. Необходимо принять меры по обеспечению максимальной технологической независимости и созданию условий для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. И это стратегическая задача для нашего промышленного комплекса.
На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:
— Каждая критическая позиция показывает наши слабые места. Именно по ним конкуренты потом бьют санкциями. Необходимо принять меры по обеспечению максимальной технологической независимости и созданию условий для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. И это стратегическая задача для нашего промышленного комплекса.
На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года
Качество превыше всего
Как известно, качество формируется не на сборочном конвейере и не у станка рабочих, которые проводят ту или иную операцию. Оно формируется на уровне высшего менеджмента компаний. Гендиректор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергей Лесин пояснил:
— Здесь нужно рассматривать этот процесс как непрерывный, начиная от проектирования (уже на этом этапе нужно применять инструменты риск-менеджмента и предугадывать вероятность возникновения отказов из-за каких-то конструктивных недоработок). На этапе внедрения опытных образцов производства, на этапе подбора и внедрения технологий нужно также с точки зрения риск-менеджмента подходить к процессам выбора инструментов, выбора оборудования.
Уровень высокого качества, безусловно, требует определенных затрат. Нельзя его обеспечить, не нарастив затратную часть и, соответственно, уровень цен на продукцию. Но стоит также обратить внимание и на то, как можно привить работникам на производстве культуру качества. Таким мнением поделился директор ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» Владимир Туровец:
— Культуру качества мы должны прививать с самого начала. Речь идет про учебные заведения (средние специальные, профессионально-технические, высшие). Культура качества, по моему мнению, начинается именно там. Когда мы приходим уже на предприятие, работаем в системе. Она позволяет, конечно, избежать ошибок в части технологического брака. Но не того брака, который делается из-за отсутствия этой самой культуры у работника. Безусловно, это нужно прививать с самого начала.
Рост запасов — что за ним стоит?
Складские запасы промпредприятий за минувший год выросли почти на четверть — на 23 процента. Почему так произошло, пояснил первый замминистра промышленности Александр Огородников.
В частности, он подчеркнул, что промышленность была, есть и будет драйвером экономики:
— Она тянет за собой очень много отраслей, которые потребляют результаты ее работы. Три последних года растем. Причем надо понимать, что мы работаем на мировой рынок, потому что система Министерства промышленности более 70 процентов произведенного объема продает на внешний контур. Соответственно, мы подвержены всем циклическим изменениям, всем открытым процессам на внешних рынках. И, соответственно, уровень менеджмента, который может оценить и, самое главное, предугадать с определенной точностью процессы, которые будут происходить в будущем, закладывает корень нашего успеха.
Он обосновал причину такого детального пояснения:
— Потому что продукция, находящаяся на складе, — это конец производственного цикла. А он включает не только производство продукции, но и цикл движения денежных средств, уходящих поставщикам, которые должны произвести продукцию у себя. И если взять по разным предприятиям, то у каждого из них свои производственные циклы. Сборка телевизора, холодильника, БЕЛАЗа, трактора может показаться короткими процессами. Но со всеми заготовительными операциями это занимает от двух до трех месяцев. В то же время продукция также находится на складе.
Кроме того, первый замминистра промышленности объяснил, почему в прошлом году произошел рост складских запасов:
— Мы сравниваем периоды времени по годам. Если в 2023‑м годовой объем промышленности вырос на 5 миллиардов рублей, а прирост склада составил около 350 миллионов, то 350 миллионов на 5 миллиардов — незначительный объем, который раскладывается по периоду времени. Но с другой стороны, есть несколько направлений, на которые повлиял определенным образом рынок.
Он назвал уязвимые позиции:
— Например, холодильники. Мы понимали, что происходят определенные изменения на нашем ключевом рынке — в Российской Федерации. Но глубина этих изменений, экономическая и финансовая возможность конкурентов-поставщиков — Китайской Народной Республики, Турецкой Республики, — которые вошли на рынок с аналогичным товаром и возможностью предоставления финансовых механизмов рассрочки их реализации, определенным образом сказались и на нашем производителе. В принципе, мы не потеряли долю по прошлому году, потому что общий рынок холодильников-морозильников уменьшился. Но мы потеряли в объемах производства, и для поддержания определенного минимального уровня, чтобы не свалиться в отрицательную черту, у нас что-то легло на склад.
При этом он привел в пример ситуацию трехлетней давности, когда начались ковидные времена:
— И наш «Атлант» отработал склад до нуля, когда скупали то, что еще не было произведено, — подытожил первый замминистра.
Новые рынки: механизмы продвижения
Стоит сказать, что одно дело — произвести качественную продукцию, другое — выгодно ее продать. Эксперты затронули и тему существующих инструментов для поддержки экспорта на новые рынки сбыта.
Благодаря чему белорусские производители могут занять дополнительные ниши в Африке, Азии и Латинской Америке и какие экономические механизмы необходимы для наращивания экспорта, рассказал первый заместитель министра экономики Беларуси Андрей Картун:
— Мы сделали ставку на африканский рынок, рынок Латинской Америки. На том же африканском рынке есть опорные точки — Египет, Нигерия, Экваториальная Гвинея, Южно-Африканская Республика. Здесь объем рынка больше 100 миллиардов, причем растет импорт. Мы подготовили инструменты, постоянно идет их модернизация.
Он пояснил: речь о финансовых инструментах поддержки экспорта — это так называемое предэкспортное финансирование.
— Также активно развиваются и нефинансовые инструменты. Например, компенсационная торговля. Это бартерные операции на трансграничных рынках, — добавил Андрей Картун.
По его словам, зачастую африканские контрагенты говорят, что в силу жесткого валютного законодательства не могут рассчитаться деньгами, только поменять тракторы, например, на апельсины. И уже есть удачные кейсы такого обмена.
— Конечно, опорные точки мы для себя определили и заходим через них. Буквально за последний короткий период на нетрадиционных рынках открыто 20 новых посольств. И в Африке это продолжается, потому что там огромный потенциал, — подчеркнул Андрей Картун. — Естественно, одному производителю будет тяжело заходить на новый рынок, поэтому мы говорим, что нужно использовать дипломатические каналы, финансовые и нефинансовые инструменты, различную помощь в платежах. Здесь уже банки подключаются и ищут возможности для наших предприятий. В том числе используют такие схемы, как факторинг (поиск контрагентов для того, чтобы были исключены риски неплатежей).
Задача: добиться максимального техсуверенитета
Уровень локализации производства — важный показатель для тех компаний, которые хотят иметь эффективную логистическую инфраструктуру, улучшить клиентский сервис и быстро реагировать на колебания спроса.Большое внимание этому уделяют белорусские предприятия, например БЕЛАЗ. Какова доля отечественной компонентной базы в производимой гигантом продукции, рассказал Сергей Лесин:
— Модельный ряд, конечно, очень широкий, поэтому говорить о цифрах в среднем по локализации будет неверно. Но скажу так: у нас уровень локализации по отечественным узлам, комплектующим находится в пределах от 60 до 75 процентов: 75 процентов — машины с гидромеханическими трансмиссиями, 60 — с электромеханическими трансмиссиями. Около 40 — 60 процентов компонентов изготавливается непосредственно на производственных площадках. 20 процентов — то, что мы приобретаем по кооперации у белорусских предприятий.
Гендиректор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» подчеркнул, что на локализацию можно посмотреть не только как на экономическую составляющую, но и как на составляющую технологического суверенитета и безопасности:
— В этом ключе мы должны рассматривать предприятия Союзного государства как единый контур. И если мы смотрим на уровень локализации с учетом Союзного государства, то здесь картина довольно оптимистична.
В качестве позитивного примера он привел следующий:
— По отдельным машинам (пока мы говорим про класс 30 — 45 тонн) уровень локализации превышает 95 процентов.
А если говорим про отдельные опытные образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью, например, 240 тонн, там такая же картина.
Пока это не серия, а отработка в эксплуатации надежности узлов. Если мы говорим про серийную продукцию, массовую, то уровень локализации там с учетом российской составляющей — 75 процентов.
Кроме российских поставщиков, по словам Сергея Лесина, компоненты производителю поставляют дружественные страны Юго-Восточной Азии.
О том, работают ли станкостроительные предприятия нашей страны над стратегией и какой у них уровень локализации, подробно рассказал Владимир Туровец. Он пояснил, что стратегия у станкостроительных предприятий есть:
— На сегодняшний день совместно с Российской Федерацией подписан ряд документов: межправительственное соглашение, дорожная карта по развитию сотрудничества. Соглашение предусматривает осуществление совместных программ, проектов, взаимный обмен научными разработками. А дорожная карта — это пошаговый план сотрудничества по созданию центров компетенций на территории России, а также на базе станкоинструментальных предприятий наших стран. В рамках дорожной карты также предусмотрено создание станков со стопроцентной локализацией на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Эксперт также назвал уровень нынешней локализации станкостроения нашей страны:
— Если мы говорим про белорусскую составляющую, то это около 50 процентов. Если говорим про Союзное государство, то здесь мы достигаем по ряду оборудования даже 90 процентов. В среднем — 80 процентов.
Он сообщил, что в мае на выставке в Москве запланировано представить обрабатывающий центр белорусского производства с уровнем локализации Союзного государства в 100 процентов.
Также Владимир Туровец отметил, что за последние два года спрос на продукцию белорусской станкоинструментальной промышленности возрос в несколько раз, и пояснил почему:
— Немало этому способствовали ограничительные меры, санкции, принятые недружественными странами в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь. Поэтому мы на первое место поставили повышение технологического потенциала наших предприятий, потому что без модернизации производственных процессов существенно повысить объем и качество выпускаемой продукции достаточно сложно.
Подводя итог сказанному, он добавил:
— Уже в текущем году запланирована именно модернизация ряда основных предприятий станкоинструментальной промышленности страны.
В рамках дорожной карты также предусмотрено создание станков с 100-процентной локализацией на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Всё по плану
Гости студии обсудили и еще один важный аспект недавнего совещания у Президента — возврат к конкретным производственным заданиям. Пришло ли время внедрить в белорусской промышленности комплексную систему государственного планирования?Александр Огородников констатировал, что в компактной Беларуси есть все возможности для четкого планирования:
— С учетом выбытия оборудования на наших предприятиях (что касается станков), с учетом выбытия сельскохозяйственной техники мы можем планировать не на год-два, а на три. Мы с легкостью можем писать производственную программу. Абсолютно четко руководитель предприятия и вся его команда будут понимать, что они делают для белорусского рынка. Это плановость производства и закупок.
Со своей стороны Андрей Картун отметил, что система госпланирования уже существует:
— В годовых программах у нас третий год подряд работает целевое планирование. Когда утверждаются основные макроэкономические параметры Президентом, мы разворачиваем целевой план в зоне промышленности (сколько нужно произвести тракторов, комбайнов и так далее), чтобы выйти на целевой уровень промышленного производства.
Ольга Александрова