Как живет православная святыня — Спасо‑Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке — накануне своего юбилея
21.01.2022 08:37:00
Если составить народный рейтинг самых посещаемых святынь на белорусской земле, то с большой долей вероятности возглавит его Спасо‑Евфросиниевская обитель в Полоцке. Уникальное, намоленное место с эпохальной историей, интересной не только христианам, но и людям, увлекающимся историей. А она поистине богата и берет свое начало в XII веке. Накануне Нового года здесь побывал Госcекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
Перед новогодними праздниками обитель посетил Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
Он, как гласит история, был утерян во время Великой Отечественной войны, а копию изготовил белорусский ювелир Николай Кузьмич в 1997‑м. Что же касается преподобной, то перед смертью она совершила паломничество на Святую Землю, где ее и погребли. В 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах‑ад‑Дин, христиане покинули Святую Землю и забрали с собой нетленные мощи полоцкой княжны. Святыню не удалось доставить в Полоцк, и ее перенесли в Киево‑Печерскую лавру. В Дальних пещерах этой древней обители мощи почивали более семи столетий: вернули их в полоцкий монастырь только в 1910‑м, во времена царствования императора Николая II.
Спасо-Евфросиниевский монастырь — образец искусства середины XII века, и это настоящий шедевр.
Что же до храма, построенного во времена преподобной, он пока закрыт для посещения паломниками. Все дело в том, что международная команда реставраторов вот уже несколько лет (в теплое время года) занимается раскрытием древних фресок, которыми украшены стены. На этом объекте как нигде видно слаженное сотрудничество экспертов России и Беларуси. Еще в конце лета, пока шла работа, нам удалось пообщаться с одним из специалистов. Художника‑реставратора из Москвы зовут Дарья Скобцова. Она работает в Межобластном научно‑реставрационном художественном управлении и на протяжении 14 лет каждое лето со своей небольшой командой приезжает в Полоцк — в буквальном смысле оживлять историю. Дарья нам поведала, что фрески, которыми покрыты внутренние стены храма, сделаны по заказу преподобной Евфросинии. Но с годами каноны менялись, и живопись, которая казалась не соответствующей современности, прятали под новым слоем штукатурки и красок. Так в XIX столетии в храме появились совершенно новые изображения — маслом. Задача реставраторов — убрать все поздние наслоения и достучаться своими молоточками и скальпелями до самых первых, с которых все и начиналось.
— Художники были темпераментные и экспрессивные, это видно по ликам святых, — убеждена Дарья. — У них высокий уровень квалификации — аналогии полоцким фрескам мы не находим ни на территории Древней Руси, ни на Балканах. Удивительно, как храм дошел до нас в таком состоянии, учитывая, что десяток церквей вокруг просто исчезли. Мы встретились с образцом искусства середины XII века — это настоящий шедевр. Интересен он и с точки зрения иконографии — план росписи, очевидно, составляла сама преподобная Евфросиния. В житии говорится, что она была невероятно эрудированной и образованной. Этим словам мы находим подтверждение и в росписях. Здесь представлены композиции, которые в других храмах найти почти невозможно, например сцены, связанные с монашеской жизнью. Получается, что фрески — это источник, который позволяет чуть больше узнать о преподобной: понять, какая литература была в ее распоряжении, какие святые служили для нее примером.
— Мы самым тщательным образом изучим все заключения, которые дают реставраторы, архитекторы, те люди, кто сегодня работает над сохранением уникального наследия, которое сохранялось веками и нам даровано. И совершенно точно окажем помощь. Вариант системной поддержки обители должен быть найден, — пообещал Дмитрий Мезенцев. А еще признался, что впервые в полоцком монастыре. И подчеркнул, что для него как человека воцерковленного было большой честью побывать в святой обители, прикоснуться к мощам преподобной Евфросинии.
Это стало незабываемым моментом, который обязательно хочется повторить — уже со всей семьей.
glushko@sb.by
Перед новогодними праздниками обитель посетил Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
Незабвенные дни
Житию преподобной Евфросинии, носившей в миру имя Предслава, в учебниках отведен целый параграф. Если пересказывать его кратко, то получается вот такая история. Предслава происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. В отрочестве княжна читала Священное Писание и жития святых, прилежно училась. Но о замужестве и не думала, поэтому после совершеннолетия тайно от родителей ушла в монастырь, в котором в то время игуменьей была ее родная тетя. Предславу постригли в монахини и дали имя Евфросиния. Известно, что преподобная переписывала книги от руки, помогала нуждающимся, а вскоре отправилась в место, называемое Сельцо, создавать женскую обитель — ту самую, где и сегодня живут сестры. Талантливый зодчий Иоанн помог возвести каменный Спасский храм всего за 30 недель. А в 1161 году мастер Лазарь Богша изготовил напрестольный крест‑ковчег, который содержал в себе великие святыни.Он, как гласит история, был утерян во время Великой Отечественной войны, а копию изготовил белорусский ювелир Николай Кузьмич в 1997‑м. Что же касается преподобной, то перед смертью она совершила паломничество на Святую Землю, где ее и погребли. В 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах‑ад‑Дин, христиане покинули Святую Землю и забрали с собой нетленные мощи полоцкой княжны. Святыню не удалось доставить в Полоцк, и ее перенесли в Киево‑Печерскую лавру. В Дальних пещерах этой древней обители мощи почивали более семи столетий: вернули их в полоцкий монастырь только в 1910‑м, во времена царствования императора Николая II.
Спасо-Евфросиниевский монастырь — образец искусства середины XII века, и это настоящий шедевр.
Уникальные фрески
Территория женской обители поражает красотой и величием: все это, конечно, благодаря труду насельниц. Кроме Спасо‑Преображенского храма здесь расположены еще два — Свято‑Евфросиниевская церковь и Кресто‑Воздвиженский собор (построен в 1897 году). В соборе находятся рака с нетленными мощами Евфросинии Полоцкой и воссозданный Крест преподобной. Вереница паломников к этим святыням не иссякает никогда. Просят о разном — здоровье, детях, решении семейных проблем. А сестры обители молятся об укреплении в вере. В соседнем же Свято‑Евфросиниевском храме хранятся вериги преподобной Евфросинии — семикилограммовые железные цепи. Раньше их носили многие подвижники для умерщвления плоти и укрепления духа, но об этом, конечно, они умалчивали. Какие подвиги несут монашествующие сегодня, говорить тоже сложно, ведь многое совершается тайно. Ранний подъем, молитвы, послушания, посты, неуклонное исполнение монашеских правил — из всего этого состоит день насельниц обители. А главный принцип их жизни остается неизменным — смирение и послушание.Что же до храма, построенного во времена преподобной, он пока закрыт для посещения паломниками. Все дело в том, что международная команда реставраторов вот уже несколько лет (в теплое время года) занимается раскрытием древних фресок, которыми украшены стены. На этом объекте как нигде видно слаженное сотрудничество экспертов России и Беларуси. Еще в конце лета, пока шла работа, нам удалось пообщаться с одним из специалистов. Художника‑реставратора из Москвы зовут Дарья Скобцова. Она работает в Межобластном научно‑реставрационном художественном управлении и на протяжении 14 лет каждое лето со своей небольшой командой приезжает в Полоцк — в буквальном смысле оживлять историю. Дарья нам поведала, что фрески, которыми покрыты внутренние стены храма, сделаны по заказу преподобной Евфросинии. Но с годами каноны менялись, и живопись, которая казалась не соответствующей современности, прятали под новым слоем штукатурки и красок. Так в XIX столетии в храме появились совершенно новые изображения — маслом. Задача реставраторов — убрать все поздние наслоения и достучаться своими молоточками и скальпелями до самых первых, с которых все и начиналось.
— Художники были темпераментные и экспрессивные, это видно по ликам святых, — убеждена Дарья. — У них высокий уровень квалификации — аналогии полоцким фрескам мы не находим ни на территории Древней Руси, ни на Балканах. Удивительно, как храм дошел до нас в таком состоянии, учитывая, что десяток церквей вокруг просто исчезли. Мы встретились с образцом искусства середины XII века — это настоящий шедевр. Интересен он и с точки зрения иконографии — план росписи, очевидно, составляла сама преподобная Евфросиния. В житии говорится, что она была невероятно эрудированной и образованной. Этим словам мы находим подтверждение и в росписях. Здесь представлены композиции, которые в других храмах найти почти невозможно, например сцены, связанные с монашеской жизнью. Получается, что фрески — это источник, который позволяет чуть больше узнать о преподобной: понять, какая литература была в ее распоряжении, какие святые служили для нее примером.
Монастырь сегодня
Лучше один раз его увидеть, чем сто раз прочитать. Приехать сюда может абсолютно каждый, сестры обители рады всем. В том числе и иностранным делегациям, которые нередко посещают монастырь. А перед новогодними праздниками в обители побывали Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев и председатель Совета Республики Наталья Кочанова. В 2025 году Спасо‑Евфросиниевскому монастырю исполнится 900 лет, и уже сейчас духовенство и светская власть задумываются, чем помочь обители к предстоящей знаковой дате. Одна из забот монастыря — нехватка трапезной и вместительной гостиницы для паломников. Это важно, ведь сюда ежегодно приезжают тысячи туристов. Госсекретарь рассказал, что пока конкретных проектов с Союзным государством нет, но первые шаги на пути к сотрудничеству уже сделаны.— Мы самым тщательным образом изучим все заключения, которые дают реставраторы, архитекторы, те люди, кто сегодня работает над сохранением уникального наследия, которое сохранялось веками и нам даровано. И совершенно точно окажем помощь. Вариант системной поддержки обители должен быть найден, — пообещал Дмитрий Мезенцев. А еще признался, что впервые в полоцком монастыре. И подчеркнул, что для него как человека воцерковленного было большой честью побывать в святой обители, прикоснуться к мощам преподобной Евфросинии.
Это стало незабываемым моментом, который обязательно хочется повторить — уже со всей семьей.
glushko@sb.by