Детки в сетке. Как не стать жертвой кибербуллинга и можно ли остановить волну травли в интернете
16.02.2023 13:34:00
Ирина ЛУКАШИК
Оставаться в курсе последних событий, общаться с друзьями и близкими из любой точки планеты, получать знания просто – достаточно зайти в интернет, и вам откроется море возможностей. По данным Белстата, в нашей стране 81,6 процента детей в возрасте 6–17 лет заходят в сеть ежедневно. Но здесь, как и в реальной жизни, общение не всегда бывает комфортным и безопасным. Кибербуллингу подвергается 18 процентов школьников старших классов, поэтому тема профилактики травли в сети особенно актуальна.
– Первые признаки – эмоционально тяжелое состояние, проблемы со сном, изменения в настроении и общении с семьей, сниженная мотивация к учебе. Когда ситуация накаляется, появляются предпосылки к депрессивным состояниям и риск суицида. Не стоит забывать и о свидетелях: во многом они дублируют те же реакции – страх, волнение и тревогу. И ни в коем случае нельзя отказывать в помощи агрессорам. Зачастую выясняется, что обидчик сам переживал насилие и нуждается в поддержке.
– Для ребят младшего возраста установите контроль количества проведенного времени и фильтр посещаемых ресурсов. В этом помогут технические средства и заключение с ребятами медийного соглашения, в котором прописывается каждый пункт. В процессе взросления ребенка влияние взрослых обычно снижается. С подростками жесткий контроль уже не сработает: они хотят больше самостоятельности и независимости. Хорошая тактика – диалог.
Чем больше доверие, тем выше шанс, что, оказавшись в непонятной или опасной ситуации, сын или дочка обратится за помощью. Поэтому важно не потерять доверие ребенка. К сожалению, многие родители не до конца понимают серьезность кибербуллинга – не выслушав проблему, они выбирают тактику наказания: отключают интернет или забирают гаджеты. А фразами «слушай, разберись сам, ты уже взрослый», «через это мы все проходили, удали и не обращай внимания» еще больше усложняют ситуацию. Обесценивать ни в коем случае нельзя, правильная реакция – утешение, сочувствие, эмоциональная поддержка и опора. Илляна Матвиенко уточняет:
– В этот момент у ребенка возникает страх неизвестности, поэтому родителям стоит показать, что он не один, и составить план действий. Для этого полезно изучить технику решения проблемы: как обратиться за помощью к модераторам, закрыть группу в социальных сетях или заблокировать пользователей.
– Наша задача – максимально интегрировать площадки в национальную среду, поэтому важную проблему преподносим в форме интерактива: викторин, тестов и заданий, роликов-историй ребят, которые пережили буллинг или кибербуллинг. Все активности ориентированы на каждую из сторон – жертв, агрессоров, свидетелей, школу и родителей. Главная задача – предупредить травлю.
Профилактическая работа находит бурный отклик у молодежи. В прошлом году на двухдневном фестивале «Школа, свободная от буллинга» в НДЦ «Зубренок» дети сами разработали конституцию с правами и обязанностями по поведению в интернете. Востребован и пилотный проект по развитию дружественной и поддерживающей среды в школах. Он стартовал чуть больше двух лет назад, а количество учебных заведений – участников уже выросло до 30. И это не предел: вскоре присоединится еще несколько школ из Брестской и Гомельской областей. Дмитрий Шилин объясняет:
– Технология полностью адаптирована под белорусскую систему образования и уже себя зарекомендовала. Учащиеся-волонтеры проводят все мероприятия с 5–11-ми классами, составляют правила поведения и контролируют их. Мы не зря реализовали принцип «равные обучают равных»: подростки больше прислушиваются к мнению сверстников, что значительно повышает эффективность.
lukashik@sb.by
Первые звоночки
Согласно исследованию ЮНИСЕФ с систематической агрессией в коллективе, другими словами буллингом, сталкивался каждый второй школьник. Во время опроса о намеренном психологическом или физическом давлении со стороны сверстников рассказали больше 60 процентов учащихся 5–7-х классов. И чаще всего именно насилие в школьной среде плавно перетекает из реальной жизни в интернет-пространство. С применением цифровых технологий травля в классе трансформировалась в создание групп в социальных сетях, где подростки оскорбляют и выкладывают неуместные фотографии одноклассников. Такое поведение, конечно же, негативно сказывается на психике учащихся. Педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи Илляна Матвиенко рассказала, как родителям заметить, что их ребенка травят:– Первые признаки – эмоционально тяжелое состояние, проблемы со сном, изменения в настроении и общении с семьей, сниженная мотивация к учебе. Когда ситуация накаляется, появляются предпосылки к депрессивным состояниям и риск суицида. Не стоит забывать и о свидетелях: во многом они дублируют те же реакции – страх, волнение и тревогу. И ни в коем случае нельзя отказывать в помощи агрессорам. Зачастую выясняется, что обидчик сам переживал насилие и нуждается в поддержке.
Родительский контроль активирован
Научить здоровому общению и поведению в интернете – такая же обязанность мап, пап и педагогов, как и объяснить, что нельзя играть со спичками. Прежде всего нужно понимать, что для молодежи сеть – не замена живого общения, а еще одна полноценная реальность. И чтобы она формировалась правильно, еще в раннем детстве следует выстроить доверительные отношения и определить правила использования интернета в семье. Педагог-психолог рекомендует:– Для ребят младшего возраста установите контроль количества проведенного времени и фильтр посещаемых ресурсов. В этом помогут технические средства и заключение с ребятами медийного соглашения, в котором прописывается каждый пункт. В процессе взросления ребенка влияние взрослых обычно снижается. С подростками жесткий контроль уже не сработает: они хотят больше самостоятельности и независимости. Хорошая тактика – диалог.
Чем больше доверие, тем выше шанс, что, оказавшись в непонятной или опасной ситуации, сын или дочка обратится за помощью. Поэтому важно не потерять доверие ребенка. К сожалению, многие родители не до конца понимают серьезность кибербуллинга – не выслушав проблему, они выбирают тактику наказания: отключают интернет или забирают гаджеты. А фразами «слушай, разберись сам, ты уже взрослый», «через это мы все проходили, удали и не обращай внимания» еще больше усложняют ситуацию. Обесценивать ни в коем случае нельзя, правильная реакция – утешение, сочувствие, эмоциональная поддержка и опора. Илляна Матвиенко уточняет:
– В этот момент у ребенка возникает страх неизвестности, поэтому родителям стоит показать, что он не один, и составить план действий. Для этого полезно изучить технику решения проблемы: как обратиться за помощью к модераторам, закрыть группу в социальных сетях или заблокировать пользователей.
Школа без буллинга
Профилактикой кибербуллинга в нашей стране активно занимается Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Акцент этого года – влияние интернета на психологическое благополучие. Получить советы возможно благодаря созданию площадки #ИнтернетБезБуллинга и совместному с Министерством образования проекту по развитию дружественной и поддерживающей среды в школах. Детям не интересна сухая статистика – они лучше воспринимают ситуации, которые их касаются, случились с другом или соседом, уверен старший координатор ЮНИСЕФ в Беларуси по охране детства Дмитрий Шилин:– Наша задача – максимально интегрировать площадки в национальную среду, поэтому важную проблему преподносим в форме интерактива: викторин, тестов и заданий, роликов-историй ребят, которые пережили буллинг или кибербуллинг. Все активности ориентированы на каждую из сторон – жертв, агрессоров, свидетелей, школу и родителей. Главная задача – предупредить травлю.
Профилактическая работа находит бурный отклик у молодежи. В прошлом году на двухдневном фестивале «Школа, свободная от буллинга» в НДЦ «Зубренок» дети сами разработали конституцию с правами и обязанностями по поведению в интернете. Востребован и пилотный проект по развитию дружественной и поддерживающей среды в школах. Он стартовал чуть больше двух лет назад, а количество учебных заведений – участников уже выросло до 30. И это не предел: вскоре присоединится еще несколько школ из Брестской и Гомельской областей. Дмитрий Шилин объясняет:
– Технология полностью адаптирована под белорусскую систему образования и уже себя зарекомендовала. Учащиеся-волонтеры проводят все мероприятия с 5–11-ми классами, составляют правила поведения и контролируют их. Мы не зря реализовали принцип «равные обучают равных»: подростки больше прислушиваются к мнению сверстников, что значительно повышает эффективность.
lukashik@sb.by