От обрядов до рушников. Как в Ветковском районе хранят культурный код отселенных деревень
25.04.2024 14:41:00
Виолетта ДРАЛЮК
Бартоломеевка, Косицкая, Беседь. Это самые известные из 59 деревень Ветковского района, которые исчезли с карты региона после чернобыльской катастрофы. Свыше 20 тысяч жителей тогда покинули родные места. За 38 лет территория покрылась лесом, следов от поселений, некогда наполненных жизнью, практически не осталось. Но благодаря проекту Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова «Голоса ушедших деревень» культурный код памяти сохраняется в свидетельствах, артефактах и… яблоневых садах.
После аварии Ветковский район утратил 59 деревень
– В 1979 году вместе с Галиной Нечаевой мы пришли в музей в качестве научных сотрудников под начало его основателя Федора Григорьевича Шклярова. До открытия музея для посетителей, 1 ноября 1987 года, такой вот небольшой командой ездили в экспедиции по деревням, собирали экспонаты, записывали воспоминания, участвовали в ремонте здания – дома купца Тимофея Грошикова, столярных работах, создании экспозиций. И вдруг авария на Чернобыльской атомной электростанции! Люди стали уезжать. А у нас даже мысли не возникало бросить начатое. Мой старший брат Иван тогда специально приехал из Казахстана, чтобы меня забрать. Но вместо этого… остался. То, что увидел в Ветке, его ошеломило: в маленьком городке на глазах создавалось что-то грандиозное, настоящее. Решил работать вместе с нами. Для нас это место стало домом, где хотелось находиться, жить, создавать, несмотря ни на что.
После аварии ветковские музейщики продолжили свое дело – изучали, искали, накапливали. Места здесь уникальные. Есть и известные археологические памятники, начиная с мезолита. Некоторые из них, например Стрелица, помнят раскопки 1960-х, которые открыли миру артефакты бронзового века – свидетельства культуры индоевропейцев, осваивавших эти земли в ІІІ тысячелетии до н. э. Местные реки – пути и места расселения древних славян. Есть и памятники погибшим в годы Великой Отечественной. Собирали историю каждого населенного пункта по крупицам: рукописные и печатные книги, иконы, рушники, народную одежду, домовую резьбу, обряды, мифы, «спевы», утварь, фотографии, воспоминания.
Память об исчезнувших поселениях – в артефактах и документах
– Мы решили создать банк данных по культуре и традициям отселенных деревень Ветковского района, в который вошли имевшиеся записи, памятники, исторические данные и сведения от переселенцев, экспедиционные материалы всех лет – фоно- и видеозаписи, фотографии. Всего было собрано более 320 экспонатов, 500 фольклорных текстов. Первым этапом проекта стало издание в 2008 году одноименной книги «Голоса ушедших деревень», в которой, по сути, и увековечили культурный код поселков и сел, утраченных после аварии.
Главы книги рассказывают о книжной культуре, иконописи старообрядческих слобод и белорусских деревень (Борьбы, Новоивановки, Попсуевки, Косицкой, Бартоломеевки, Ухова, Речек). В ней представлены традиции ткачества Гаристов, Быковца, Воробьевки, Купреевки, Петуховки, Подкаменья. Есть и свидетельства нематериального наследия «ушедших» деревень – тексты обрядов, песен, заговоров, примет. Книгу украсили более 300 цветных иллюстраций, в том числе фотографий местных жителей.
– В народном обряде «Свеча» к центральной свече долепливают воск. Так и мы можем добавлять к тому, что уже создано в музее. Например, через исследования, выставочные проекты. Если до сих пор мы рассказывали о таких крупных отселенных деревнях, как Бартоломеевка, Косицкая, Беседь, по которым было накоплено много материалов, то теперь хочется представить маленькие села, где на момент аварии проживало 30–40 человек. Однако материалов сохранилось немного, потребуются более глубокие исследования.
К идее сохранять культурный код Ветка притягивает по-разному. Минчанка Александра Мамичева приехала сюда на практику после окончания Университета Национальной академии наук по специальности «искусствоведение»:
– Стремилась именно в Ветковский музей. Когда познакомилась с его историей, исследовательскими работами, поняла, что хочу работать здесь. Тем более с гомельской землей свя-зана история моей семьи, которая после аварии вынуждена была покинуть родные места.
Смотритель музея Анна Чумакова знакомит с книгой «Голоса ушедших деревень»
СПРАВКА «ЗН»
После аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в Беларуси было отселено 450 деревень.
За время проекта собрано более 320 экспонатов
КСТАТИОдин из уникальных экспонатов – рукописное Евангелие первой половины XVI века – попал в экспозицию музея в 2006 году. Пожилой житель Гомеля (родом из деревни Косицкой) принес издание в Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Рассказал, что книгу ему завещала родственница в 1965 году. Она же ее хранила с того момента, как в деревне в 1935 году закрыли храм и церковные книги подлежали уничтожению. Когда пенсионеру показали Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций, он попросил передать Евангелие именно сюда: «Здесь оно будет дома и сможет рассказать о своей земле гораздо больше».
draluk@sb.by