Деревенская философия
05.08.2014 17:59:59
Эх, хорошо нынче выглядит демографическая ситуация в деревне. По вечерам, а погода этим летом балует, когда спадает дневная изнурительная жара, на скамеечках под деревьями или у хат не протолкнуться. Скамейки становятся короткими. Устроились на них преимущественно нарядно, ярко и по погоде одетые женщины. Сидят они себе, баян слушают, он в вечернем чистом воздухе да в пейзаже деревенском очень здорово и трогательно звучит. Далековато баянист, у магазина, но слышно хорошо.
Женщины сидят плотно, обо всем на свете болтают. Могут самую сложную проблему разобрать. И без разницы им — геополитика, взаимоотношения мужчины и женщины, медицина, телевидение, погода, кулинария, цены... Иногда мужчина, рядом проходящий или на велосипеде, машине, лошади проезжающий, приостановится. Скажет что–нибудь короткое, но емкое, а в ответ получит много разного и веселого. И не только старухи древние на скамейках сидят. Много и молодых женщин, даже совсем юные попадаются. Они жизненной мудрости от старших набираются, слушают. А с реки громкий смех и визг, там купание. Вода теплая, чистая. Залезешь — вылезать не хочется. И молодых мужчин хватает в деревне, и среднего возраста, а стариков мало, а если точнее, то и совсем нет. Почти у каждого дома машина легковая, а у некоторых домов и по две–три. Тракторы стоят, грузовики. И мальчишки на велосипедах по деревне носятся...
Хорошо в деревне с демографической ситуацией погожим летом. Правда, все это многолюдье и веселье скоро закончатся. Разъедутся крепкие мужчины и нарядные женщины со своими детьми по городам. И останется на всю деревню один подросток — Ваня. Но до осенней тишины еще целый месяц. Смотрю на деревню, баян слушаю и радуюсь.
А вот еще сюжет деревенский и актуальный, но, к сожалению, неновый. Пару лет назад я о нем писал, только похоже, что все всех устраивает и потому ничего не меняется. В городе и без спичек можно обходиться, а в деревне без них сложно. Продаются те спички и в местном магазине, и в автолавке, и в райцентре. Когда–то своим отменным качеством славились знаменитые пинские с изображением аиста. Сергей, ему без года полтинник, собирается в лес за черникой. Берет с собой сигареты, нож, а в придачу два коробка спичек. Знаете, почему два? Нет, Сергей не боится заблудиться. Он весь окрестный лес, как свой карман, знает, может и с завязанными глазами ходить. Спички ему нужны, чтобы прикуривать. Но беда в том, что из десяти спичек загорается только одна, да и то не всегда везет. Вот и приходится два коробка с собой брать. Клянут деревенские жители тех, кто такие спички делает. Говорят, что хорошо бы было всех, кто те спички производит, заставить ими же и пользоваться. Тяжело не согласиться с таким предложением, хоть оно и нереальное.
Мой деревенский приятель Володя идет в гараж и возвращается с двумя гаечными ключами в черных от мазута руках. Володя работает водителем и что такое ремонт знает не из телевизора. Подает мне два ключа. Один — грязный, черный и непривлекательный, а второй — блестящий, аккуратный, хоть на елку зимой вешай. Интересуется, какой ключ лучше? Я выбираю блестящий 12 на 14. Володя смеется, а потом берет его в черные руки и легко сгибает, кладет на скамейку. И не потому он его согнул, что очень сильный. Просто ключ негодный для жизни и ремонта. Сколько ни пробовали согнуть старый гаечный ключ с советским знаком качества — не смогли.
Мой приятель разразился длинной тирадой про современных технологов, инженеров, про тех, кто подобные ключи да и прочий в хозяйстве необходимый инструмент делает. И его гневная филиппика закончилась сакраментальным предложением позабирать фирменные гаечные ключи у всех, кто к производству хлама отношение имеет, и вручить блестящие и красивые — пусть попробуют гайки ими крутить, может, поумнеют, может, совесть проснется.
Вся деревенская философия на практицизме построена. Когда мужчина инструмент себе выбирает, то это похоже, простите за сравнение, на выбор жены. Чтобы красивая, здоровая, веселая, работящая и лучше без огромных запросов. Зарплаты у деревенских мужчин совсем небольшие...
Надеюсь, что специалисты прочтут этот текст и услышат глас народа — о спичках, гайках и ключах...
ladzimir@tut.by
Советская Белоруссия №147 (24528). Среда, 6 августа 2014 года