Депутаты приняли законопроект «О государственном прогнозировании социально-экономического развития Беларуси»
15.06.2023 12:43:00
Анастасия ЦЕЛЮК
Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» принят во втором чтении сегодня на заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси седьмого созыва.
Предлагаемые законопроектом нормы направлены на повышение эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Беларусь, гармонизацию законодательств Беларуси и России в данной сфере. Ключевой новацией подготовленного законопроекта является упорядочение системы разрабатываемых документов планирования и прогнозирования, а также разграничение процессов планирования и прогнозирования.
Как сообщил, представляя законопроект парламентариям, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Леонид Брич, необходимость разработки и принятия проекта закона назрела уже давно. Действующий законодательный акт был принят еще в 1998 году, и на сегодняшний день имеется целый перечень оснований для его корректировки.
– Прежде всего было необходимо выполнить задачу по приведению действующего закона в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Беларусь. В связи с этим полномочия Главы государства по утверждению программы социально-экономического развития страны передаются Всебелорусскому народному собранию. При этом в законопроекте предусматривается необходимость одобрения Президентом Республики Беларусь концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров на очередной год. Также в соответствии с союзной программой по сближению макроэкономической политики Беларуси и России было необходимо реализовать меры по гармонизации процессов прогнозирования и планирования двух стран. Назрела необходимость актуализации системы прогнозных и программных документов, обеспечения ее соответствия существующим реалиям экономического развития.
Парламентарий отметил, что меры по решению всех этих основных задач заложены в проекте закона. Так, предлагается разграничить процессы прогнозирования и планирования, закрепить четкую систему соответствующих документов. Перечень документов прогнозирования и планирования оптимизирован, отдельные документы исключаются, одновременно в систему прогнозирования предлагается включить Комплексный прогноз научно-технического прогресса. Этот документ разрабатывается и сейчас. Однако, его роль в системе должна быть повышена. Он должен дать импульс расширению инновационной ориентации документов прогнозирования и планирования, их направленности на ускорение структурных и технологических преобразований.
– В настоящее время исполнительными органами формируются прогнозы, которые утверждаются Советами депутатов. Предлагается закрепить нормы о разработке и утверждении исполкомами планов развития территорий, которые комплексно закрепят цели, задачи и действия по их достижению. Практика разработки таких планов уже существует. В перечень программных документов также включены программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности). Ряд дополнений внесен в документ в ходе работы над ним в Палате представителей. В целях обеспечения реализации закрепляемого принципа открытости проект закона содержит положения, предусматривающие, что к разработке документов государственного прогнозирования, государственного планирования могут привлекаться общественные объединения, научные и иные организации.
Леонид Брич подчеркивает:
– Принятия проекта закона позволит законодательно выстроить целостную систему государственного прогнозирования и планирования республиканского, отраслевого и регионального уровней, основанную на принципах преемственности и научной обоснованности и ориентированную на достижение экономического роста и повышение уровня жизни граждан. Упорядочение системы документов государственного прогнозирования и государственного планирования обеспечит комплексный подход в стратегическом и оперативном управлении экономикой, позволит сохранить ее устойчивость в условиях многочисленных вызовов внешнего характера.
В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь Всебелорусское народное собрание определено органом, утверждающим программу социально-экономического развития страны на пятилетний период (согласно действующей редакции Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программа социально-экономического развития утверждается Президентом Республики Беларусь).
При этом в законопроекте предусматривается одобрение Президентом Республики Беларусь концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров на очередной год.
Предусматривается формирование отдельных документов на «скользящей» основе: комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития, стратегий развития отраслей (видов экономической деятельности) – каждые пять лет с продлением прогнозируемого периода на соответствующий срок; годового прогноза социально-экономического развития – ежегодно на очередной финансовый год и плановый период (два последующих года). Это необходимо для формирования бюджетных программ, что также предусмотрено Бюджетным кодексом Республики Беларусь и используется на практике.
Законопроект дополняется основными терминами, а также предусматривает закрепление основных принципов государственного прогнозирования и государственного планирования.
Предлагаемые законопроектом нормы направлены на повышение эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Беларусь, гармонизацию законодательств Беларуси и России в данной сфере. Ключевой новацией подготовленного законопроекта является упорядочение системы разрабатываемых документов планирования и прогнозирования, а также разграничение процессов планирования и прогнозирования.
Как сообщил, представляя законопроект парламентариям, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Леонид Брич, необходимость разработки и принятия проекта закона назрела уже давно. Действующий законодательный акт был принят еще в 1998 году, и на сегодняшний день имеется целый перечень оснований для его корректировки.
– Прежде всего было необходимо выполнить задачу по приведению действующего закона в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Беларусь. В связи с этим полномочия Главы государства по утверждению программы социально-экономического развития страны передаются Всебелорусскому народному собранию. При этом в законопроекте предусматривается необходимость одобрения Президентом Республики Беларусь концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров на очередной год. Также в соответствии с союзной программой по сближению макроэкономической политики Беларуси и России было необходимо реализовать меры по гармонизации процессов прогнозирования и планирования двух стран. Назрела необходимость актуализации системы прогнозных и программных документов, обеспечения ее соответствия существующим реалиям экономического развития.
Парламентарий отметил, что меры по решению всех этих основных задач заложены в проекте закона. Так, предлагается разграничить процессы прогнозирования и планирования, закрепить четкую систему соответствующих документов. Перечень документов прогнозирования и планирования оптимизирован, отдельные документы исключаются, одновременно в систему прогнозирования предлагается включить Комплексный прогноз научно-технического прогресса. Этот документ разрабатывается и сейчас. Однако, его роль в системе должна быть повышена. Он должен дать импульс расширению инновационной ориентации документов прогнозирования и планирования, их направленности на ускорение структурных и технологических преобразований.
– В настоящее время исполнительными органами формируются прогнозы, которые утверждаются Советами депутатов. Предлагается закрепить нормы о разработке и утверждении исполкомами планов развития территорий, которые комплексно закрепят цели, задачи и действия по их достижению. Практика разработки таких планов уже существует. В перечень программных документов также включены программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности). Ряд дополнений внесен в документ в ходе работы над ним в Палате представителей. В целях обеспечения реализации закрепляемого принципа открытости проект закона содержит положения, предусматривающие, что к разработке документов государственного прогнозирования, государственного планирования могут привлекаться общественные объединения, научные и иные организации.
Леонид Брич подчеркивает:
– Принятия проекта закона позволит законодательно выстроить целостную систему государственного прогнозирования и планирования республиканского, отраслевого и регионального уровней, основанную на принципах преемственности и научной обоснованности и ориентированную на достижение экономического роста и повышение уровня жизни граждан. Упорядочение системы документов государственного прогнозирования и государственного планирования обеспечит комплексный подход в стратегическом и оперативном управлении экономикой, позволит сохранить ее устойчивость в условиях многочисленных вызовов внешнего характера.
В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь Всебелорусское народное собрание определено органом, утверждающим программу социально-экономического развития страны на пятилетний период (согласно действующей редакции Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программа социально-экономического развития утверждается Президентом Республики Беларусь).
При этом в законопроекте предусматривается одобрение Президентом Республики Беларусь концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров на очередной год.
Предусматривается формирование отдельных документов на «скользящей» основе: комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития, стратегий развития отраслей (видов экономической деятельности) – каждые пять лет с продлением прогнозируемого периода на соответствующий срок; годового прогноза социально-экономического развития – ежегодно на очередной финансовый год и плановый период (два последующих года). Это необходимо для формирования бюджетных программ, что также предусмотрено Бюджетным кодексом Республики Беларусь и используется на практике.
Законопроект дополняется основными терминами, а также предусматривает закрепление основных принципов государственного прогнозирования и государственного планирования.