Депутаты приняли в первом чтении проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»
17.09.2024 13:02:27
Анастасия ЦЕЛЮК
Депутаты рассмотрели в первом чтении внесенный Главой государства проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Документ парламентариям представили директор Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь Андрей Мательский и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Проектом Закона предлагаются, в частности, следующие новации:
пересмотр санкций 97 составов преступлений: санкции 65 составов предлагается дополнить альтернативными более мягкими видами наказаний, санкции 32 составов предлагается скорректировать в части размера наказаний или введения на альтернативной основе дополнительных наказаний (штраф, лишение права);
закрепление ограничений для назначения наказания в виде лишения свободы: предлагается определить, что женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, инвалидам I группы, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, не сопряженное с применением насилия либо угрозой его применения, лишение свободы не назначается (за исключением лиц, совершивших преступления экстремистской направленности).
Аналогичную норму предлагается закрепить в отношении лиц, впервые совершивших указанные преступления в возрасте до 18 лет;
дифференциация ответственности за незаконный оборот средств платежа с учетом реальной общественной опасности действий каждого из участников: предлагается сохранить уголовную ответственность для граждан, распространяющих реквизиты чужих банковских карт, и ввести административную ответственность для лиц, предоставляющих реквизиты собственных банковских карт;
перевод отдельных преступлений в дела частно-публичного обвинения: преступления о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения и совершенном близкими лица, пострадавшего от преступления, предлагается отнести к делам частно-публичного обвинения;
изменения по вопросам уголовной ответственности за наркопреступления: предлагается закрепить альтернативные более мягкие наказания в виде ареста (за приобретение или хранение наркотиков без цели сбыта) и ограничения свободы (за разовые случаи сбыта наркотиков).
Также предлагается сократить с 10 до 8 лет лишения свободы нижний предел наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы;
расширение круга преступлений, за которые граждане Республики Беларусь будут нести ответственность при их совершении за пределами страны: в этот перечень, в частности, включены преступления террористической направленности, дискредитация Республики Беларусь, оскорбление либо клевета в отношении Президента, надругательство над государственными символами.
Законопроект принят в первом чтении.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Проектом Закона предлагаются, в частности, следующие новации:
пересмотр санкций 97 составов преступлений: санкции 65 составов предлагается дополнить альтернативными более мягкими видами наказаний, санкции 32 составов предлагается скорректировать в части размера наказаний или введения на альтернативной основе дополнительных наказаний (штраф, лишение права);
закрепление ограничений для назначения наказания в виде лишения свободы: предлагается определить, что женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, инвалидам I группы, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, не сопряженное с применением насилия либо угрозой его применения, лишение свободы не назначается (за исключением лиц, совершивших преступления экстремистской направленности).
Аналогичную норму предлагается закрепить в отношении лиц, впервые совершивших указанные преступления в возрасте до 18 лет;
дифференциация ответственности за незаконный оборот средств платежа с учетом реальной общественной опасности действий каждого из участников: предлагается сохранить уголовную ответственность для граждан, распространяющих реквизиты чужих банковских карт, и ввести административную ответственность для лиц, предоставляющих реквизиты собственных банковских карт;
перевод отдельных преступлений в дела частно-публичного обвинения: преступления о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения и совершенном близкими лица, пострадавшего от преступления, предлагается отнести к делам частно-публичного обвинения;
изменения по вопросам уголовной ответственности за наркопреступления: предлагается закрепить альтернативные более мягкие наказания в виде ареста (за приобретение или хранение наркотиков без цели сбыта) и ограничения свободы (за разовые случаи сбыта наркотиков).
Также предлагается сократить с 10 до 8 лет лишения свободы нижний предел наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы;
расширение круга преступлений, за которые граждане Республики Беларусь будут нести ответственность при их совершении за пределами страны: в этот перечень, в частности, включены преступления террористической направленности, дискредитация Республики Беларусь, оскорбление либо клевета в отношении Президента, надругательство над государственными символами.
Законопроект принят в первом чтении.