День памяти проходит в Хоростово, где в годы ВОВ сожгли прихожан и священника Иоанна Лойко
15.02.2023 14:22:38
Инна ЮРЧИК
Сегодня православные христиане празднуют Сретение Господне. Двунадесятый церковный праздник символизирует встречу человека с Богом. А в аг. Хоростово Солигорского района ровно в этот день 80 лет назад во время карательной операции «Хорнунг» нацисты при поддержке местных полицаев сожгли 300 прихожан и настоятеля Покровского храма прямо за богослужением. Эту трагическую историю мы рассказали на страницах «СБ» 1 февраля (Хоростовские мученики).
Люди собрались в храме на большой праздник со всей округи, ведь церковь была одна, возносили молитвы и надеялись на спасение, никто не думал, что посягнут на святое… В память о тех жутких событиях в восстановленной уже в 90-е годы Покровской церкви сегодня прошло особое богослужение. Оно хоть и праздничное, но неизменно добавляется заупокойная молитва о хоростовских мучениках и всех, кто погиб на этих землях в страшные военные годы. После этого люди отправились по местам массовых захоронений, чтобы совершать особые службы по погибшим – литии, освящать братские могилы. Только возле Хоростово девять таких мест. Земля здесь буквально пропитана людской кровью и болью.
О личности Иоанна Лойко стоит сказать особо. О нем говорили: человек святой жизни. И сегодня прихожане собирают документы и доказательства, чтобы подать их для рассмотрения вопроса о канонизации Иоанна Лойко и причислении его к лику святых. Признаются: «Для нас он уже святой», приводят примеры помощи батюшки по молитвам к нему из своей жизни.
Отец Иоанн обладал огромным авторитетом среди верующих, предостерегал местных от сотрудничества с оккупантами. В результате фашисты так и не смогли создать ни одного полицейского участка на хоростовских землях. Он прилюдно благословил сыновей идти в партизанский отряд, что посодействовало массовому уходу молодежи в отряд Василия Захаровича Коржа – уроженца Хоростово и доброго друга священника и его семьи. Отряд прибыл из Пинска и действовал вблизи деревни.
Накануне карательной операции партизанский отряд принимает решение об отходе в целях безопасности, предупредили об этом и местное население. Кто-то смог убежать в лес, но были и те, кто остался: старики, раненые, женщины с детьми. Моральный выбор священника был в том, чтобы быть с людьми. Ведь убежать со своей семьей, оставив больных и немощных, одиноких – стыдно…
Уроженец Хоростово кандидат исторических наук, доцент Михаил Цуба отмечает:
«15 февраля 1943г. на деревню были брошены все силы карателей. По воспоминаниям людей, ночь на 15 февраля выдалась не только морозной с метелицей, но и полной тревоги. Где-то громыхали взрывы, слышались одиночные выстрелы и треск автоматов… Есть свидетельства очевидцев, которых фашисты оставили в живых только потому, что им понадобилась рабочая сила для перегона животных из Хоростово в Микашевичи. Не менее, чем 20 человек, среди них жители деревни Алексей Горбат и трое его детей: Авдотья, Павел и Адам. Также живыми свидетелями тех события стали несколько женщин и девушек, в том числе дочь отца Иоанна Вера, вывезенная затем на каторжные работы в Германию».
Дочь Вера была в эпицентре событий, она входила в певчую группу, ей не было и 18-ти. Судьба ее неизвестна. Известно лишь, что через два года, когда она была освобождена из концлагеря и вернулась на Родину, юная девушка выглядела седой, постаревшей женщиной… Но она успела рассказать, что ночь на 15 февраля для их семьи была не только бессонной, но и тревожной, на сердце отца была тяжесть, нехорошее предчувствие. Он очень долго молился. Затем осенил себя крестным знамение, подошел к жене, дочерям и сказал: «Милые, давайте сегодня не будем разлучаться. Пока я читаю церковные правила, соберите малышей и пойдемте в церковь». Впереди шел батюшка с внучками, за ним дочь Вера, невестка Нина, матушка Ольга. Подойдя к церкви, батюшка увидел, что в храме много народа из ближайших сел и хуторов, и на душе стало немного легче…
По сохранившимся свидетельствам Леонтия Пешко из д.Мокрово, «Свято-Покровская церковь во время оккупации являлась тем местом, куда приходили все – прихожан стало больше, так как в церковь шли даже те, кто потерял всякую надежду что-нибудь узнать о своих близких, приходили венчаться и крестить детей даже далекие от религии люди – те, кто не желал иметь никаких дел с немецко-оккупационными властями».
Известно, что легендарный партизанский командир Василий Корж и батюшка Иоанн дружили, родители Коржа – Захар Григорьевич и Александра Федоровна также были прихожанами хоростовской Покровской церкви. Доподлинно известно, что Василий Захарович, хоть и был членом партии, но был верующим. На Коржа на имя руководителя Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко даже составили донос за дружбу со священником. Про это вспоминает в своих дневниках и сам Корж. Он отмечал, что необходимо было перевоспитывать введенных врагом в обман людей, нетвердых и неуверенных, бороться буквально за каждого человека. И в этом направлении большую роль отводил именно батюшке Иоанну.
По воспоминаниям женщин, которых отобрали для направления на каторжные работы, перед тем, как приступить к расправе, немецкий офицер предложил батюшке Иоанну покинуть храм. Но он с достоинством заявил: «Свою судьбу я не отделяю от судьбы своей паствы. Что будет с ними, пусть случится и со мной».
Рассказывали, деревянная церковь горела быстро. Десятки огоньков поднимались вверх до креста, увитого дымом. И, несмотря на это, доносилось: «Тело Христово примите» - священник совершал главное церковное таинство – причащал людей, ведь это важнейшее, что должен успеть сделать верующий перед уходом в вечность…
Горели волосы, лица, одежда стоящих плотно людей…
По сведению очевидцев, не осталось никаких обожженных трупов и отдельных могил, о которых подчас рассказывают. На пожарище была только одна могила на всех 300 прихожан и батюшку Иоанна, на которой где-нигде были видны обугленные человеческие кости.
По такому же сценарию были сожжены в коровниках загнанные за околицу деревни люди из четырех сел. Вся деревня Хоростово сгорела дотла.
Перед смертью батюшка Иоанн успел обратиться к людям, сказав, чтобы все приготовились к встрече со Всевышним. Словами пробудил печаль за сделанные грехи и отпустил всем согрешения. Об этом в своих воспоминаниях рассказывал настоятель пузичского костела святой Анны ксендз Франтишек Кубша. В конце 1943-го по личному приказу Сталина за ним из Москвы был направлен самолет. А 24 февраля 1944 годы ксендз Франтишек Кубша принимает участие во втором Всеславянском съезде в Москве. Выступая с докладом в Колонном зале Дома Союзов, он публично заклеймил позором нацистов. Весь мир узнал о массовом уничтожении жителей деревень хоростовского региона и заживо сожженных прихожанах покровского храма вместе с его настоятелем.
Жизнь и служение Иоанна Лойко показали в нем настоящего духовника и патриота своего Отечества. Добровольно принявшего мученическую смерть вместе со своими прихожанами, мысли и чувства которых хорошо знал, с кем делил радости и беды, надежду и печаль своей трагической и героической судьбы.
СПРАВКА СБ
В операции под кодовым названием «Хорнунг» («Февраль») приняло участие около 20 000 оккупантов из войск вермахта. В приказе на операцию подчеркивалось, что ее район – «действительная Советская республика», где возобновлены местные органы советской власти, комендатуры, проводится всеобщая мобилизация. В связи с чем всем силам карателей приказывается уничтожить в этом районе все, «что может служить защитой и жильем», превратить район в «никем не занятое пространство, местное население расстрелять, живность, зерно и продукты забрать».