Протодиакон Павел Бубнов — о том, в чем сущность отцовства с точки зрения Православной Церкви
21.10.2024 10:12:00
В Беларуси родилась еще одна добрая традиция — 21 октября отмечается День отца. В чем сущность отцовства с точки зрения Православной Церкви?
Модель человеческой семьи как союза мужчины и женщины и рождающихся в этом союзе детей создана Богом. После грехопадения первых людей Адама и Евы, которое заключалось в нарушении Божией заповеди о посте, нарушилось общение человека с Богом, человек стал смертным, а его природа — искаженной. Искажение это коснулось всех сторон жизни, в том числе и семейной. Супружеская неверность, плохое воспитание детей, непочтение детей к родителям — все это, к сожалению, наполняет жизнь человечества от грехопадения первых людей до наших дней.
Однако Господь не оставил Свое создание — человека — без помощи. Он дал человечеству путеводные маяки — заповеди, которые помогают преодолеть искажения и выработать созидательный стиль жизни. С появлением Евангелия и созданием Христианской Церкви человек получил духовные силы для преодоления греховных искажений и воплощения в своей жизни первозданных божественных норм жизни семьи.
Глава в такой семье — муж. Лидерство мужа в семье — божественное установление. Но оно, как и все в человеческом мире, подверглось существенным искажениям. Все негативные формы псевдолидерства, основанные на насилии, неуважении, подавлении, являются последствиями греха и нуждаются в исцелении через церковную жизнь. Сущность освященного Богом лидерства мужа — в ответственности и заботе о духовном развитии и материальном достатке членов семьи. Сила, ум, воля действительно даны мужу и для служения супруге и детям, и для доброго и уважительного управления ими.
Нередко сферой конфликтов и непонимания являются отношения между мужем и женой. Как здесь должно реализовываться освященное Богом лидерство мужа? «Вы, сильные, немощи немощных носите» (Римл. 15:1), — говорит всем нам святой апостол Павел. Муж сильнее и физически, и психологически, он больше рационален, чем эмоционален. А значит, он как лидер семьи может и должен снисходительно и терпеливо относиться к присущим его супруге (как и большинству женщин) слабостям, переживаниям, эмоциям. Он может и должен носить ее на руках не только в прямом смысле, но и в переносном, по-доброму относясь к своей супруге во всех ее слабостях. Именно такая духовная сила и выдержка мужа становятся фундаментом его авторитета лидера в глазах жены. А если нет такой силы духа, то тогда, к сожалению, идет в ход домашнее насилие.
Сфере отношений отца со своими детьми обычно уделяется гораздо меньше внимания. В семьях работающих родителей этот вопрос чаще всего является зоной ответственности матерей. В божественном замысле о семье отец как ее лидер является и лидером в сфере воспитания детей. Он задает тон этого процесса своей супруге, мудро и с любовью ограничивая все неполезное в ее отношении к детям и поощряя все доброе. Отец призван быть верховным судьей в неизбежно возникающих конфликтах между детьми, а также исполнителем наказаний своего отцовского суда. Эти слова могут показаться грозными и отталкивающими. Однако славянское слово «наказание» является переводом греческого слова, однокоренного со словом «педагогика». Наказание — это не розги, ремень и горох. Это внимание к проступкам и системным недостаткам детей, развитие которых искажает их личность и закладывает фундамент больших проблем во взрослой жизни. Значит, правильно понимаемое и практикуемое «наказание» — это проявление отеческой любви к детям, это действенное желание им благополучия, это ежедневная работа по развитию добрых и полезных качеств их личности. Если мать традиционно заботится о питании, одежде, обуви, сне детей, беспокоясь, конечно, и о их личностном развитии, то отец, который меньше занимается бытовыми вопросами, может и должен уделять постоянное внимание личностям своих детей. Как они общаются с ближними, как выполняют работу по дому, что думают и чем интересуются. Вот это действительно задание для лидера.
Если мы почувствовали, что далеки от божественной нормы жизни семьи и отцовского служения, то сейчас самое время стать ближе к этому идеалу и сделать хотя бы что-то. А слово Божие и наследие святых Православной Церкви помогут нам в этом деле.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»
Модель человеческой семьи как союза мужчины и женщины и рождающихся в этом союзе детей создана Богом. После грехопадения первых людей Адама и Евы, которое заключалось в нарушении Божией заповеди о посте, нарушилось общение человека с Богом, человек стал смертным, а его природа — искаженной. Искажение это коснулось всех сторон жизни, в том числе и семейной. Супружеская неверность, плохое воспитание детей, непочтение детей к родителям — все это, к сожалению, наполняет жизнь человечества от грехопадения первых людей до наших дней.
Однако Господь не оставил Свое создание — человека — без помощи. Он дал человечеству путеводные маяки — заповеди, которые помогают преодолеть искажения и выработать созидательный стиль жизни. С появлением Евангелия и созданием Христианской Церкви человек получил духовные силы для преодоления греховных искажений и воплощения в своей жизни первозданных божественных норм жизни семьи.
Глава в такой семье — муж. Лидерство мужа в семье — божественное установление. Но оно, как и все в человеческом мире, подверглось существенным искажениям. Все негативные формы псевдолидерства, основанные на насилии, неуважении, подавлении, являются последствиями греха и нуждаются в исцелении через церковную жизнь. Сущность освященного Богом лидерства мужа — в ответственности и заботе о духовном развитии и материальном достатке членов семьи. Сила, ум, воля действительно даны мужу и для служения супруге и детям, и для доброго и уважительного управления ими.
Нередко сферой конфликтов и непонимания являются отношения между мужем и женой. Как здесь должно реализовываться освященное Богом лидерство мужа? «Вы, сильные, немощи немощных носите» (Римл. 15:1), — говорит всем нам святой апостол Павел. Муж сильнее и физически, и психологически, он больше рационален, чем эмоционален. А значит, он как лидер семьи может и должен снисходительно и терпеливо относиться к присущим его супруге (как и большинству женщин) слабостям, переживаниям, эмоциям. Он может и должен носить ее на руках не только в прямом смысле, но и в переносном, по-доброму относясь к своей супруге во всех ее слабостях. Именно такая духовная сила и выдержка мужа становятся фундаментом его авторитета лидера в глазах жены. А если нет такой силы духа, то тогда, к сожалению, идет в ход домашнее насилие.
Сфере отношений отца со своими детьми обычно уделяется гораздо меньше внимания. В семьях работающих родителей этот вопрос чаще всего является зоной ответственности матерей. В божественном замысле о семье отец как ее лидер является и лидером в сфере воспитания детей. Он задает тон этого процесса своей супруге, мудро и с любовью ограничивая все неполезное в ее отношении к детям и поощряя все доброе. Отец призван быть верховным судьей в неизбежно возникающих конфликтах между детьми, а также исполнителем наказаний своего отцовского суда. Эти слова могут показаться грозными и отталкивающими. Однако славянское слово «наказание» является переводом греческого слова, однокоренного со словом «педагогика». Наказание — это не розги, ремень и горох. Это внимание к проступкам и системным недостаткам детей, развитие которых искажает их личность и закладывает фундамент больших проблем во взрослой жизни. Значит, правильно понимаемое и практикуемое «наказание» — это проявление отеческой любви к детям, это действенное желание им благополучия, это ежедневная работа по развитию добрых и полезных качеств их личности. Если мать традиционно заботится о питании, одежде, обуви, сне детей, беспокоясь, конечно, и о их личностном развитии, то отец, который меньше занимается бытовыми вопросами, может и должен уделять постоянное внимание личностям своих детей. Как они общаются с ближними, как выполняют работу по дому, что думают и чем интересуются. Вот это действительно задание для лидера.
Если мы почувствовали, что далеки от божественной нормы жизни семьи и отцовского служения, то сейчас самое время стать ближе к этому идеалу и сделать хотя бы что-то. А слово Божие и наследие святых Православной Церкви помогут нам в этом деле.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»