Как сделать свою территорию местом комфортного проживания
13.12.2017 08:05:47
Вопрос на засыпку. Знаете ли вы депутата, представляющего ваши интересы в Парламенте, в районном или городском Совете? Уверен, что большинство читателей ответит отрицательно. Для пущей убедительности приведу данные социологов, которые выяснили, что своих депутатов республиканского и областного уровня знают соответственно только каждый десятый и седьмой респонденты. Чуть более узнаваемы народные избранники в районные и сельские Советы — их назвали около 30 процентов респондентов.
А теперь смоделируем ситуацию на примере одного населенного пункта. Допустим, в одном доме нет тепла, в другом не работает лифт и пора ремонтировать крышу, в соседнем дворе жильцы негодуют по поводу вырубки деревьев, где–то требуют ремонта дороги. И летят косяками, как стаи журавлей, жалобы и обращения в райисполкомы и министерства с просьбами о помощи.
Но во всем мире вопросы жизнеобеспечения (по крайней мере, большую их часть) решают именно органы местного самоуправления. И за тем, чтобы благоустроить детскую площадку или покрасить подъезд, люди идут не к районному или областному начальству, а к своему депутату. Ведь его и выбирали затем, чтобы он работал с людьми, помогал решать житейские вопросы, подсказывал, советовал, добивался. Если же в доме невозможно даже созвать собрание ЖСПК или вывести людей на субботник по благоустройству собственного двора, кого упрекать в этом?
Мы ленивы и нелюбопытны, говорил классик, и, как всегда, был прав. Конечно, куда проще мечтать о комфорте и, сокрушенно вздыхая, надеяться на дворников, сантехников, чиновников, чем взять инициативу в свои руки и начать что–то делать. В том, что неравнодушные инициативные люди способны на многое, говорят успешные примеры работы органов территориального общественного самоуправления. Чистый подъезд, свежевыкрашенные почтовые ящики, лифт, клумбы с цветами, скульптуры и даже тренажеры во дворе. Так может выглядеть любая придомовая территория, если за ней ухаживают не только коммунальщики, но и сами жители. Депутат Палаты представителей Наталья Климович уже много лет возглавляет коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (КОТОС) № 50 в Минске. Она уверена: активностью и личным примером всегда можно сплотить людей на добрые дела. Когда каждый из нас приведет в порядок свою территорию, то в порядке будут и родной город, и вся страна. С помощью комитетов общественного самоуправления многие проблемные вопросы снимаются быстрее. Активисты приходят со своими предложениями к депутатам, к руководству районных администраций. Интересные идеи и решения всегда находят понимание и финансовую поддержку у исполнительной власти.
В общем, нужная и для всех полезная работа. Но почему же не у всех она получается? Почему органы местного самоуправления по популярности находятся на последнем месте среди всех властных структур, значительно уступая местным администрациям, Парламенту, Правительству? Об этом много спорили, дискутировали на заседании «круглого стола», организованного Постоянной комиссией Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.
Да, многое упирается в несовершенство правовой базы. В стране с 2010 года действует закон о местном управлении и самоуправлении. Однако та его часть, которая посвящена общественному самоуправлению, во многом носит декларативный характер. Видимо, пришло время уточнить и конкретизировать полномочия КОТОС, четко прописать механизмы их взаимодействия с местными органами власти. Само собой, деятельность органов территориального общественного самоуправления требует определенных финансовых ресурсов. Источники финансирования законодательно вроде бы закреплены. Это могут быть добровольные взносы и пожертвования, кредиты, спонсорские средства. Но эти источники остаются скорее потенциальными, чем реальными средствами. Активисты КОТОС в один голос просят решить проблему хотя бы минимального финансирования этих значимых общественных формирований. Возможно, имеет смысл сформировать специализированный фонд за счет средств местных бюджетов либо запланировать в них соответствующие статьи расходов для финансирования конкретных мероприятий. Почему бы не отчислять в этот фонд определенный процент прибыли от сдачи в аренду помещений районной или городской собственности. Не помешало бы и создание специализированного интернет–ресурса, содержащего правовые документы, аналитические материалы по вопросам местного самоуправления. Для будущих управленцев в вузах хорошо бы ввести спецкурс «местное самоуправление».
В общем, предложений много, и не хотелось бы, чтобы они затерялись в пылу обсуждений. Логично было бы провести республиканское собрание представителей органов общественного самоуправления. Коллективный мозговой штурм наверняка помог бы найти оптимальные варианты укрепления и развития этого института.
konon@sb.by
А теперь смоделируем ситуацию на примере одного населенного пункта. Допустим, в одном доме нет тепла, в другом не работает лифт и пора ремонтировать крышу, в соседнем дворе жильцы негодуют по поводу вырубки деревьев, где–то требуют ремонта дороги. И летят косяками, как стаи журавлей, жалобы и обращения в райисполкомы и министерства с просьбами о помощи.
Но во всем мире вопросы жизнеобеспечения (по крайней мере, большую их часть) решают именно органы местного самоуправления. И за тем, чтобы благоустроить детскую площадку или покрасить подъезд, люди идут не к районному или областному начальству, а к своему депутату. Ведь его и выбирали затем, чтобы он работал с людьми, помогал решать житейские вопросы, подсказывал, советовал, добивался. Если же в доме невозможно даже созвать собрание ЖСПК или вывести людей на субботник по благоустройству собственного двора, кого упрекать в этом?
Мы ленивы и нелюбопытны, говорил классик, и, как всегда, был прав. Конечно, куда проще мечтать о комфорте и, сокрушенно вздыхая, надеяться на дворников, сантехников, чиновников, чем взять инициативу в свои руки и начать что–то делать. В том, что неравнодушные инициативные люди способны на многое, говорят успешные примеры работы органов территориального общественного самоуправления. Чистый подъезд, свежевыкрашенные почтовые ящики, лифт, клумбы с цветами, скульптуры и даже тренажеры во дворе. Так может выглядеть любая придомовая территория, если за ней ухаживают не только коммунальщики, но и сами жители. Депутат Палаты представителей Наталья Климович уже много лет возглавляет коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (КОТОС) № 50 в Минске. Она уверена: активностью и личным примером всегда можно сплотить людей на добрые дела. Когда каждый из нас приведет в порядок свою территорию, то в порядке будут и родной город, и вся страна. С помощью комитетов общественного самоуправления многие проблемные вопросы снимаются быстрее. Активисты приходят со своими предложениями к депутатам, к руководству районных администраций. Интересные идеи и решения всегда находят понимание и финансовую поддержку у исполнительной власти.
Да, многое упирается в несовершенство правовой базы. В стране с 2010 года действует закон о местном управлении и самоуправлении. Однако та его часть, которая посвящена общественному самоуправлению, во многом носит декларативный характер. Видимо, пришло время уточнить и конкретизировать полномочия КОТОС, четко прописать механизмы их взаимодействия с местными органами власти. Само собой, деятельность органов территориального общественного самоуправления требует определенных финансовых ресурсов. Источники финансирования законодательно вроде бы закреплены. Это могут быть добровольные взносы и пожертвования, кредиты, спонсорские средства. Но эти источники остаются скорее потенциальными, чем реальными средствами. Активисты КОТОС в один голос просят решить проблему хотя бы минимального финансирования этих значимых общественных формирований. Возможно, имеет смысл сформировать специализированный фонд за счет средств местных бюджетов либо запланировать в них соответствующие статьи расходов для финансирования конкретных мероприятий. Почему бы не отчислять в этот фонд определенный процент прибыли от сдачи в аренду помещений районной или городской собственности. Не помешало бы и создание специализированного интернет–ресурса, содержащего правовые документы, аналитические материалы по вопросам местного самоуправления. Для будущих управленцев в вузах хорошо бы ввести спецкурс «местное самоуправление».
В общем, предложений много, и не хотелось бы, чтобы они затерялись в пылу обсуждений. Логично было бы провести республиканское собрание представителей органов общественного самоуправления. Коллективный мозговой штурм наверняка помог бы найти оптимальные варианты укрепления и развития этого института.
konon@sb.by