Какая приватизация нам нужна?
29.08.2018 08:06:00
Евгений КОНОНОВИЧ
В Парламенте ко второму чтению готовятся изменения и дополнения в закон о приватизации государственного имущества. Вчера законопроект рассматривался на заседании Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике. Документ разработан по инициативе самих депутатов. Какие же новации предлагается внести в процесс приватизации и станут ли они магнитом для потенциальных инвесторов? Что предлагают депутаты? Этот вопрос был адресован одному из разработчиков законопроекта, заместителю председателя профильной комиссии Леониду Бричу. Его ответ:
— Во–первых, отменить плановые приватизационные списки. Этот подход себя не оправдал. Ведь как составлялись эти планы? Брались прежде всего убыточные неконкурентные предприятия с большими долгами, административно устанавливалась цена их продажи. Это отталкивало потенциального инвестора. Однако, чтобы успешно конкурировать на рынке, нужны новые технологии, современные практики управления. Не у всех предприятий для этого достаточно собственных средств. Значит, надо привлекать эффективного собственника — предлагать ему акции, имущество по рыночной стоимости. То есть по разумной цене.
Возникает резонный вопрос: кто будет этим заниматься? Парламентарии намерены делегировать это право местным Советам депутатов. Важный момент: речь идет только о тех объектах, которые не имеют стратегического значения.
Вторая новация касается уменьшения срока исковой давности по признанию приватизационных сделок с 10 до 3 лет. Леонид Брич уточнил:
— Этого времени достаточно, чтобы госорганы успели разобраться, не было ли каких–либо нарушений, и выставить при необходимости возможные иски. На мой взгляд, это весьма прогрессивный шаг, направленный на защиту прав собственности инвестора.
Впрочем, не стоит рассматривать приватизацию как панацею, обращает внимание председатель Постоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов:
— Это всего лишь один из инструментов совершенствования экономических отношений. Сегодня самая главная задача — это
повышение эффективности управления сложными активами, находящимися в госсобственности. Я вижу потенциал в организации новых малых и средних предприятий, которые могли бы стать локомотивом в продвижении инноваций, выходе на новые экспортные рынки...
Конечно, никто не собирается пускать процесс на самотек. Повальной, безоглядной и бездумной приватизации, распродажи за бесценок не будет. Депутат делает на этом особый акцент:
— В нашей Конституции четко сказано, что государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности. То есть вопрос о том, какой собственности в стране должно быть больше — частной или государственной, не стоит. Если предприятие приносит прибыль, выпускает конкурентный товар, стабильно платит налоги, зарплату людям, никто не будет его продавать. Если же оно погрязло в долгах и генерирует убытки, то, естественно, с ним надо что–то делать, в том числе рассматривать вопрос о его приватизации. Но ни в коем случае не в ущерб государственным интересам и трудовому коллективу.
— Во–первых, отменить плановые приватизационные списки. Этот подход себя не оправдал. Ведь как составлялись эти планы? Брались прежде всего убыточные неконкурентные предприятия с большими долгами, административно устанавливалась цена их продажи. Это отталкивало потенциального инвестора. Однако, чтобы успешно конкурировать на рынке, нужны новые технологии, современные практики управления. Не у всех предприятий для этого достаточно собственных средств. Значит, надо привлекать эффективного собственника — предлагать ему акции, имущество по рыночной стоимости. То есть по разумной цене.
Возникает резонный вопрос: кто будет этим заниматься? Парламентарии намерены делегировать это право местным Советам депутатов. Важный момент: речь идет только о тех объектах, которые не имеют стратегического значения.
Вторая новация касается уменьшения срока исковой давности по признанию приватизационных сделок с 10 до 3 лет. Леонид Брич уточнил:
— Этого времени достаточно, чтобы госорганы успели разобраться, не было ли каких–либо нарушений, и выставить при необходимости возможные иски. На мой взгляд, это весьма прогрессивный шаг, направленный на защиту прав собственности инвестора.
Впрочем, не стоит рассматривать приватизацию как панацею, обращает внимание председатель Постоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов:
— Это всего лишь один из инструментов совершенствования экономических отношений. Сегодня самая главная задача — это
Конечно, никто не собирается пускать процесс на самотек. Повальной, безоглядной и бездумной приватизации, распродажи за бесценок не будет. Депутат делает на этом особый акцент:
— В нашей Конституции четко сказано, что государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности. То есть вопрос о том, какой собственности в стране должно быть больше — частной или государственной, не стоит. Если предприятие приносит прибыль, выпускает конкурентный товар, стабильно платит налоги, зарплату людям, никто не будет его продавать. Если же оно погрязло в долгах и генерирует убытки, то, естественно, с ним надо что–то делать, в том числе рассматривать вопрос о его приватизации. Но ни в коем случае не в ущерб государственным интересам и трудовому коллективу.
Фото Александра ШУЛЬГАЧА